Как помочь ребёнку в период адаптации.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Князева Вера Ивановна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebyonku_v_period_adaptacii..doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Оказание помощи в период адаптации»

Педагог – психолог: Князева В. И.

22.09.2010 г.

     При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов – из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду,  таящую в себе много неизвестного. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение,- все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон,  аппетит, появляются различные страхи малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.

    Характер адаптации зависит от нескольких факторов-

          1.ВОЗРАСТА   (труднее всего переносят изменения условий жизни)

          2. СОСТОЯНИЯ здоровья и уровня развития ребёнка,

          3 БИОЛОГИЧЕСКОГО и социального  анамнеза.

    В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня

Ребёнка к режиму дошкольного учреждения.        Кроме того, у некоторых воспитателей сложились  упрощённое  представления об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших  в детский сад. Они считают, что плач и капризы  -результат избалованности и изнеженности в семье. МНОГИЕ ВООБЩЕ НЕ ВИДЯТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМ: «Скучно ребёнку в детском саду ? Плачет? Ничего страшного,         поплачет и перестанет. В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ПРОЦЕСС ПРИВЫКАНИЯ затягивается, у ребёнка формируется защитно- оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду.

        Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход  к решению проблемы адаптации:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.
  3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок-ребёнок» и обязательно включающей игры и упражнения.

1.  Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

              Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок  с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация.

      Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой  комнаты и спальни- они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребёнку было  приятно приходить в детский сад, нужно «ОДОМАШНИТЬ» группу. Зрительно  уменьшат помещение, сделают его более  уютным красивые занавески на окнах,

бордюр по верхнему краю стены .

     Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой  «ДОМИК», ГДЕ РЕБЁНОК МОЖЕТ побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик»можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вытянув из неё нижнюю доску  .

     Желательно рядом с «домиком» разместить живой  уголок. Растения        и вообще зелёный цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.                                                        

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трёхлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься в нём.

      Малыши ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны  выглядят непонятными,- никаких внешних причин для этого нет.

     Изодеятельность для ребёнка даёт возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, поэтому уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному воспитателю, цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребёнка,- тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

     Умиротворяюще  действуют на детей игры с песком и водой. Такие  игры летом легко организовать на улице. В осеннее-зимнее время нужно иметь уголок песка и воды в помещении.

     ( В нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей. Для увлекательных игр  используются ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки.

     Как  показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.  

     Проблемы со сном вызваны не только внутренним  напряжением, но и окружающей обстановкой,  отличной от домашней.  Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не даёт возможности расслабиться и уснуть.

      Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищённости ,придать спальне более уютный вид ,а главное – эта занавеска  которую сшила и повесила при ребёнке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с  которой он ложится спать. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном  малыша можно покачать, если он этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.   Ни в коем случае нельзя  насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить  на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

      Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность  детей в эмоциональном контакте со взрослым.

      Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание малыша на руках даёт ему чувство защищённости, помогает быстрее адаптироваться.  

       Маленькие дети  очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всё время была рядом.  Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом  с фотографиями всех детей группы и их родителей.  В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

       2.Работа с родителями. 

       Необходимое условие успешной адаптации- согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.

      Ещё до поступления малыша в группу воспитателей следует установить контакт с семьёй. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.  

       Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, причём не только на утреннюю, но и на вечернюю, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как  они радостно встречаются.

       Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние близких, особенно мамы, ребёнок тоже тревожится.

       Поэтому задача воспитателя- успокоить прежде всего  взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во что будет играть ,познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

       В нашем детском саду существуют правило: близкие родственники могут прийти в группу  в любое время и находиться в ней  столько, сколько найдут нужным. Родители должны быть уверенны в том, что  воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только их согласия.

        В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между  своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

       3. Игры в адаптационный период с детьми двух-трёх лет.

       Основная задача игр в этот период- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

        Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

   

                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду

В статье расказываеться о том,как сделать переход от дома к детскому саду более лёгким....

Как помочь ребёнку в период адаптации

Как помочь ребёнку в период адаптации...

Как помочь ребёнку в период адаптации.

Как помочь ребенку в период адаптацииПри поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки мальшг попадает в непривычную среду, таящую в себе мн...

Консультация для родителей " Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"

У каждой мамы задолго до  момента поступления в  детский сад возникает страх и неуверенность: как, такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обста...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации к ДОУ»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, кото...

Консультация «Как помочь ребёнку в период адаптации»

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...