Тест “Детский сад” - рисуночная методика
статья по теме

Иногда педагогу  нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.  Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». 

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы. 

1. Ребенок рисует только здание. 

2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. 

3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. 

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций . 

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?     Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он  чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе. 

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. 

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).  Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.  Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте. 

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.  Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п. 

Поэтому, через две недели  тест надо повторить, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуночная методика "Домик для эльфа"

Рисуночная методика "Домик для эльфа" Златы Королевы позволяет выявить отношение к окружающему миру. Всё, что нужно для работы - это незаконченный рисунок лесного пейзажа с маленьким эльфом, которому ...

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Программа психокоррекции страхов у детей 5-7 с использованием рисуночной методики.

Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в пр...

Рисуночные методики

Набор рисуночных методик, которые помогют мне в работе...

Познание самого себя с помощью рисуночных методик.

Выступление на семинаре-практикуме «Руки – интеллект человека»...

Тест "Детский сад" - рисуночная методика

Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей гр...

Рисуночные методики Методика «Барашек в бутылке»: выявляем эмоциональные проблемы в семье

Одно из условий хорошей адаптации ребенка к детскому саду и в будущем к школе – благополучные детско-родительские отношения. Чтобы определить, как ребенок чувствует...