Рисуночные методики Методика «Барашек в бутылке»: выявляем эмоциональные проблемы в семье
тест по коррекционной педагогике (старшая группа)

Савельева Надежда Михайловна

Одно из условий хорошей адаптации ребенка к детскому саду и в будущем к школе – благополучные детско-родительские отношения. Чтобы определить, как ребенок чувствует себя в семье, выявить эмоциональные проблемы, используйте адаптированный вариант проективной методики "Барашек в бутылке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_barashek_v_butylke.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуночные методики

Методика «Барашек в бутылке»: выявляем эмоциональные проблемы в семье

Одно из условий хорошей адаптации ребенка к детскому саду и в будущем к школе – благополучные детско-родительские отношения. Чтобы определить, как ребенок чувствует себя в семье, выявить эмоциональные проблемы, используйте адаптированный вариант проективной методики "Барашек в бутылке".

Методика «Барашек в бутылке» является проективной, диалогической, с элементами визуализации и медитации. Разработала ее Т.П. Репнова, кандидат психологических наук, практикующий психолог (город Одесса). Оригинальная методика помогает выявить психологическое состояние человека в процессе развития в утробе матери: как ему там было, как он справился с родовой травмой.

Адаптированный вариант методики в статье позволит диагностировать эмоциональное состояние и психологическое самоощущение ребенка 6–7 лет в семье, скорректировать нарушения эмоциональной сферы и детско-родительских отношений.

Как подготовить ребенка к диагностике

Перед диагностикой убедитесь, что ребенок находится в нормальном психологическом состоянии, накануне не было стрессовых ситуаций – иначе вы получите искаженные результаты. Используйте для этого (на выбор):

• проективные рисуночные методики – например, «Нарисуй свое настроение». Имейте в виду – эти методики занимают много времени, ребенок может устать, и ему не хватит сил для дальнейшей работы;
• шкальные методики («лесенка настроения»);
• метафорические карты – например, колоды Emotion cards; «Детство» Ю. Святенко; «Огонь, мерцающий в сосуде» Т. Ушаковой; «Из сундука прошлого» Г. Кац и Е. Мухаматулиной; «Воспоминания о детстве» Т. Федоровой и др.

Кроме методик, проведите релаксационные упражнения, игры-визуализации под спокойную музыку, чтобы снять психоэмоциональное напряжение.

Интересные релаксационные упражнения можно найти в работах «Релаксация в “Гнездышке”» Л. Дьяченко, «Комплексы упражнений для релаксации» Т. Подюковой, «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми» Н. Котиковой, «Релаксационные игры для детей раннего возраста» А. Фазлетдиновой.

Как проводить диагностику

Форма проведения диагностики – индивидуальная. Продолжительность – 35–40 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).

Для диагностики подготовьте материалы: лист бумаги А4 (лучше возьмите альбомный лист – он прочнее), карандаши или краски, кисточки, мелки.

Ребенку 7 лет предложите вылепить фигурку из пластилина, соленого теста, массы для лепки, а затем разрисовать. Если у ребенка нет аллергии, он может разукрасить с помощью детских пальчиковых красок. В этом случае подготовьте клеенку и влажные салфетки.

Инструкция ребенку: «Ты любишь рисовать? А сказки любишь? Сегодня мы будем с тобой рисовать и сочинять сказку. У меня есть бумага и карандаши (краски и кисточки, мелки). Нарисуй, пожалуйста, барашка в бутылке».

Дайте ребенку время, чтобы сосредоточиться, не торопите, только поддерживайте. Если у него возникнут вопросы – отвечайте. Задавайте уточняющие вопросы по ходу рисования, например по поводу цветов, которые он использует.

Если для диагностики вы выбрали лепку, предложите ребенку сначала взять в руки маленький кусочек пластилина (массы для лепки) и подружиться с ним – попросите его закрыть глаза, почувствовать пластилин на ощупь и ответить на вопрос, какой он (твердый или мягкий, холодный или теплый, приятный или нет).

Когда ребенок закончит рисовать, обсудите с ним получившийся рисунок и предложите сочинить сказку.

Вопросы для обсуждения:

• Как барашек оказался в бутылке? Что он там делает?
• Как чувствует себя барашек?
• Как чувствует себя бутылка?
• Хочет ли барашек выбраться из бутылки? Почему? Если да, то как?
• О чем мечтает барашек?
• О чем мечтает бутылка?
• Что тревожит барашка?
• Что может тревожить бутылку?

Ответы на вопросы фиксируйте – в дальнейшем вам легче будет написать заключение.

Нормальными считайте ответы: «ему там хорошо, тепло, комфортно», «немного тесновато, но он может выбраться без проблем» и т. п. Ответы с негативной окраской, например «ему там плохо, одиноко, холодно, грустно», требуют работы с ребенком.

Ребенок может включать в сюжет сказки любых героев: Бабу-ягу, Монстра, Медведя. Ваша задача – «волшебным образом» обезвредить отрицательных героев, которых придумал ребенок.

Чтобы оценить проделанную работу и отследить изменения в состоянии дошкольника, в конце обследования попросите его нарисовать свое настроение.

По каким параметрам интерпретировать рисунок

Интерпретируйте рисунок по двум основным параметрам:

• основные персонажи;
• манера рисования.

Обратите внимание на цвета, которые ребенок выбрал для рисунка. Для интерпретации цветового выбора используйте «Энциклопедию признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии» Л.Д. Лебедевой, Ю.В. Никоноровой, Н.А. Таракановой. Помните, что один и тот же цвет дети воспринимают по-разному (красный – красивый, злой, энергичный).

Основные персонажи

Основные персонажи на рисунке – барашек и бутылка.

Барашек символизирует самого ребенка. Насколько ярко, четко, интересно прорисован барашек, настолько легко, позитивно и благоприятно ребенок ощущает себя в семье и наоборот.

Хорошо прорисованные рожки и ноги – признак упрямства, борьбы и отстаивания своего мнения, возможно сопротивление ребенка по отношению к родителям. Рога и копыта часто встречаются, когда происходит психологическое и эмоциональное отделение от семьи. Также они могут быть признаком агрессивности. Если автор изображает барашка в негативном образе, трактуйте это как непринятие себя.

Бутылка – символ родительской семьи. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки – близость ребенка к маме, потребность в ее внимании, заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы – у ребенка отцовские черты характера.

Положение барашка в бутылке – бутылка может быть изображена в горизонтальном и в вертикальном положении. Барашек, который твердо стоит на ногах на дне бутылки, встречается в рисунках детей, которые чувствуют стабильность, устойчивость в семье.

Направленность барашка к горлышку бутылки можно рассматривать как желание выйти из бутылки и отделиться от родительской семьи. Если барашек изображен спиной к горлышку, то это может говорить о нежелании ребенка становиться самостоятельным, наличии страха и опасений, неуверенности.

Проанализируйте изображение бутылки и обратите внимание на соответствие размеров горлышка и барашка. Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или, может, барашек крупнее горлышка? А может, ему только кажется, что он может покинуть бутылку? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки?

В некоторых рисунках горлышко закрыто пробкой, это может говорить о проявлениях гиперопеки – ребенок ощущает контроль со стороны родителей, все решения они принимают за него.

Если внутреннее пространство бутылки ребенок украсил элементами интерьера, создал замкнутый уютный микроклимат, это говорит о том, что он положительно воспринимает чрезмерную родительскую опеку. Родители окружают всем необходимым и тем самым лишают его права самостоятельно принимать решения – это может быть причинами неуверенности в себе, социальной несмелости ребенка.

Если ребенок говорит, что барашку в бутылке тесно («бутылка очень маленькая»), можно предположить, что мама этого ребенка слишком давит на него, доминирует над ним, требовательна и строга.

Если бутылка имеет трещины, сколы или разбита, то это может свидетельствовать о наличии психологических травм, пережитых ребенком в родительской семье.

Иногда дети подписывают бутылку названием алкогольного напитка, это может говорить о том, что в данный момент они формируют свое отношение к алкоголю. Подобные рисунки – повод, чтобы провести соответствующие воспитательные и коррекционные мероприятия.

Если у ребенка в жизни сложная ситуация, то он может нарисовать бутылку из-под яда, алкоголя
и т. п.

Обратите внимание на то, куда обращено горлышко бутылки:

• вверх – ощущение ненужности действий (из такой бутылки очень трудно выбраться), недосягаемость цели, тайные переживания;
• вниз – фиксация на препятствиях, которые мешают удовлетворить потребности, воспитание в семье проходит по типу гиперопеки;
• влево – пассивность, бездействие, акцент на прошлом (каком-то событии), боязнь активности, склонность к размышлениям. У ребенка низкий уровень притязаний;
• вправо – бунтарство, непослушание, самостоятельность ребенка, его прямота и бескомпромиссность. Возможно, он представляет бутылку как проблему.

Если барашек не хочет выходить из бутылки, то это может говорить о том, что отсутствует необходимость развиваться или все потребности удовлетворены и у ребенка нет мотивации.

Если ребенок рисует ценную бутылку, которая украшена драгоценностями, – это говорит о том, что окружающая среда, занятия, кружки, впечатление, которое ребенок производит на окружающих, ценятся больше, чем он сам.

Манера рисования

Манеру рисования проанализируйте по следующим параметрам – нажим на карандаш, особенности линий, размер и расположение рисунка на листе, тщательность и детализированность рисунка.

1. Нажим на карандаш – показатель психомоторного тонуса.

Слабый нажим (линия едва видна) говорит об астении, пассивности, иногда депрессивном или субдепрессивном состоянии.

При астении ухудшается память, внимание, появляются плаксивость, капризность, раздражение, неуверенность в себе. Для субдепрессивного состояния (легко выраженной депрессии) характерны пониженное настроение, пессимистическая оценка событий и снижение работоспособности.

Сильный нажим (карандаш продавливает бумагу) свидетельствует об эмоциональном напряжении, ригидности, импульсивности.

Слишком сильный нажим (карандаш рвет бумагу) говорит о конфликтности, гиперактивности, иногда агрессивности, возбуждении. Также это может свидетельствовать о пограничном или психотическом состоянии – грубом нарушении оценки реальности.

Изменчивый нажим говорит об эмоциональной лабильности (подвижности, переключении). Особенно сильные колебания нажима – об эмоциональной неустойчивости; иногда остром состоянии. Острые состояния развиваются в случае, если ребенок является свидетелем ссор между родителями, испытывает испуг по поводу ухода отца из семьи, смерти близкого члена семьи и т. п.

2. Особенности линий. Штриховые линии говорят о наличии тревожности как черты характера. Частая штриховка свидетельствует о тревоге на момент обследования, стрессовом состоянии, иногда импульсивности.

Эскизные линии – сначала ребенок делает слабые линии, затем наиболее удачные обводит более жирным – отражают стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. Линии, которые «промахиваются», не попадают в нужную точку, можно трактовать как признаки импульсивности, органического поражения мозга, иногда гиперактивности.

Импульсивные и астеничные дети не доводят линии до конца.

3. Размер рисунков. Большой размер (рисунок занимает весь лист) говорит о тревоге как состоянии на момент обследования, стрессовом состоянии, иногда импульсивности, гиперактивности. Малый размер (рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте) свидетельствует о депрессии, низкой самооценке. У эмоционально неустойчивых детей размер рисунка варьируется.

4. Расположение рисунка на листе. Рисунок расположен в верхней половине листа (но не в углу) – у ребенка завышенная самооценка, он стремится к большим достижениям. В нижней половине – сниженная самооценка. Смещение рисунка в сторону может говорить об органическом поражении мозга. Рисунок выходит за границы листа у импульсивных детей, которые испытывают острую тревогу. Может встречаться при пограничном, невротическом или психотическом состоянии. В углу листа рисунок расположен у детей, которые испытывают депрессию или субдепрессию.

5. Тщательность и детализированность рисунков. Большое количество разнообразных деталей свидетельствует о демонстративности, живом воображении, творческой направленности. Большое количество однотипных деталей наблюдается у ригидных, тревожных детей.

Малое количество деталей, схематичность (по отношению к возрастной норме) – у астеничных, импульсивных детей. Также это может быть проявлением негативизма, отрицательного отношения к обследованию, замкнутости, низкого уровня умственного развития.

Для импульсивных, с низкой мотивацией, негативно настроенных детей характерна небрежность (по отношению к возрастной норме) в рисунках. Тщательность и детализированность рисунков – у эмоционально лабильных.

По результатам диагностики обсудите рисунок с родителями ребенка (с его согласия). Особенно – если результат насторожил, а в рисунке наблюдаются признаки тревожности, страхов. Возможно, после беседы вам будет необходимо провести углубленную диагностику детско-родительских отношений, а затем коррекционную работу с детско-родительской парой.

Примеры рисунков и их интерпретация

Интерпретация рис. 1

Автор – девочка, 6 лет. Впечатление от рисунка позитивное, теплое. Девочка ощущает себя в родительской семье спокойно и уверенно, чувствует любовь и заботу родителей. Родители окружают всем необходимым, но не лишают ребенка права на самостоятельность (горлышко широкое, над ним светит солнышко). Признаки импульсивности, демонстративности (у барашка четко прорисованные реснички, алые губы, украшения в виде цветочков внутри бутылки). Последнее подтвердилось наблюдениями за девочкой в группе, беседой с воспитателями.

Рис. 1. Барашек и солнышко

Интерпретация рис. 2

Автор – мальчик, 6,5 лет. Признаки активности, энергичности, иногда демонстративности, агрессивности ребенка. Ребенок уверен в себе, открыт и общителен, имеет лидерские наклонности. Мальчик стремится к самостоятельности. Это стремление, а также «мужской» тип поведения поддерживаются родителями, особенно папой.

Рис. 2. Активный барашек

Интерпретация рис. 3

Автор – мальчик, 6,5 лет. Признаки тревожности, неуверенности в себе, страхов перед самостоятельным решением. Горлышко бутылки закрыто, сама бутылка «узкая», что свидетельствует о воспитании в семье по типу «гиперопеки». Последнее подтвердилось в беседе с мамой, данными методики АСВ, опросника В. Миниярова.

Цветовая гамма однотонная, рисунок выполнен простым карандашом, что говорит о подавленном состоянии. В беседе ребенок высказал пожелание барашку выбраться из бутылки.

Рис. 3. Барашек в закрытой бутылке

Интерпретация рис. 4

Автор – мальчик 6,5 лет. Рос до недавнего времени в полной, внешне благополучной семье. Месяц назад отец покончил с собой. Отклонения в поведении наблюдались и ранее: мальчик был легко возбудим, неуправляем, демонстративен. Сейчас мальчик замкнулся, стал агрессивен, проявляет озлобленность.

Расколотая бутылка – наличие психологической травмы. Рисунок выполнен, скорее, формально, использован один черный цвет, что говорит о тревожности, неуверенности в себе.

Ножки-палочки барашка, который как будто парит в бутылке, могут говорить о потере опоры, стабильности в семье. Зачерненные глаза – показатель страха, тревожности. Острые рожки – признак агрессивного поведения, возможно, как варианта психологической защиты.

Рис. 4. Барашек в перевернутой бутылке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

«Использование инновационных методик песочной терапии, в процессе коррекции эмоциональной сферы детей с РАС»

laquo;Самая лучшая игрушка для детей — куча песка»К.Д. Ушинский.            Современные дети живут в условиях многочисленных огранич...

Методика обучения сюжетно -ролевой игре дошкольников с проблемами интеллектуального развития

Методика обучения сюжетно -ролевой игре дошкольников с проблемами интеллектуального развитияИгра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недо...

Диагностический тест "Барашек в бутылке"

Детско-родительским отношениям отводится особая роль в развитии ребенка, становлении эмоциональной и личностной сферы. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители обучают регулировать и упоря...

на 1 категорию .использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методики методик.

на 1 категорию .использование в образовательном процессе  современных образовательных технологий и методики методик....

Адаптированный вариант диагностической проективной методики "Барашек в бутылке» (Т.П. Репнова)

Диагностическая методика, которая позволит понять уровень психологического комфорта в семье. Применяется с детьми от 6 лет....