Методика обучения сюжетно -ролевой игре дошкольников с проблемами интеллектуального развития
презентация
Методика обучения сюжетно -ролевой игре дошкольников с проблемами интеллектуального развития
Игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра имеет первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступает ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи.
Основное средство формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры.
Процесс обучения игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии строится с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей.
Следовательно, в подходах к процессу обучения игре нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, а также в решении конкретных методических вопросов можно найти много общих черт
Построение процесса обучения игре на основе дидактических принципов Принцип связи содержания обучения с жизнью и опытом детей, принцип руководящей роли педагога в процессе обучения, принцип воспитывающей и развивающей направленности процесса обучения и т.д. Общность содержания обучения игре Содержание детских игр всегда отражает особенности деятельности людей в той социальной среде и той культуре, в которой они воспитываются.
Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей. Вместе с тем процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в целом в игре, в частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.
Использование различных форм организации процесса обучения игре, а также разнообразных методов и приемов, обеспечивающих формирование знаний - умений и навыков В процессе подготовки к обучению игре предлагается использовать разнообразные формы ее организации (занятие, наблюдение, экскурсия, труд, а также свободные игры и занятия)
Комплексный характер обучения игре предполагает формирование у детей не только игровых действий, но и системы знаний о жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также обогащение социального и эмоционального опыта и др.
ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении игре В организации работы с ребенком педагоги должны учитывать на только проявления имеющихся у ребенка отклонений, но и характер медикаментозного лечения, получаемого им в данный момент, поскольку зачастую оно оказывает сильное влияние на состояние психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
Активность и самостоятельность Активная деятельность ребенка - ведущий фактор его психофизического развития. У детей с проблемами интеллектуального развития уже на ранних этапах онтогенеза ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру. Поэтому они нуждаются в постоянной активизирующей стимуляции извне.
Сниженный темп обучения В силу инертности, тугоподвижности основных нервных процессов вся психическая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью протекает заменено. Они с трудом формируются, быстро распадаются, уподобляются, что обусловлено недостатками замыкательной функции головного мозга. Эта особенность сказывается на процессе формирования игровой деятельности у детей (его содержание и организации). Замедленное формирование отдельных игровых действий приводит к тому, что ребенку недостаточно одной обучающей игры.
Для того чтобы научится, например, укладывать куклу спать или ее умывать, необходимо 3-4 недели учебного времени, что значительно больше, чем в работе с нормально развивающимися детьми. Соответственно и перечень сюжетов, который может быть использован в течение учебного года, очень небольшой.
Структурная простота содержания игровой деятельности имеет особое значение в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В процессе формирования игровой деятельности особое место занимает обучение детей игровыми действиями. Любое действие, даже самое простое, состоит из ряда операций.
Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности ребенок с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно этого сделать не может. Поэтому в процессе его обучения любому действию необходимо выделить каждую операцию в цепочке, привлечь к ней его внимание, фиксируя ее взглядом и соотносить ее со словесным подкреплением. Только многократное повторение такой процедуры позволит ребенку понять смысл отдельных операций и вспомнить порядок их выполнения.
Повторность в обучении Необходимость повторности в обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью вызвана особенностями формирования у них условно рефлекторных связей.
В связи с тем, что в процессе одного игрового занятия, как правило, не удается сформировать у детей то или иное игровое действие или цепочку действий, требуется проведение двух и более игр-занятий с одним и тем же содержанием. Поэтому в процессе обучающих игр необходимо использовать разнообразные игрушки, изменять условия выполнения действий.
Спасибо за внимание