"как воспитать вежливого ребёнка"
статья (средняя группа) по теме
составила: Трамова Лаура Юрьевна
воспитатель ГБОУ детский сад №1245
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 564.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях (внешнее проявление культуры – вежливость, и культуры внутренней).
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.
Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
- Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
- У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
- Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место»
С чего начинать воспитание культуры?
Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя совсем плохо – маска дракона.
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Представьте такую ситуацию:
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.
- Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
Для привития детям навыков культурного поведения и хороших манер необходимо:
- Чтение книг с ярким примером хороших манер
- Общение с авторитетными для ребёнка людьми
- Постоянство и настойчивость в обучении
- Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
Речевой этикет
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памяткой
«Секреты воспитания вежливого ребёнка»
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете
себя:
- - Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям.
- - Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и ни в коем случае не применяете в виде воспитательной меры физические наказания.
- - Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка.
- - Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываете только в отсутствие ребёнка.
- - Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их и себе.
- - Уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: "Ты ещё маленький", "Тебе еще рано".
- - Не забываете говорить ребенку "пожалуйста", "спокойной ночи", "спасибо за помощь", а также часто используете похвалу.
- - Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике и, наверняка, имеют положительные результаты.
Известная поэтесса А.Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела
Мне помогает похвала»
- Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом или же следует хвалить только за результат?
- Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?
Подумайте над этим.
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Хвалите ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение. Все ли из этих правил выполняет ваш ребёнок?
- Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
- Аккуратно складывает одежду.
- Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
- Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
- Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
- Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
- Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
- При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
- Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.
- Не говорит матерных слов.
- Обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных
Подумайте, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
Воспользуйтесь нашими советами, которые вы сегодня прочитали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в ваших руках.
Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-333306-1515624657.jpg)
Как воспитать вежливого ребёнка.
Вежливый, воспитанный ребенок – это ребенок, который умеет занять себя сам, понимает, что взрослые – тоже люди, и не нужно постоянно требовать их внимания бесконечными истериками, – говорит мама трехл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-526891-1416935863.jpg)
Консультация: "Как воспитать вежливого ребёнка: правила для родителей".
Консультация для родителей ответит на вопрос: Как воспитатть вежливого ребёнка?Данный материал будет интересен педагогам....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-730246-1485874226.jpg)
"Как воспитать вежливого ребёнка" консультация для родителей
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку ве...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/13/picture-1162493-1568362033.jpg)
Консультация для родителей "Как воспитать вежливого ребёнка"
quot;Как воспитать вежливого ребёнка"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-973185-1510594773.jpg)
Консультация для родителей "Как воспитать вежливого ребёнка"
Расширить знания детей о необходимости применения вежливых слов в своей речи; способствовать формированию нравственного воспитания....
Консультация для родителей "Как воспитать вежливого ребёнка"
Консультация для родителейКак воспитать вежливого ребенка?...