Главные вкладки

    Родительское собрание "Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе."
    материал (подготовительная группа) по теме

    Консультация для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon problema_gotovnosti_rebyonka_k_shkole.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

             Выявление способа познания, как условие

         успешного обучения ребёнка в школе.

                 (Проблема готовности ребёнка к школе).

                    Специалисты в области образования предлагают рассматривать проблему подготовки детей к школе, исходя из индивидуальных потребностей ребёнка, с учётом его индивидуального способа познания.

                    Ещё в младенчестве у каждого ребёнка может быть определён (по наблюдениям родителей и педагогов) способ познания окружающего мира, который окажет влияние на его дальнейшую способность адаптироваться в обществе, умением держаться в коллективе сверстников, на его физическое развитие и успехи в учёбе.

                    С самого раннего детства каждый ребёнок явно обнаруживает свои сенсорные предпочтения – т.е. то, к какой именно информации его влечёт – зрительной, слуховой или тактильной. Выявлены три способа познания окружающего мира. Для их описания уместно будет пользоваться такими терминами, как «зритель», «слушатель» и «деятель».

                    Иногда ребёнок отдаёт настолько решительное предпочтение какому-нибудь одному способу обучения, что остальные каналы получения информации как бы «блокируются», что приводит к одностороннему развитию.

                    Речь не идёт о том, что какой-то из этих способов познания правильный или неправильный. Не говорится и о целенаправленной выработке в ребёнке определённого способа познания. Однако существует связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками – теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, - и успешной учёбой ребёнка. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребёнка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьёзного внимания со стороны родителей!

                    Есть ли какая-то связь между полом ребёнка и приобретённым способом познания? Правда ли, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики? Здесь нет однозначного ответа. Но замечено, что девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше мальчиков. С другой стороны, у мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое чувство пространства, чем у девочек. Таким образом, мальчики чаще всего относятся к зрителям, обладающим определёнными навыками, которые затем помогут им в школе, или к деятелям, которым учение не будет даваться столь легко.

                    Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин – спортсменок и актрис, а также глубоко восприимчивых мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель или зритель-слушатель. Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, вполне определённый и чётко выраженный способ познания.

                    ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЗРИТЕЛЯ»

                    «зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать своё понятие о нём. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев. Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл), лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с лёгкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видеоигры.

                    Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители могут легко справляться с задачами, требующими наличия развитых тонкомоторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

                    ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛУШАТЕЛЯ»

                    «Слушатели» познают окружающий мир воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Слушателей-младенцев успокаивает музыка, знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя. В более старшем возрасте они любят слушать магнитофонные кассеты  радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, «Мама, мама, можно мне?» или игры с отгадыванием слов. Слушатели получают удовольствия от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.

                    Так как основное внимание слушателей приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными моторным восприятием.

                    ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ДЕЯТЕЛЯ»

                    «Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинетическим) способом, то есть путём непосредственно прикосновения или движения. Такой способ получения информации предпочитает сильно развитую моторику, активнее движение, а значит, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног, стопы и т.д. большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигают сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колёсах. Из-за врождённой координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

                    Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать своё внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоёвывают авторитет среди сверстников. В то же время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие их черты характера, как раздражимость и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы – гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.

    «Деятели» постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятием зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

    СПОСОБ ПОЗНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕБЁНКА

    Какой способ познания у вас, родителей? Вы скоро убедитесь, что свойственный вам способ познания может существенно повлиять на коммуникабельность вашего ребёнка и его успехи в школе, а также в значительной степени определяют вашу способность помочь своему ребёнку в познании окружающего мира. Хорошо, если способы познания кого-то из родителей и ребёнка совпадают. В этом случае мать или отец, вспоминая юные годы, могут адекватно и реалистично реагировать на поведение ребёнка в коллективе и его способы познания. Однако, для всестороннего и сбалансированного развития ребёнка, которое ему так пригодится в будущем, необходимо привить навыки, свойственные всем способам познания. Чтобы справиться с этой задачей, родителям, так же как и их ребёнку, придётся обратиться к чуждым им способам познания.

    А что если способы познания матери или отца не совпадают со способом познания их ребёнка? Вероятней всего, в процессе воспитания они столкнуться с ещё большими трудностями, обусловленными простым фактом – врождённые способности человека могут сказаться врождёнными недостатками другого. В таком случае только терпение и самодисциплина научат вас понимать ребёнка и помогать ему.

    Способы познания родителей играют важную роль, ведь по ним можно судить, какие именно раздражители выбираются для ребёнка. Когда взрослые помнят об этом, им легче понять проблемы своих детей. Некоторые родители довольно часто говорят, что испытывали трудности в тех же областях знаний, что и их дети: «Мне тоже с трудом давалась математика, ничего не мог запомнить. Стыдно признаться, но я даже в старших классах считал на пальцах». Или от родителей, у которых ребёнок с плохими навыками чтения можно слышать: «Я понимаю свою дочь. Я тоже не знаю, как произносится половина слов. Так что сама помочь ей не могу!».

    Вспомните, как часто вы думаете: «Господи, она вылитая мать (дедушка или тётя)!» - когда видите безуспешные попытки ребёнка устоять на коньках, или когда не можете оторвать его от книги, или когда слышите, с какой яростью она барабанит по клавишам своими непослушными пальцами. На самом деле, подобные сравнения приходят вам на голову далеко не случайно. Они говорят о том, что у детей существует и проявляется способ познания! Таким образом, вы и ваш ребёнок можете отдавать предпочтение одному и тому же способу познания, а значит, соответствовать друг другу, как соответствуют отдельные кусочки пазла (головоломки). Но с той же вероятностью, ваши способы познания могут не совпадать, и у ребёнка будет больше сходства с кем-нибудь из ближайших родственников. Несоответствия способов познания особенно часто проявляются в семьях, воспитывающих чужого ребёнка, так как здесь исключено влияние генетического кода и выбор носит случайный характер.

     У вас и вашего ребёнка могут совпадать, а могут и не совпасть сенсорные предпочтения, но совершенно очевидно, что они будут оказывать влияние на все стороны его жизни, начиная с поведения в обществе и кончая выбором увлечений и способностью преодолевать жизненные трудности. Сенсорные предпочтения могут повлиять и на взаимоотношения в семье, поскольку общение между её членами происходит в соответствии с их способами познания. Свой собственный опыт познания, а также способ познания ребёнка вы определите при помощи блиц тестов, а затем, что очень важно, узнаете, как можно усовершенствовать врождённые и развивать новые способности к познанию у ребёнка.

    СТОИТ ЛИ ВМЕШИВАТЬСЯ В РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ ПОЗНАНИЯ?

    Как быть с детьми, которые в своём развитии сталкиваются с определёнными проблемами, но в целом развиваются нормально? Нужно ли с ними заниматься? Конечно, нет ничего плохого в том, что ребёнок-зритель, предоставленный самому себе, станет несколько замкнутым, но великолепным программистом. Нет никакой катастрофы и в том, что слушатель-старшеклассник, чьи невысокие способности в определённой области также остаются невостребованными, всеми силами пытается уклониться от математики и естественных наук, потому что его оценки по этим предметам ухудшают его средний балл успеваемости. И трудно найти такой класс, где не было бы хотя бы нескольких детей, считающих минуты до звонка, который спасает их от унизительного сознания своей неспособности.

    Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы не справедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время как небольшие усилия со стороны родителей – несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или иному делу – могут сделать ребёнка многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.

    Немного информации, чуть больше организованности, обоснованно подобранные игрушки и методы – вот и всё, что вам нужно для того, чтобы определить приоритетный способ познания вашего ребёнка и развить его способности. Если вы хотите точно знать, каким образом вы можете открыть перед вашим ребёнком как можно больше дорог в будущем, придав здоровое равновесие его навыкам в области познания, внимательно прочтите то, что следует дальше.

    ПРИЁМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБА ПОЗНАНИЯ.

    Развитие зрительских навыков.

    1. Посоветуйте ребёнку попробовать собирать модели автомобилей и самолётов из наборов готовых деталей.
    2. Посмотрите с ребёнком географические карты. Детям нравиться видеть изображение своего города на карте.
    3. Покажите ребёнку книгу о звёздах и созвездиях, а потом помогите ему отыскать их на небе. Посетите с ребёнком планетарий.
    4. Спрячьте какой-нибудь маленький «клад» дома. Потом нарисуйте план с визуальными предметами, с помощью которых ребёнок сможет найти место, где находится «клад».
    5. Попробуйте с ребёнком собрать какую-нибудь несложную головоломку. Посоветуйте ему выбирать детали в соответствии с картинкой, а не по их форме.
    6. Приучайте ребёнка обращать внимание на предметы окружающей обстановки, выделяя в них отдельные детали, их форму, цвет и величину.
    7. Купите ребёнку детские журналы с несложными лабиринтами, головоломками.
    8. Научите ребёнка игре под названием «Морской бой». Эта игра способствует визуальному восприятию информации и помогает научиться узнавать цифры и буквы.
    9. По возможности как можно чаще посещайте выставки, музеи, позаботившись о том, чтобы он воспринимал информацию различными сенсорными путями.
    10. Научите ребёнка играть в шашки или поддавки.
    11. Прочитав ребёнку сказку или рассказ, предложите выполнить задание на изображение действий разных персонажей, используя мимику и жесты.
    12. Включайте в общение с ребёнком игры на развитие воображения, памяти, внимания: «На что похоже?», «Что это может быть?», «Превращения», «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Чем похожи и чем отличаются эти предметы?», «Какую ошибку допустил художник?», «Чьи изображения спрятаны в рисунке?» и др.

    Развитие слушательских навыков.

    1. Разрешайте ребёнку звонить по телефону родственникам и друзьям.
    2. Читая рассказ или сказку предложите ребёнку иллюстрировать их отдельные события.
    3. Почаще читайте стихи и играйте в игру «Подбери рифму к слову».
    4. Устраивайте прослушивание грамзаписей и аудиокассет со сказками и детскими песенками.
    5. Выполняйте задания на сочинение совместного рассказа. Запишите ваши голоса на магнитофон, прослушайте запись, а потом попробуйте рассказать вашу историю ещё раз с новыми подробностями и другими голосами.
    6. Посмотрев программу телепередач на неделю, найдите какую-нибудь познавательную передачу, которая, по вашему мнению, может заинтересовать ребёнка (динозавры, ураганы, жители дальних стран и т.д.). Посмотрите эту передачу вместе с ребёнком, обсуждая с ним, что вы только что увидели на экране.
    7. Почаще читайте детские журналы, обсуждайте с ребёнком содержание рассказов и задавайте ему вопросы по картинкам в журнале.
    8. Предложите нарисовать какую-нибудь картинку и помогите ребёнку придумать рассказ о том, что он нарисовал.
    9. Помогите ребёнку правильно произносить длинные слова, хлопая после каждого нового слога.
    10. Прикрепите на холодильник магнитную «Букву недели». Расположите вокруг неё вырезанные из журналов фотографии вещей названия, которых начинаются с этих букв.
    11. Играйте с ребёнком в игры на подбор синонимов и антонимов. Например: «Как ещё можно назвать что-нибудь большое?» (огромное, великое, большущее, громадное и т.д.) или «Как наоборот?» (горькое – сладкое, грустное – весёлое).

    Развитие деятельных навыков.

    1. Почаще играйте с детьми в игры  с мячом, прыгалкой.
    2. Предлагайте ребёнку помогать вам сажать овощи или цветы, или просто ухаживать за ними. Предоставьте в его распоряжение участок, где он может проводить опыты и проявлять творческую инициативу.
    3. Разрешите ребёнку посещать какой-нибудь кружок, спортивную секцию или бассейн.
    4. Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц или воздушного змея.
    5. Научите ребёнка кататься на велосипеде, лыжах, коньках.
    6. Сходите с ребёнком в парк с аттракционами и предложите ему покататься на машинах.
    7. Привлекайте ребёнка к помощи по хозяйству, приготовлению простых блюд, сервировке стола.
    8. Давайте детям задания на завязывание бантиков, развязывание узелков, плетение косичек, застёгивание пуговиц, крючков и молний.
    9. Давайте детям задания на выполнение упражнений на координацию движений.

    Итак, мы выяснили , что существуют три способа познания окружающего мира и в зависимости от их наличия  у каждого конкретного ребёнка, детей можно условно разделить на зрителей, слушателей и деятелей. Не выяснив, какого именно способа познания придерживается данный ребёнок, не помогая ему развивать наиболее слабые стороны, можно ограничить его собственный выбор и оказаться перед печальным фактом, что он в дальнейшем начнёт отставать от своих сверстников. Подкрепление любимого способа познания даёт ребёнку чувство уверенности в себе, в то время как стимулирование развития его слабых сторон будет просто необходимо ему в процессе дальнейшего обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

    Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

    Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

             Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

    Консультация для родителей "Условия успешной адаптации ребёнка в школе".

    Родители узнают, какие условия необходимы для успешной адаптации ребёнка в школе, особенно в первый год обучения....

    Консультация для родителей «Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе».

    «Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе»....

    Формирование мотивационной готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе.

    Формирование мотивационой готовности у детей 6-7 лет как условие успешного обучения в школе.Начало школьного обучения – это важный этап на жизненном пути каждого ребенка. Это переход к новому образу ж...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Развитие связной речи – важное условие успешного обучения ребёнка в школе....

    Овладение речью как условие успешного обучения ребёнка

    Хорошо известна мысль Л. С. Выготского о том, что задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он «не знает, что владеет ею, выполняемые им операции неосознанн...