Народная культура в жизни современного дошкольника.
материал (средняя группа) по теме

Хребтова  Ольга Николаевна

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа.Данный материал поможет педагогам  провести консультацию для родителей по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перед   современной  системой образования стоит  задача  приобщения  новых  поколений  к  исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

 - чтить и уважать память предков;

- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание  трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен  быть счастлив сегодня, а не завтра… Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет их… Это песни – не их, а о них. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Среди детей подросткового

возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, они одновременно влияют  на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать в необходимости разучивать их с детьми.

Тексты песен можно изменить в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

А баиньки, баиньки,

Купим сыну валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет мой сынок ходить,

Новые валенки носить.

Как девица хороша:

 У ней кисейны рукава.

Кисейны рукава,

В косе ленточка ала,

Вы пожалуйте сюда!

Сказки – важнейшее воспитательное средство. Дети и сказка неразделимы, и поэтому сказки обязательно должны входить в курс образования воспитания ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве победы добра над злом. Оптимизм  сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

 Образность – важная особенность сказок. В героях ярко видны главные черты характера:  отвага, трудолюбие, остроумие, смелость, мужество. Образность дополняется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Важнейшая особенность сказок – дидактизм, который носит поучительный характер. «Сказка ложь, да в ней намек , добрым молодцам урок.»

В сказках поднимаются и проблемы народного воспитания.

Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он включал сказки в свои учебные книги , хрестоматии.

Одним из средств народной культуры являются пословицы. В них житейские советы, пожелания в труде, осуждения. «Родительское слово мимо не молвится» «добрая совесть – глаз божий».

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась как явление чуждое. « Жизнь, потраченная на сон, пропавшая жизнь» «Сегодняшнюю работу не взваливайте на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда воспитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм – это любовь к родному краю, к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка.

Дошкольной педагогике нужно поучиться у педагогики народной. Природа – великая, огромная Вселенная.Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо, а что противоречит ее развитию, как зло. Этот принцип в свое время был глубоко рассмотрен и обоснован Я. А. Каменским. На тех же позициях стояли Толстой и Ушинский.

Землю мы до сих пор называем матерью – и это трудно оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.

Сидя на уютном пригорке, поросшем Цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с ней  в жизнь детей приходит искусство. Игра связана с песнями, танцами, сказками, загадками, пословицами и другими видами народного творчества. « Пока молоды, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть потом»!

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

В чем же особая притягательность народной игрушки, почему она всегда вызывает в душе очень теплый прилив?...

Народная игрушка в жизни современных детей.

Народная игрушка в жизни современных детей. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало тр...

ЭТНИЧЕСКИЕ ИСТОКИ, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Статья посвящена важности ознакомления дошкольников с  элементами народной культуры и гражданско-патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности....

Конспект интегрированного музыкального занятия по теме: "Русский народный фольклор в жизни современных дошкольников"

На занятии использованы различные виды деятельности: игры - танцы, ритмические игры, коммуникативные игры направленные на развитие слухового восприятия, чувтва ритма и речевого творчества дошкольников...

Консультация для родителей НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориен...

Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»

Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»...