Конспект досуга для детей подготовительной группы (6-7 лет) по социально-личностному развитию область «Социализация» (Приобщение к истокам русской народной культуры) с использованием современных социоигровых технологий «Ярмарка»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Андрианова Алевтина Леонидовна

Уважаемые коллеги, представляю конспект досуга "Ярмарка" для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №675 Красносельского района Санкт-Петербурга «Талант»

Конспект досуга

для детей подготовительной группы (6-7 лет)

по социально-личностному развитию область «Социализация» (Приобщение к истокам русской народной культуры)

с использованием современных социоигровых

технологий

«Ярмарка»

Составил: Андрианова А.Л.,

воспитатель высшей кв. кат.

Санкт-Петербург

2013


Цель:  Закрепление знаний о русских ярмарочных традициях.

Задачи:

  • Воспитание любви и уважения к русским традициям;
  • Развитие интереса к декоративно-прикладному искусству;
  • Приобщение к истокам русской народной культуры.

Оборудование:

  • Народные костюмы для девочек (сарафаны и кокошники) и мальчиков(картузы и рубашки);
  • Подборка русских народных игрушек из Дымково;
  • Филимоновские игрушки;
  • Доски с городецкой росписью;
  • Кукла би-ба-бо «Петрушка»;
  • Посуда из Хохломы;
  • Русские народные музыкальные инструменты;
  • Ширма с пришитой лентой для букв;
  • Корзина с сушками

Место проведения: помещение музыкального зала

Предварительная работа:

  • знакомство детей с русской ярмарочной традицией;
  •  знакомство детей с народными кустарными промыслами:
  • Дымковская игрушка,
  • Городецкая роспись,
  • Филимоновская игрушка,
  • Хохлома.
  • беседа по теме «Русские традиции»;
  •  рассматривание иллюстраций;
  •  чтение стихов и загадок по теме «Народные промыслы»:
  • О. Простова «Золотая Хохлома»,
  • Л. Куликова «Городецкая роспись»,
  • П. Синявский  «Дымковская игрушка»,
  • Н.Денисов «Филимоновская игрушка».

Словарная работа: активизировать в речи детей слова (Филимоново, ярмарка, Хохлома, Городец, Дымково, промысел, игрушка).

Ход досуга:

Дети под музыку «Мы едем, едем, едем» входят в зал и встают полукругом в центре.

Ведущий:  Ребята, а куда это мы приехали?

Дети:  На ярмарку!

В.:  Солнце яркое встаёт,

      Спешит на ярмарку народ!

      А на ярмарке товары:

      Продаются самовары,

      Продаются вилы, санки,

      И конфеты, и баранки.

Дети исполняют песню «Ярмарка» (см. Приложение)

В.: Ребята присаживайтесь.

Дети садятся на стульчики, выходят двое ребят – зазывал.

Первый зазывала: Налетайте, налетайте!

Второй зазывала: Покупайте, покупайте!

Вместе: Мы ребята удалые,

                Мы ребята, озорные.

Первый зазывала: Всех на ярмарку зовём!

Второй зазывала: Мы товары продаём!

В.: Вдоль по ярмарке в конец

      Шёл удалый молодец.

      Не товар продавать –

      Себя людям показать!

Дети встают и исполняют песню «Где был Иванушка» (см. Приложение)

Инсценировка «Где был Иванушка»

(Цель: развитие творческой фантазии, языкового мышления)

Девочки хором: Ваня, Ваня, простота,

                            Купил лошадь без хвоста!

                            Едет задом наперёд.

                            Потешается народ!

В.: Что Иванушка не весел?

      Что ты голову повесил?

Ваня: Мне матушка с батюшкой поручили товар купить: игрушку Дымковскую, дощечку Городецкую, посуду Хохломскую. А на ярмарке так много товаров, что я и растерялся.

В.: Ребята, давайте поможем Ване!

Дети: Поможем!

Выходят зазывалы

Первый зазывала: Налетайте, налетайте!

Второй зазывала: Покупайте, покупайте!

Зазывалы подходят к столу с Дымковской игрушкой.

Первый зазывала: Покупайте-ка игрушки –

                                Водоноски и зверюшки!

Второй зазывала: Посмотрите, как живой

                                Есть и конь здесь удалой!

В.: Наши ребята знают стихи про Дымковскую игрушку.

1 ребёнок: Вот игрушки расписные,

                  Нарядные, вятские:

                  Щеголихи слободские,

                  Кумушки посадские!

2 ребёнок: Конь домчит до карусели.

                   На седло залез Емеля.

                   Влез, встал, засвистал,

                      Засвистал и поскакал.

3 ребёнок: Посмотри, как хороша

                   Эта девица-душа.

                    Щёчки алые горят, удивительный наряд!

                     Сидит кокошник горделиво,

                     Барышня так красива,

                     Как лебёдушка плывёт,

                     Песню тихую поёт!

4 ребёнок:    Вот индюк нарядный.

                      Весь такой он складный.

                      У большого индюка

                      Все расписаны бока.

                      Посмотрите -  пышный хвост

                      У него совсем не прост!

                      Точно солнечный цветок,

                      И высокий гребешок

                      Краской красною горя,

                      Как корона у царя!

В.: Спасибо, ребята за чудесные стихи! Отгадайте загадку!

Загадка:

Разноцветные полоски,

Копытца, да рожки.

                                     (Филимоновская игрушка)

В.: Что особенного есть в этой игрушке?

Дети: У этих игрушек вытянутая шея и крашены они разноцветными горизонтальными полосками.

В.: Раздайся народ,

      Меня пляска берёт!

Дети исполняют танец «Калинка» (с платочками)

В центр выходят 4 ребёнка с расписными досками

1 ребёнок:    Если взглянешь на дощечки,

                      То увидишь чудеса!

                       Городецкие узоры

                       Тонко вывела рука!

2 ребёнок:    Городецкий конь бежит!

                      Вся земля вокруг дрожит!

                      Птицы яркие летают

                      И кувшинки расцветают!

3 ребёнок:    Листья, горницы и кони,

                      Петухи, скворцы, цветы.

                       Городецкие узоры

                       Небывалой красоты!

4  ребёнок:    Ох, Россия, ты Россия.

                       Славы не убавилось.

                       Городцом ты, Городцом

                       На весь мир прославилась!

Под русскую народную музыку выходят мальчики Фома и Ерёма.

Фома: Здравствуй, брат Ерёма.

Ерёма: Здравствуй, брат Фома.

Фома: Куда путь держишь?

Ерёма: На ярмарку иду.

Фома: На работу, так позади последних, а как на ярмарку – наперёд первых. А кто тебе про ярмарку-то сказал?

Ерёма: Кума сказала.

Фома: А кума откуда знает?

Ерёма: Кума всё знает, что на свете делается. Другой раз ещё не сделалось, а кума уже о том на ухо шепчет. А нашепчутся две кумы – весь мир узнает.

Театральная постановка «Петрушка на ярмарке»

(На ширме появляется Петрушка)

Петрушка: Я – Петрушка,

                     Весёлая игрушка!

                     Ноги дубовые,

                     Кудри шелковые.

                     Сам хожу, брожу, шевелюсь,

                     Никого в мире не боюсь!

                     Доброго здравия вам, ребята! (Петрушка кланяется)

Напевает: Я Петрушка, Петрушка -

                    Развесёлый мальчуган.

                    Всегда весел и пою,

                 К вам на встречу я спешу.

                 Подходи народ честной.

                 За медный пятак

                 Покажу всё этак и так.

 

Петрушка: Сколько ребят собралось умных да смышленых. Сейчас я с вами поиграю и свои загадки задаю. А кто загадки отгадает, названье промысла узнает. А подсказка спрятана в первом звуке отгадки.

Воспитатель получает от Петрушки букву после каждой загадки и прикрепляет на липучку, расположенную на ширме.

Загадки

(Цель: развитие мышления, речевого внимания, наблюдательности и смекалки)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

                              (Хлеб)

Пусты поля,

Мокнет земля.

Дождь поливает.

Когда это бывает?

                               (Осень)

Летом папа нам привез
В белом ящике мороз —
И теперь мороз сухой
У нас и летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.

                                (Холодильник)

Сами не едим, а людей кормим.

                                  (Ложки)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

                                   (Осы)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                                       (Матрёшка)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный.

                                         (Арбуз)

Петрушка: Ребята, что же за слово у нас получилось?

Дети читают: Хохлома!

  Петрушка: Что на месте стоять!

                         Пойдём танцевать!

Дети исполняют танец «Хохлома» под фонограмму песни Пархоменко.

1 ребёнок:    Чтоб купить товар на год

                      Спешит на ярмарку народ.

                      А на ярмарке товары:

                      Бочата. Ложки, самовары.

                      Поставцы, розеты, чаши.

                      Покупайте Хохлому нашу.

2 ребёнок:    Посуда наша

                      Для щей и каши.

                      Не бьётся, не ломается,

                      И порче не подвергается.

3 ребёнок:    На мой товар полюбуйтесь,

                     Только не торгуйтесь.

                      Ложки золочёные, узоры кручёные.

                      Нет изделий краше Хохломы нашей!

В.:  Ложки, ложки, расписные ложки!

       Кто хочет поиграть немножко?

Дети разбирают хохломские ложки

Ребёнок: Мы на ярмарку ходили

                Ложки дёшево купили.

                Золотая хохлома

                В каждой ложечке видна.

Оркестр народных инструментов.

В.:   Русские мастера приготовили вам задание: назовите название мест, откуда родом эти народные промыслы?

Дети: Город Городец, Дымковская слобода, село Филимоново.

Дети исполняют песню о русских мастерах.

В.:   А теперь, Ваня, давай поиграем. О товарах ярмарочных от тебя узнаем.

Дидактическая игра «Узнай и укрась силуэт народной игрушки»

(Цель: развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, расширять и уточнять словарный запас по теме, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь)

В.:   Гостинцы свои разбирайте, и домой все уезжайте. (Вручает детям корзинку с сушками).

Дети под народную музыку покидают зал и идут в группу на праздничное чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

Конспект досуга для детей младшей группы (3-4 года) по социально-личностному развитию область «Социализация» (Приобщение к истокам русской культуры) Тема: «Репка»

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект по приобщению к истокам русской народной культуры с использованием здоровьесберегающих технологий "Репка"...

План совместной работы по приобщению к истокам русской народной культуре Педагогов, родителей и детей подготовительной к школе группы

Преемственность МБДОУ и родительского коллектива в воспитании ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры,   способствующей развитию личностных качеств....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по приобщению к истокам русской народной культуры "Мы на ярмарку ходили"

Данный материал описывает полный процесс игры с детьми на тематику приобщения к истокам русской народной культуры.Количество детей: не ограничено.Время проведения: 30 минут.Взаимодействие имеет формат...

«Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры».

Художественно- эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует чел...


 

Комментарии

Алевтина Леонидовна, спасибо большое за ваш конспект. С удовольствием использую его элементы в своей работе с детьми.Считаю тему приобщения к истокам народной культуры незаслуженно забытой. Ваш конспект - это находка для педагогов, желающих прививать детям общение со своими корнями, традициями, бытом наших предков.

Андрианова Алевтина Леонидовна

Спасибо! Очень рада, что вам пригодилась моя разработка.

Андрианова Алевтина Леонидовна

Наталья, спасибо! Мне приятно, что моя разработка может кому-то пригодиться.

Подскажите, пожалуйста, в каком возрасте ребёнка лучше всего знакомить с историей русской культуры? Ведь реалии современной жизни далеки от этнокультурного компонента.

Алевтина Леонидовна, у меня тот же вопрос. Я сама мама трёхлетней девчушки и меня очень волнует проблема отсутствия у наших детей элементарных знаний о жизни наших предков. Но вот, когда придёт время всё это изучать? Очень сложно объяснить малышу что такое колодец, научить видам росписи...

Андрианова Алевтина Леонидовна

Мария Анатольевна, детей приобщать к культуре никогда не рано. Ранний возраст - русская народная игрушка. Это и обрядовые куклы-обереги и традиционные изделия народных промыслов: Дымковская, Богородская, городецкая, Филимоновская игрушка. Средняя группа: подвижные народные игры, различные виды промыслов в углублённом изучении, русская праздничная традиция. Старший дошкольный возраст: моделирование среды русской деревни, промыслы и ремёсла, связанные с изготовлением бытовых предметов, изучение костюмов и одежды.
Самое главное, понять, что наиболее эффективный способ обучения - это игра. Играя ребёнок воспринимает всю необходимую информацию, невольно перенимает быт и традиции, вовлекается в атмосферу русского быта, традиций и культуры.

Тогда возникает вопрос стоимости, ведь всё это очень дорого. Невозможно скупить все костюмы, предметы быта и образцы ремёсел. Да и негде хранить.

Андрианова Алевтина Леонидовна

А это и ни к чему, в домашних условиях достаточно иметь несколько игрушек (хотя бы матрёшки), парочку раскрасок, куклу в народном костюме. В этом вопросе нас выручает развивающая среда того образовательного учреждения, которое посещает ваш ребёнок. Там должен быть представлен развивающий центр "Русская изба" (ли что-то подобное)со всеми необходимыми атрибутами. Вы можете посещать с ребёнком различные развивающие этнокультурные центры, да и просто сходить в музей.

Спасибо за ответ!