Конспект мастер-класса: "Сарафаны, рубахи, кушаки – до чего же хороши. Знакомство с русским национальным костюмом, приобщение к истокам русской народной культуры с детьми и родителями старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
методическая разработка (старшая группа)
Повышение уровня компетентности у родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с традиционным русским костюмом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект
мастер-класса: "Сарафаны, рубахи, кушаки – до чего же хороши. Знакомство с русским национальным костюмом, приобщение к истокам русской народной культуры
с детьми и родителями старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Выполнила: учитель-логопед Н.А.Голубятникова
Санкт-Петербург
2025
Цель: Повышение уровня компетентности у родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с традиционным русским костюмом.
Материал и оборудование: проектор, экран, презентация, запись русских народных мелодий, сундучок, бумажные модели сарафанов, рубах, цветные карандаши и фломастеры.
Ход мастер-класса
Логопед. (одет в русский сарафан, рубаху, кокошник)
Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
С интересной нужной темой
Познакомлю вас сейчас.
Все поближе подойдите,
И на меня взгляните.
Послушайте стихотворение и скажите, о чём мы будем говорить.
«Везде ты видишь вещи эти, в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить - мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы - просто загляденье, о чём моё стихотворение?
Ответы родителей и детей.
Логопед
- Для чего нужна одежда?
Ответы родителей и детей.
Логопед. (Показывает презентацию и рассказывает о народном костюме)
Мы с вами россияне, и вы сегодня пришли в разной одежде.
Но не всегда люди так одевались.
Давным – давно, на Руси носили совсем другую одежду.
Давайте посмотрим, какая была одежда раньше.
Женщины носили сарафаны, а сверху надевали короткую душегрею. Под сарафан надевали длинную белую рубаху.
Молодые девушки могли ходить с не покрытой головой. А женщины надевали кокошник либо платок. Праздничные кокошники украшали жемчугом и золотыми нитями.
Сарафаны шились из разных тканей. Каждый цвет что-то означал.
Раньше считалось, что красный цвет охраняет и защищает.
Желтый, - цвет пшеницы и солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.
Синий и голубой – цвет неба и воды.
В синих сарафанах отмечали, праздник Ивана купала.
Зелёный – цвет жизни и растительности. Их одевали, когда рождались дети, когда праздновали хороший урожай.
Мужская одежда состояла узких штанов, рубахи – косоворотки, которую шили из белой, серой, синей ткани, украшали вышивкой, обязательно подвязывали кушаком.
Шапка из сукна, войлока, меха или картуз.
Предлагаю немного размяться.
Физминутка
Ох, испачкалась одежда, мы ее не берегли,
обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти и в порядок привести.
В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, пятна тщательно потрем,
постираем, прополощем, отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко всё развесим на веревках.
А пока одежда сушится, мы попрыгаем, покружимся.
Логопед
Посмотрите, что это? (На слайде сундук).
Раньше не было платяных шкафов и всю одежду хранили вот в больших сундуках.
Давайте посмотрим, что там лежит (из сундука вылетают косоворотка, кушак, кокошник, сарафан)
Логопед предлагает вспомнить и назвать предметы русской ношни.
Логопед.
В старину русские мастерицы всегда одежду украшали разнообразными узорами, которые повторялись много раз, их называли орнамент.
Каждый элемент узора имел своё значение.
Извилистая или ломаная линия – это знак воды. Несет радость, веселье.
Круг – это знак солнца. Оно дарит людям тепло, добро. Обозначает плодородие, благополучие.
Квадрат или ромб – поле, с точками – поле с пшеницей. Он приносит счастье, богатство.
Крест оберегал людей от злых сил.
Цветы – радость.
Украшая этими знаками свою одежду, люди считали, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Такие узоры назывались оберег - заклинание в виде знаков.
На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре.
Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий.
Логопед.
Я принесла вам сегодня сарафаны и косоворотки, сделанные из бумаги, но на этой одежде нет узора – оберега.
Сейчас мы станем русскими мастерами и мастерицами и украсим одежду красивыми узорами.
Родители вместе с детьми рисуют орнаменты узора – оберега.
Логопед.
Вот и подошёл к концу наш познавательный мастер класс. Надеюсь, Вы получили удовольствие от нашего путешествия. Узнали много нового и интересного.
А вы знаете русские народные пословицы о одежде? ( «По одежке встречают, по уму провожают», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Не украшай платье, а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха, такова и рубаха, «Каков человек, такова и одежда».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития "Знакомство с миром звуков и букв"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (ТНР) «Люблю березку русскую»
Цель: Познакомить детей с берёзой – символом России. Расширять и обогащать знания детей о Родине. Учить изображать дерево березу акварельными красками.Коррекционно-образовательные зада...
Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Коррекционная и образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Конспект родительского собранияв старшей группе компенсирующе...

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Русская народная культура"
Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.Задачи:- обобщить знания детей о русской народной культуре и быте;- закреплять умен...

Проект «Русские валенки» для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприяти...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: "Знакомство с родным городом"
Цель: Формирование познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи; развитие фонематического восприятия.Задачи: образовательные:- закрепить умение определять место гласного зву...

Конспект мастер-класса: "Русский самовар и чаепитие на Руси, как способ приобщения к традициям русской народной культуры с детьми и родителями старшей группы
Конспект направлен на приобщение детей к русской народной культуре, на ознакомление с историей появления самовара, чая и традиции чаепития на Руси....
