Конспект мастер-класса: "Русский самовар и чаепитие на Руси, как способ приобщения к традициям русской народной культуры с детьми и родителями старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Толкачева Татьяна Юрьевна

Конспект направлен на приобщение детей к русской народной культуре, на ознакомление с историей появления самовара, чая и  традиции чаепития на Руси.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolkacheva_t.yu_._master-klass_samovar_i_chaepitie.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                                Конспект

 мастер-класса: "Русский самовар и чаепитие на Руси, как способ приобщения к  традициям русской народной культуры

  с детьми и родителями старшей группы

   

                                                 

                                               

                                                 Выполнила: воспитатель Толкачева Т. Ю.

                                                 

                                           

                                               

     

                                                    

                                                Санкт-Петербург 

                                                              2025

Цель: «Повышение уровня компетентности у родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через традиции чаепития с русским самоваром»

Материал и оборудование: Стол, накрытый скатертью, сервированный к чаю (чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница с кусковым сахаром, баранки, варенье); столик с самоваром, покрывало на самовар, заварочный чайник, баночка с заваркой, пакетики для чая, поднос с сушками, баранками и т. д., щепки, шишки, лучины, платочек голубой, удочки, фонограмма русской народной песни.

                                              Ход мастер-класса

Вступительная беседа:

  Здравствуйте, дорогие родители и дети! Я рада всех вас сегодня видеть, и приглашаю на мастер-класс, посвящённый истории появления самовара и русским традициям чаепития.

Воспитатель: - Я вас пригласила, чтобы устроить чаепитие. Вы знаете, что такое чаепитие? Чаепитие – это народная традиция. В старые добрые времена был на Руси такой обычай : осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи.

Посмотрите, на нашем столе главный предмет накрыт тканью. Я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете, о каком предмете идет речь:

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос

Пошумит, остепениться,

Пригласит чайку напиться.

(самовар)

Предполагаемые ответы:  - Это самовар.

Много лет тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. Вот тогда-то, в городе Туле, люди и придумали первый самовар.

Воспитатель: Вот уже и самовар поспел (вносит самовар).

Самовар пыхтит, собираться всем велит.

Давайте внимательно рассмотрим его и узнаем, из чего он состоит:

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

5. Снаружи он гладкий и блестящий.

     6. У самовара есть труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Лучина - тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для добывания огня. (воспитатель показывает лучины, шишки и предлагает их положить в кувшин старинного самовара).

     Когда закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем (показывает). С появлением самовара не нужно было топить печь, чтобы подогреть чай. Самовар -  сам варит. И кипяток в нём очень долго остаётся горячим.

    Делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных.  Внешний вид самоваров был разным. (Воспитатель показывает разные самовары: современные,  старинные) Мастера делали на самоварах надписи, которые потом превратились в поговорки:

Воспитатель: читает поговорку и предлагает детям и  родителям ее закончить:

1.«Самовар кипит, уходить не велит»,

2.«Где есть чай, там и под елью рай».

3. «Чай пьёшь, до ста лет проживёшь».

     4. «Печка матушка, а самовар – батюшка».

5. «Выпей чайку, забудешь тоску».

6. «За чаем не скучаем по семь чашек выпиваем»

7. «Приходите к чаю-пирогами угощаю»

Воспитатель: - А сейчас давайте немного разомнемся, в дружный, тесный круг сомкнёмся. Семейный игра: «Вкусняшки к чаю»

Правила игры: под музыку передается платочек, как только музыка останавливается, тот, у кого в руках платочек должен назвать, с чем можно пить чай.

Действия игроков: Дети и родители встают в круг  и передают платочек со словами:

«Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

Продукт к чаю назови!»

Предполагаемые ответы: Молоко, сахар, варенье, пряники, печенье, баранки, сушки, бублики, сухари  пироги, ватрушки конфеты, торт...)

Воспитатель: Да, традиционно к чаю подают баранки, сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Предлагаю вам, сейчас подать на стол угощенье необычным образом.

Игра: «Сладкая рыбалка»

Правила игры: На столах стоят  тарелочки на которых лежат удочки с веревочками на конце их привязаны разные хлебобулочные изделия: баранки, сушки, бублики, сухарики,  пирожки, пряники, печенье и т. д.

Дети подходят к тарелочкам.

Действия игроков: Игроки берут удочки, когда смотают до конца веревку, называют сладкое угощенье, находит на столе тарелочку с таким изделием и ставят ее к самовару.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите- ка у нас, стол уже накрыт и самовар пыхтит, только заварочный чайник пустой стоит. А теперь давайте я вам покажу, как заваривается чай. Что нам для этого понадобится?

Предполагаемые ответы: Кипяток, заварка, заварочный чайник.

Воспитатель: Есть специальный чайник, в котором заваривают чай. Он так и называется: чайник для заварки, заварочный чайник.

 А давайте мы с вами сделаем чай в пакетиках старинным способом прямо сейчас. Предлагаю детям совместно с родителями пройти за другой стол. На столах лежат тарелочки, в которых находятся готовые пакетики с веревочкой, заварка разного чая.

Действия участников: Дети аккуратно раскрывают пакетик  берут чайную ложку заварки, кладут в пакетик, затем пакетик складывают и завязывают его сверху, чтобы получился узелок (предлагаю родителям помочь кому необходима помощь). Вот и получился пакетик с чаем.

Воспитатель: А, сейчас я всех приглашаю к столу. Положите свои пакетики в чашки и проверим, заваривается он или нет?  

- А что надо еще сделать, чтобы заварить чай?

 Предполагаемые ответы: Налить в чашки воды.

- И не просто воды. А какой воды? 

 Предполагаемые ответы : -Очень горячей, надо налить кипяток.

- А где у нас кипяток? 

 Предполагаемые ответы: В самоваре.

- Что нужно открыть, чтобы полилась вода? 

 Предполагаемые ответы: Кран.

- До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток (родители сами наливают в чашки кипяток)

- А чтобы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо настояться несколько минут. А я вам расскажу, как раньше люди пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу,  мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру: «Какой чай у нас получится?»

-Если мы заварим чай с листьями земляники, то, как мы его называем?

-Если с листьями жасмина?

-С веточками малины?

-С листьями клубники?

-С веточками вишни?

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?

-Если в чай добавить кусочки яблока?

-Цедру лимона?

-Кусочки персика?

 Теперь самое время попробовать на вкус наш чай. Приглашаю всех на чаепитие, усаживайтесь поудобнее, угощайтесь вкусным, ароматным чаем Приятного вам чаепития!

                                            Итог мастер-класса:

Воспитатель: Вот и подошел к концу наш мастер-класс и чаепитие и хочется надеяться, что он станет доброй традицией в нашей группе.  Спасибо всем за активное участие в мастер - классе! До  новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование работы с детьми младшего возраста по приобщению к русской народной культуре

В данной разработке запланированы мероприятия с детьми (помесячно), с родителями и специалистами ДОУ. Планирование работы строилось с учетом годового планирования учреждения, сезона, имеющег...

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре

ЗАДАЧИФормирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое...

Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...

Нетрадиционные формы работы с детьми в области приобщения к русской народной культуре (Физическое развитие)

Нетрадиционные формы работы с детьми в области приобщения к русской народной культуре (Физическое развитие)В соответствии с ФГОС дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, трад...

Консультация для родителей «Воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...

Конспект мастер-класса: "Сарафаны, рубахи, кушаки – до чего же хороши. Знакомство с русским национальным костюмом, приобщение к истокам русской народной культуры с детьми и родителями старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Повышение уровня компетентности у родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через знакомство с традиционным русским костюмом....