Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)
проект (подготовительная группа)

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, на обогащение детской речи, обогатит ребёнка прекрасными образами русской народной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №101 «ЖАР - ПТИЦА»

Проект

«Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре»

(для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Воспитатель:

Н.Н.Давыдова

Саратов, 2021-2022

Задачи:

  1. Формировать  интерес у детей и их родителей к истории возникновения народной игрушки, к изготовлению народной игрушки своими руками, расширять  знания о разнообразии и назначении традиционной народной игрушки;
  2. Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства;
  3. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки;
  4. Расширять  интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа;
  5.  Заинтересовать родителей необходимостью получения и расширения знания о народной игрушке, дать представление родителям о важности совместной деятельности с детьми;
  6. Развивать воображение и творчество детей;
  7. Воспитывать чувства патриотизма и уважения к народным традициям и культуре своего народа.

Проблема:

          У  современных детей слабо развит интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

          Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа.

Целеполагание:

          Расширение и развитие представления детей о народной игрушке (матрёшка, глиняные игрушки,, волчки, лошадки, тряпичные куклы

и др.)Знакомить с народными промыслами.

Развитие интереса к сказкам, формирование литературного художественного вкуса, воспитание будущего читателя.

Гипотеза:

Проект позволит ребёнку познакомиться  с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, на обогащение детской речи, обогатит ребёнка прекрасными образами русской народной игрушки.

Тип проекта:

Краткосрочный

Групповой

Познавательно - творческий

Возраст участников:

Дошкольники подготовительной к школе группы  6-7 лет

Срок проведения:

27 декабря 2021 г. – 14 января 2022г.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы (6-7 лет);

Педагоги: Наталья Николаевна Давыдова, Фатиха Рашидовна Сунчалеева;

Родители воспитанников.

Ресурсное обеспечение:

  • Книги русских народных сказок;
  • Наглядный, дидактический материал (иллюстрации, дидактические игры);
  • Технические средства (музыкальный центр, фонограммы детских песен, аудиозаписи народных сказок);
  • Мини-музей группы «Любимая кукла» (народные тряпичные куклы);
  • Уголок ИЗО деятельности  в группе
  • Нормы СанПиН, техники безопасности

Методическое сопровождение проекта:

  • Конспекты НОД, экскурсий
  • Мультимедийные презентации
  • Аудиозапись  русских народных песен
  • Дидактические игры
  • Стихи,  загадки, художественная литература (сказки, загадки, песенки, потешки,попевки)
  • Подбор пальчиковой гимнастики по теме
  • Иллюстративный материал
  • Картотека подвижных  народных игр
  • Подбор иллюстративного материала

Реализация проекта «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре»

в  различных видах деятельности

Виды детской деятельности

Содержание работы

Игровая деятельность

Дидактические игры:

Д/и Пазлы «Собери куклу в национальном костюме»

Цель:  учить узнавать национальный костюм, развивать  внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к национальным особенностям умение присматриваться к отдельным деталям.

Д/и «Назови правильно»

Цель: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках; развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, быстроту, выносливость, мелкую моторику рук, воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Д/и «Выложи узор»

Цель: Умение детей выкладывать из деталей узоры хохломской росписи. Содействовать развитию мелкой моторики кисти рук ребёнка.

Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам и искусству.

Коммуникативная деятельность

Беседа с детьми «Рассматривание кукол в национальных костюмах»

Беседа с детьми « Подвижные игры русского народа»

Просмотр презентации «Русская народная кукла» (беседа по содержанию)

Прослушивание народных песен

«Сборник .Народные песни для детей»

Пальчиковая  гимнастика по теме: «Игрушки»

Драматизация знакомых русских народных сказок театр «Би-ба-бо»

Игра «Молчанка»

Цель: Развивать, терпение, выдержку, память и внимание.

Двигательная деятельность

Подвижные игры:

«Заря – Заряница»»

Цель: Учить действовать по сигналу быстро, ориентироваться в пространстве , развивать ловкость. Учить детей помогать друг другу, приобщение к культуре русского народа.

«Мороз и волк»

Цель: развитие ловкости, развитие умения действовать по сигналу, приобщение к народной культуре.

Игра – прятка «Золотко хороню»

Цель:Развивать ловкость, слух, быстроту реакции, воспитывать честность выдержку, терпение, приобщать к народной культуре, фольклору.

«Цапки»

Цель: Упражнять в быстроте; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры, приобщение к народной культуре.

«Карусели»

Цели: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

НОД

«Составление дымковских узоров»

«Сине-голубая гжель»

«Русская матрёшка»

Рассматривание иллюстраций «Русский народный промысел»

Изобразительная деятельность

Рисование

«Роспись дымковской игрушки»

«Герои русских народных сказок. Сказочные животные».

Лепка (пластилинография) «Гжельские узоры»

Аппликация с элементами рисования «Украсим  матрёшку»

Восприятие  художественной литературы

Чтение художественной литературы

Сборник «Волшебные русские сказки»

«По щучьему велению» в обработке Толстого А.Н.

«Волшебное кольцо» (русская народная)

«Морозко» в обработке Толстого А.Н.

«Иван-царевич и Серый Волк» в обработке Толстого А.Н.

«Баба-Яга» в обработке Афанасьева А.

«Снегурочка» (русская народная)

Конструирование

 Ручной труд «Изготовление Русской народной куклы «Колокольчик»

Этапы реализации проекта «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре»

Этапы

Деятельность педагогов

Деятельность детей

1 этап

Погружение в проблему, постановка задач

На основе игровой проблемной ситуации  знакомят детей с проблемой, создают условия для последующей деятельности

Входят в проблему, понимают и принимают задачи

2 этап

Практическая работа, обсуждение результатов

Планируют, организуют и проводят совместную работу с  детьми, организуют  в группе среду для  коммуникативной,  познавательно-исследовательской, двигательной, изобразительной деятельности,  читают

 художественную литературу

 

Дети с родителями наблюдают за предметами своего быта, находят предметы содержащие народные элементы,   играют в словесные, дидактические, подвижные игры,  делают аппликацию, разукрашивают, участвуют в обсуждениях, беседах,  опытах, фиксируют результаты с помощью моделей, рассматривают иллюстрации, повторяют ранее  выученные стихи, отгадывают загадки, конструируют.

3 этап

Систематизация информации, презентация проекта

Просмотр мультимедийной презентации «Русский народный промысел»

Знакомятся с работой мастеров декоративно-прикладного искусства

4 этап

Подведение итогов

Презентация по изготовлению народной тряпичной куклы Утешница

Принимают участие в  изготовлении экспонатов для мини-музея «Любимая кукла»

                                           27 декабря 2021г.

Утро: 1 половина дня.

  • Погружение в проблему;
  • Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки»
  • Просмотр презентации «Русская народная кукла»
  • НОД «Составление дымковских узоров»

 Прогулка.

  • Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

  • Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

  • Словесная игра « Я начну, а ты продолжи»
  • Подвижная игра

 «Заря - Заряница»

Цель: Учить действовать по сигналу быстро, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость. Учить детей помогать друг другу, приобщение к культуре русского народа.

  • Игровое упражнение

«Прыжки на одной ноге»

Цель: воспитывать чувство равновесия

2 половина дня.

  • Прослушивание аудиозаписей Сборник «Народные песни для детей»
  • Дидактическая словесная  игра  «Назови правильно»
  • Чтение художественной литературы

 русская народная сказка «По щучьему велению» в обработке Толстого А.Н.

28 декабря 2021г.

Утро:1 половина дня

  • Пальчиковая гимнастика «Шарик»
  • Рисование «Роспись дымковской игрушки»
  • Интересные факты из жизни русского народа

Прогулка

  • Наблюдение за огородом

Цели:  знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

  • Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

  • Трудовая деятельность

 Постройка фигуры из снега на участке.

Цели:  учить строить из снега фигуры; воспитывать дружеские отношения.

  • Подвижные игры

«Совушка».

Цели: Учить внимательно слушать команду воспитателя;   развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Заря – Заряница»

Цель: Учить действовать по сигналу быстро, ориентироваться в пространстве,  развивать ловкость. Учить детей помогать друг другу, приобщение к культуре русского народа.

  • Игровое упражнение «Пингвины»

2 половина дня:

  • Отгадывание загадок
  • Беседа с детьми «Подвижные игры русского народа»
  • Чтение художественной литературы

«Волшебное кольцо» (русская народная)

29 декабря 2021г.

Утро:1 половина дня

  • Пальчиковая гимнастика «Перчатки»
  • НОД Лепка (пластилинография) «Сине-голубая гжель»

Прогулка

  • Наблюдение за хвойными деревьями

Цели: закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • Исследовательская деятельность

Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).

  • Трудовая деятельность

 Строительство горки из снега для кукол.

Цели: учить трудиться сообща;  воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

 «Заря – Заряница»

Цель: Учить действовать по сигналу быстро, ориентироваться в пространстве,  развивать ловкость. Учить детей помогать друг другу, приобщение к культуре русского народа.

 «Горелки».

Цели:  упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.

2 половина дня:

  • Слушание в аудиозаписи русской  народной сказки «Морозко» в обработке Толстого А.Н. (беседа по содержанию)
  • Д/и «Выложи узор» 

Цель: Умение детей выкладывать из деталей узоры хохломской росписи. Содействовать развитию мелкой моторики кисти рук ребёнка. Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам и искусству.

  •  Рисование «Герои русских народных сказок. Сказочные животные».

30 декабря 2021г.

Утро:1 половина дня

  • Пальчиковая гимнастика «Юла»
  • Беседа с детьми «Рассматривание кукол в национальных костюмах»
  • Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Волшебное кольцо» (беседа по содержанию)

Прогулка

  • Наблюдение за общественным транспортом

Цели:  закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;  воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

  • Исследовательская деятельность

Рассматривание снежинок. Найти отличия.

  • Трудовая деятельность

 Уборка участка от снега

Цели: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры

 «Мороз и Волк»

Цель: Развитие ловкости, развитие умения действовать по сигналу, приобщение к народной культуре.

 «Два Мороза».

Цели:  упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.

2 половина дня:

  • Прослушивание аудиозаписей Сборник «Народные песни для детей»

(подпевать знакомые слова)

  •  Д/и, Пазлы «Собери куклу в национальном костюме»

Цель:  учить узнавать национальный костюм, развивать  внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к национальным особенностям умение присматриваться к отдельным деталям.

 

10 января 2022г.

Утро:1 половина дня

  • Пальчиковая гимнастика «Шарик»
  • НОД «Русская матрёшка»
  • Опрос детей по теме «Моя любимая игрушка»
  • Посещение выставки матрёшек в группе.

Прогулка

  • Наблюдение за ветром

Цели: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать  интерес к природным явлениям.

  • Чтение  и заучивание стихотворения

Ветер дул всю ночь,

          Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

          Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

  • Трудовая деятельность

 Уборка участка от снега

Цели: воспитывать желание трудиться в коллективе.

  • Подвижные игры

«Заря - Заряница»

Цель: Учить действовать по сигналу быстро, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость. Учить детей помогать друг другу, приобщение к культуре русского народа.

 «Перебежки».

Цели:  упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.

2 половина дня:

  • Прослушивание аудиозаписей Сборник «Народные песни для детей»

(подпевать знакомые слова)

  • Опрос детей «Какая русская народная сказка запомнилась тебе больше всего? Почему? Кто её главные герои?»
  •  Малоподвижная игра

«Цапки» Цели: Упражнять в быстроте; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры, приобщение к народной культуре.

11 января 2022г.

Утро:1 половина дня

  • Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки»
  • НОД Аппликация  с элементами рисования «Украсим матрёшку»
  • Проведение выставки готовых работ «Моя матрёшка» по итогу занятия «Украсим матрёшку», совместно с  выставкой «Русская матрёшка» в группе.

Прогулка

  • Наблюдение  за снегирём

Цели: расширять представления о пролетных птицах; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • Чтение  и заучивание стихотворения

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо —

На березе яблоки поспели!

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится —

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

  • Трудовая деятельность

Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.

      Цель: воспитывать трудолюбие.

  • Исследовательская деятельность

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

  • Подвижные  игры

«Не поется птицам без небес».

Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.

«Мороз и Волк»

Цель: Развитие ловкости, развитие умения действовать по сигналу, приобщение к народной культуре.

 

2 половина дня:

  • Д/и «Выложи узор»

Цель: Умение детей выкладывать из деталей узоры хохломской росписи. Содействовать развитию мелкой моторики кисти рук ребёнка. Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам и искусству.

  • Малоподвижная игра

«Цапки» 

Цели: Упражнять в быстроте; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры, приобщение к народной культуре.

12 января 2022г.

Утро:1 половина дня

  • Пальчиковая гимнастика «Упражнение с пробками»
  • Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Морозко» в обработке Толстого А.Н.

  • Драматизация знакомых русских народных сказок с использованием театра «Би-ба-бо» из театрального уголка группы

Прогулка

  • Наблюдение за метелью

Цельдать представление о движении снега в ветреную погоду; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • Трудовая деятельность

Изготовление вертушек для наблюдения за ветром. 

     Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.

  • Исследовательская деятельность

На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.

  • Подвижные  игры

«Метелица».

Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.

      «Мороз и Волк»

Цель: Развитие ловкости, развитие умения действовать по сигналу, приобщение к народной культуре.

 

2 половина дня:

  • Игра «Молчанка» «Выложи узор»

Цель: Развивать, терпение, выдержку, память и внимание; упражнять в  умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры, приобщение к народной культуре.

  • Игра – прятка «Золотко хороню»

Цель:Развивать ловкость, слух, быстроту реакции, воспитывать честность выдержку, терпение, приобщать к народной культуре, фольклору.

13 января 2022г.

Утро:1 половина дня

  • Пальчиковая гимнастика «Снегири»
  • Драматизация знакомых русских народных сказок с использованием персонажей «Пальчиковый театр» из театрального уголка группы

Прогулка

  • Наблюдение «Следы птиц на снегу»

Цельзакреплять умение распознавать птичьи следы  на снегу.

  • Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки снежного городка.

Цели: формировать умение трудиться в коллективе; планировать работу.

  • Исследовательская деятельность

На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.

  • Подвижные игры

«Карусели»

Цели: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг           «Извилистая тропинка»

Цели: учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу.

 2 половина дня:

  • Игра «Молчанка»

Цель: Развивать, терпение, выдержку, память и внимание; упражнять в  умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры, приобщение к народной культуре.

  • Игра – прятка «Золотко хороню»

Цель: Развивать ловкость, слух, быстроту реакции, воспитывать честность выдержку, терпение, приобщать к народной культуре, фольклору.

14 января 2022г.

Утро:1 половина дня

  • Пальчиковая гимнастика «Петушок»
  • Просмотр мультимедийной презентации «Русский народный промысел»
  • Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Баба Яга» в обработке Афанасьева А.

Прогулка

  •  Почему происходит смена дня и ночи?

Цельдать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

  • Трудовая деятельность

Уборка участка после снегопада; вывоз лишнего снега с участка на огород.

Цель: прививать трудолюбие, умение работать дружно

  • Исследовательская деятельность

Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.

Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)

  • Подвижные игры

«Карусели»

Цели: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг             «Движение планет вокруг Солнца».

Цель: закреплять знания о солнечной системе.

 2 половина дня:

  • Ручной труд

«Изготовление Русской народной куклы «Колокольчик»

  • Выставка работ «Кукла своими руками»

по итогу занятия изготовление куклы «Колокольчик»

  • Чтение художественной литературы

Русская народная сказка «Снегурочка»

Пальчиковые  игры и упражнения 

Тема: Игрушки

«Шарик»

Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

«Юла»

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

 Упражнение с пробками

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,             Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                   Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,                          Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!                    Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

 

 

« Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.                    Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

                                                 в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй             Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой.                Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

 Ветер дунул, загудел –               Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.       Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

                                                 вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,                Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Может быть подружится.

 «Ёлочка»

Перед нами ёлочка.                Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,                Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,                 Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,                     Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши

                                            зайчиков.

Звёзды, человечки.                Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками.

«Петушок»

Наш красивый петушок                              Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.                           Разжать ладони.

Крылышками машет.                                  Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.                             Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.                             Кистями рук сделать манящие движения.

 Погружение в проблему

Воспитатель: Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Кому, что нужно для работы». Воспитатель показывает предмет, а дети называют профессию человека, которому принадлежит этот предмет. Когда воспитатель показывает прялку, ткацкий станок, тёрка для валяния шерстяных изделий, дети затрудняются ответить, человеку какой профессии они могут принадлежать. Воспитатель спрашивает, а хотели бы дети это узнать? После утвердительного ответа:

Воспитатель: Мы знакомы с представителями  разных профессий и научились их узнавать,  а сможете ли вы назвать профессию этого человека (воспитатель показывает слайд)?

Это очень интересная и нужная  профессия, ремесленник занимается изготовлением различных изделий, относящихся к декоративно-прикладному искусству, они продолжают традиции из поколения в поколение.

         Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Народная фантазия  приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

            Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Вечера зимою длинные,

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

А отвести не в силах взор.

           Изделия народного творчества многообразны. Это различные деревянные и глиняные игрушки, красочные ковры, нежное кружево, расписная посуда, яркие подносы и т. д. Каждое такое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки.

            Узоры (орнаменты), используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада.

Например, хохломская роспись — это ягоды и листья калины, малины, крыжовника, которые дети хорошо знают. Мастера Городца украшают свои изделия цветами шиповника, розами; глиняные игрушки расписывают геометрическими орнаментами: полосками, кругами, кольцами, точками, которые тоже понятны детям.

            Предложить детям  пофантазировать: выбрать понравившуюся игрушку (или игрушки) и придумать забавные истории или сказки с их участием.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

Вечера зимою длинные,

Интересные факты из жизни русского народа

        Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. Очень важно не потерять нить, связывающую прошлое с настоящим и передать подрастающему поколению всю прелесть и самобытность русских традиций и обычаев.

          Очень часто за событиями и за сутолокою дней мы старины своей не помним, забываем мы о ней. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Традиция, обычай, обряд 

Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями.  (Например: русское гостеприимство)

Русское гостеприимство – неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!»

Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает. Дорогих гостей встречаем  пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном с белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим!

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки, песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки, частушки и многое другое.

          У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении. Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами. Праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной работы: косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д. На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

          Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю). В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали, обязательным элементом святок было ряженые.

          Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у детей уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»

Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не тол...

«Русское народное творчество как средство приобщения младших дошкольников к народной культуре».

Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспиывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому понимание детьми народной культуры, народного творчества и ф...

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО НАРОДА

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках...