«Русское народное творчество как средство приобщения младших дошкольников к народной культуре».
статья

Буйневич Елена Леонидовна

Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспиывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому понимание детьми народной культуры, народного творчества и фольклора положительно воздейчтвует на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует духовную культуру. И начинать приобщать к смыслу, силе народной культуры необходимо с малых лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rnt.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Русское народное творчество как средство приобщения младших дошкольников к народной культуре».

                                    «Воспитание, лишенное родных корней, - бессильно».

Р.К. Ушинский

Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающее личность. В современном мире растет интерес к осмыслению и активному укреплению национальных традиций, реализовывающихся в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, праздниках.

Знакомство с традициями, обычаями народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому понимание детьми народной культуры, народного творчества и фольклора положительно воздействует на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует духовную культуру. И начинать приобщение к смыслу, силе народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления самые яркие, неизгладимые. Детство – время, когда возможно истинное погружение в истоки национальной культуры.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки, и предания своего народа, до приобщения детей к ценностям народной культуры. С момента рождения человек попадает в определенную культурную среду со своей системой ценностей и требований реальной жизни.  И важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, приобщать детей к истокам культуры народа.

Изучая современные концепции воспитания, видим, что ученые делают акцент на становление юного поколения через культуру, нравственные ценности. Так доктор педагогических наук, профессор Н. Е. Щуркова разработала концепцию формирования образа жизни, достойной Человека через целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. При этом именно воспитатель выступает "предъявителем культуры". Т.е. от нас педагогов зависит какую культуру и ценности мы закладываем. Также профессор Е.В. Бондаревская видит воспитание ребенка как человека культуры и нравственности. По мнению Евгении Васильевны, человек формируется полностью тогда, когда он проживает в атмосфере культуры, нравственности и сам эту культуру создает в себе и вокруг себя. Воспитание определяется ею как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

           Одним из принципов ФГОС ДО  является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа. Поэтому главная цель работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле. 

Исходя из выше сказанного, перед нами была поставлена цель: воспитание детей на основе истоков культуры русского народа. Воспитателями группы был разработан долгосрочный проект «Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, творчеству и быту».

Цель проекта: приобщение  детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Задачи: 1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей. 2. Приобщить детей к истокам русской народной культуры, к русскому быту, фольклору, увлечь народными сюжетами. 3. Воспитать чуткое отношение к народному творчеству. 4. Расширять словарный запас, осваивать разговорную речь.

Ожидаемые результаты:

  1. знание детьми малых фольклорных форм;
  2. формирование знаний о культуре, быте русского народа;
  3. понимание детьми жанра устного народного творчества;
  4. использование фольклора в повседневной разговорной речи.

   На подготовительном этапе в сентябре были определены цель и задачи по данной теме, изучена литература, подобраны материалы необходимые для работы с детьми и родителями на эту тему. Также было проведено родительское собрание, на котором был представлен и обсужден годовой проект совместно с родителями, главными нашими помощниками.

   В октябре было знакомство с праздником Осенины. Такие обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость должна быть передана детям. Также состоялось знакомство с русскими народными инструментами. Какой веселый праздник без музыкальных инструментов! Поэтому малыши  с большим интересом не только рассматривали деревянные ложки, балалайки, бубенцы, гармони, но и пробовали их звучание. Сейчас они могут играть несложные мелодии «Ладушки-ладушки», «Во саду ли, в огороде», «Два веселых гуся».

   В ноябре знакомство с русскими народными песенками – потешками. Целенаправленное и систематическое использование потешек позволяет привлечь внимание детей, успокоить их, развеселить, поговорить. Они развивают детскую речь, память, координацию, мелкую моторику. Много потешек дети разучили совместно с родителями. Родители после нашей консультации поняли, что потешки очень хороши в режимных моментах, а также настраивают детей на послушание.

   В декабре у детей произошло знакомство с русским народным костюмом. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Так как наши детки совсем маленькие, мы их познакомили с некоторыми названиями русской народной одежды. Большая работа проходила с родителями. Родители обшили кукол – мальчика и девочку в народные костюмы. А самое главное – было решено на родительском собрании, что дети будут в русских народных костюмах или костюмах животных из русских народных сказок на новогоднем утреннике. Весь сад пришел посмотреть на наших детей. Это было захватывающее зрелище! И дети русские народные костюмы увидели не на картинках, а друг на друге.

   А с января началась масштабная работа по оформлению мини-музея «Быт русского народа». Дети знакомились с русской избой и предметами быта сначала через презентацию, настольно-печатные игры и картинки. А постепенно по мере пополнения мини-музея, дети знакомились с настоящими артефактами или их моделями. Среди экспонатов: русская печь, люлька, прялка, посуда, тканые полотенца и дорожки, самовар, настоящие дрова, музыкальные инструменты. Дети «топили печь», «пекли колобок», пели колыбельные, играли на музыкальных инструментах. Сколько положительных эмоций принесла им русская изба!            

   Февраль, март  и апрель были посвящены русским народным сказкам. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказка формирует не только любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Родители принесли в группу книги русских народных сказок. Сказки читали, прослушивали аудио записи, просматривались видео сказок. Театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, настольный театр. Изготовление масок для сказок, настольно-печатных игр, лепбука по русским народным сказкам. Драматизация сказок «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», подвижные игры. Благодаря родителям был оснащен уголок ряжения в группе, где дети сами выбирают сарафан, платочек,  кокошник, корзинку, маски и оказываются в настоящей сказке!

   В мае родители на мастер-классах увидели, чему научились их дети за год. Родители – главные помощники в реализации наших планов.

  Чтобы наши дети выросли патриотами своей страны, поддерживали культуру, обычаи, традиции своего народа нужно ценить и любить русскую культуру сейчас и здесь и тогда можно быть уверенным, что духовность и патриотизм русского народа будет передаваться будущим поколениям.

Литература:


1. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П. «Играем с малышами». М-2003; 2. Картушина М. Ю. «Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет». М-2008;

3. Матюхина Ю. А. «Развивающие игры для маленьких почемучек». М-2007; 4. Мокина Г. Б. «Игры для детей от года до трёх». Спб.Речь 2008.
5. Маттис О. И. Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора   // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.Взрослые ведут ребенка по п...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....

педагогический проект "Устное народное творчество как средство развития младших дошкольников"

педагогический проект "Устное народное творчество как средство развития младших дошкольников"...