Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Цыгвинцева Ольга Анатольевна

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
  • Воспитывать нравственно-эмоциональные качества:  воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.

Развивающие задачи:

  • Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.
  • Развивать трудовые навыки: развитие навыков шитья и рукоделия.
  • Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.

Образовательные задачи:

  • Формировать знания,  умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx556.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему:

«Знакомство с  народной куклой»

Составила и провела воспитатель

Цыгвинцева Ольга Анатольевна ГБОУ школа №555 «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга.

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.

 Задачи:

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
  2. Воспитывать нравственно-эмоциональные качества:  воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.

Развивающие задачи: 

  1. Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,  творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.
  2. Развивать трудовые навыки: развитие навыков шитья и рукоделия.
  3. Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.

Образовательные задачи:

  1. Формировать знания,  умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.

Оборудование:

- Народные костюмы (сарафан, рубаха, кокошник, порты, косоворотка, колпак, сапоги).

- Лоскуты ткани для изготовления куклы (круги трёх размеров: 5х5см, 7х7см, 10х10см.), красная ткань для платка 10х10см., вата.

- Нитки, ножницы.

- Образец куклы «Колокольчик».

- Образец  кукла «Каша».

- Пословицы и рисунки детей про труд.

- Русская народная мелодия и магнитофон.

- Народная сказка «Про Алёнушку и Иванушку».

Организационный момент: Дети садятся за столы, ведущая приглашает всех прослушать сказку: «Про Алёнушку и Иванушку».

№ п/п

Части занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Сказка «Про Алёнушку и Иванушку».

Ведущая: Ребята, сегодня пришли к нам гости, давайте поздороваемся, у меня для вас сюрприз, к нам пришла в гости Алёнушка из сказки (звучит русская народная мелодия).

Сказочник: Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатится ему захотелось, да и говорит:

Иван: «Да красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»

Алёнушка: «Я всё делать умею, только сшить не могу».

Иван: «Ладно, а блины испечёшь?»

Алёнушка: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».

Иван: «Ладно, усмехнулся жених, а мешок сошьёшь?»

Алёнушка: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».

Иван: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»

Алёнушка: «Умею, умею, обрадовалась невеста».

Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.

Сказочник: Обрадовалась невеста, спрыгнула на землю и пустилась в пляс.

А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.

Ведущая: Ребята о чём этот рассказ, почему так поступил жених, что не умела делать невеста.

Ребята, а как вы думаете, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясти.

2.

Рассматривание куклы «Каша»

Ребята о чём этот рассказ, почему так поступил жених, что не умела делать невеста.

Ребята, а как вы думаете, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясти.

Ей показывает примером мама, а ещё были помощницы куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.

А в приготовлении пищи, ей помогала кукла «Каша», как вы думаете, почему она так называлась?

Посмотрите, потрогайте, как вы думаете, какая крупа содержится в мешочке?

По запаху можно определить, что это гречка. Потрогайте, как пересыпается крупа, сколько её много или мало?

У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришивали руки и ноги и мастерили сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому, что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то было по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.

3.

Анализ пословиц про труд.

А сейчас  мы посмотрим, какие пословицы приготовили для нас ребята (пословицы про труд):

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,

« Птицу красят крылья, а человека труд».

«Без труда хлеб не родиться никогда».

«Хочешь калачи, не лежи на печи»,

«Терпение и труд всё перетрут».

Что означают эти пословицы? Нужно трудиться, помогать взрослым и тогда всему можно научиться и делать самостоятельно.

4.

Физминутка

А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста в круг, повторяйте за мной слова и движения:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком)

Семь сыновей (семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками)

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку)

На Маланью всё глядели, (держа руки  у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (показать любое движение).

5.

Изготовление куклы «Колокольчик»

А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу «Колокольчик», Как вы думаете, почему она так называется? (маленькая, по форме похоже на колокольчик). Куколка маленькая, да удаленькая, если сделать её в ярких тонах, то она будет как оберег, повесить перед входной дверью и всякий человек входящий волей неволей обращал внимание на куколку, и считалось, что злые помыслы улетучивались.

Если же сделать несколько таких куколок, на ниточке, то в будущем, когда у замужней женщины появится малыш, можно эти куколки использовать как погремушки.

1. Разложите ткань так, чтобы самый большой круг был внизу, потом средний, и маленький.

2. Поднять три круга левой рукой, а правой посередине положить кусочек ваты.

3. Сформировать голову.

4. Поверх головы повязать платок.

Посмотрите, какие они все разные получились, нарядные, каждый что-то новое придумал, кто-то платок кукле повязал вперёд, кто-то назад.

Теперь у вас пополнится ваша коллекция кукол, вы научились вырезать круги из ткани разного размера, выполнять узловую конструкцию.

6.

Подведение итога:

«А что мы сегодня с вами узнали нового, давайте вспомним?»

- смотрели сказку и узнали, что нужно трудиться  это поможет в будущем человеку.

- говорили о пословицах про труд, их значении.

- узнали про куклу «Кашу», которая помогала научиться готовить девочке кашу.

- играли в Маланью.

- изготовили сами куклу.

Молодцы, скоро мы с вами увидимся и узнаем много нового и интересного, до скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»

Цель: знакомство детей фольклорными праздниками,  с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.Задачи: 1.     Расширить кругозор детей, обогати...

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...