Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Знакомство с русским народным костюмом"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Как заинтересовать детей русским народным костюмом? Возможно, ответ в этом конспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkim_narodnym_kostyumom.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми

 подготовительной группы «Знакомство с русским народным костюмом».

        

Цель: Познакомить с историей русского народного костюма

Задачи:

1) Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.

2) Способствовать развитию речи. Расширять лексический запас детей словами и выражениями: рубаха, сарафан, распашная понева, кафтан, порты, домотканое полотно.

3)Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре

4)Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.

5)Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа, желание

трудиться.

Материалы и оборудование:

Плетёная корзинка, половицы, лавочка, клубок ниток, куклы из картона, элементы  русских народных костюмов, заготовки кукол для аппликации.

Предварительная работа:

   экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских     народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.

Ход:

 В. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубочек.

Куда он покатится, туда мы и отправимся.

(Клубочек катится к корзинке, а в корзинке записка.)

Что это? Это корзинка.

Давайте посмотрим, что в ней. Записка.

У бабушки Арины

Волшебный ларец.

Позвоните в бубенец,

Попадете во дворец.

Посмотрите, мы попали в избу бабушки Арины.

А вот и ларец волшебный.

Открывается палата,

Смотрите, чем она богата.

Что это такое?

 Д. Рубашка.

 В. Из какого материала шили такие рубашки?

 Д. Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.

 В. Катя расскажи, как получали льняную ткань?

  ( Рассказ по картинкам.)

  А если ткань ткали дома, значит, как ее можно назвать?

  Д. Домо-ткань.

  В. Рубашки, какие?

  Д. Льняные, домотканые.

  В. А кто на Руси носил рубахи?

  Д. Мужчины, женщины, дети.

   В. А здесь еще что-то есть. Отгадайте.

  Он бывает длинный, без рукавов, глухой или распашной с пуговицами, его носили девушки поверх рубахи.

    Как вы думаете что это?

  Д. Я думаю это сарафан.

  В. А чей же это сарафан? У бабушки Арины внучка есть Настенька.

  А вот и она умница рукодельница шить и вышивать мастерица. Готовит она себе приданое и в сундучок складывает.

    Из чего же состоит русский народный костюм девушки?

    Д. Костюм девушки состоит из рубахи и сарафана.

   В. Ее носили замужние женщины. Как вы думаете что это?

   Д. Это юбка понева. Поневы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую поневу, а на нее распашную. Она была темная в клетку.

    В. А что надевали спереди на поневу?

   Д. Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были рабочие и праздничные украшенные.

    В. Когда Машенька выйдет замуж, она сменит свой сарафан на поневу и спрячет косу свою девичью под головной убор.

     Какие головные уборы носили в старину русские женщины?

     Д. Женщины носили кичку, кокошник (он был похож на гребешок курочки), сороку с длинными лентами сзади как хвост сороки. На кичку часто надевали платок.

    В. Настенька собирается на гуляние, повязала платок на голову и надела душегрею.

     Давайте вместе скажем - душегрея.

     Как вы думаете, почему она так называется?

      По вашему мнению, где находится душа у человека?

      От сюда и название, значит душу греет.

      Ребята, что надела Настенька?

     Д. Настенька надела душегрею.

     В. Посмотрите, а Настеньку ждет дружек ее Иванушка. Вот как нарядился. Посмотрите и расскажите, что вы знаете о Русском народном мужском костюме?

     Д. Иванушка одет в рубашку с косым воротом - косоворотку. На рубаху надет кафтан, подвязан поясом. Штаны порты, сапоги и на голове шапка.

      В. А какая деталь народного костюма была самой важной?

       Надену - ободом сведет,

       Сниму - змеею упадет,

        Тепла не дает,

        А без него холодно.

         Для чего носили пояс?

     Д. Пояс носили для тепла, оберега и что бы носить за поясом инструменты.

        В. Настенька с Иванушкой отправились на гуляние, давайте, и мы с вами погуляем.

Физкультминутка.

Весна пришла в наши края

И солнце светит ярче, жарче.

Все просыпается от сна и воздух чистый и прозрачный.

Вот пролетели:

 Воробьи, синички, голуби, грачи.

Вдруг зазвенели бубенцы

И цоканье копыт послышалось вдали.

Эй, ребята выходите пляску русскую начните.

Ни сидит никто на месте все танцуют с нами вместе.

Эх! раз, еще раз Мы наклонимся сейчас.

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Погуляли, поплясали. Пора возвращаться. А в сундуке еще, что-то есть.

Вам любопытно? Вы Варвары любопытные.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз

Мышцы глаза напряглись.

А Варвара смотрит вверх выше всех и дальше всех

Возвращается обратно расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

(В сундуке шаблоны одежды, вырезанные из бумаги.)

  Давайте поможем Настеньке украсить одежду.

   Какую деталь одежды украшали?

Д. Украшали ворот, рукава, низ или подол.

В. Чем украшали одежду?

Д. Одежду украшали вышивкой, нашивали атласные ленты или тесьму.

В. Какой цвет был любимым у русского народа?

Д. Любимым у русского народа был красный цвет.

В. Какие еще цвета встречались в русском народном костюме?

Д.  В русском народном костюме встречаются синий, желтый, зеленый и черный цвета.

В. Чем красили одежду?

Д. Одежду красили соком растений.

В. Для чего украшали одежду?

Д. Одежду украшали для красоты и оберега.

Вы сегодня не просто художники, а художники по ткани.

Будите украшать одежду помощью необычных инструментов и материалов.

Практическая деятельность детей.

 Детям предлагаются силуэты одежды: рубаха и сарафан. Их надо украсить в традициях русского народного костюма.

Предлагается украшать при помощи клеше, вырезанных из овощей, обмакивая в гуашь   и делая, оттиск на бумаге или на ткани.

1. Как называется твой инструмент?

2. Из чего сделано клеше?

3. Что ты будешь украшать?

4. Что ты делаешь?

5. Кому ты хочешь подарить сарафан?

6. Каким цветом ты украшаешь рубаху?

Давайте положим одежду, сделаем Настеньке сюрприз.

Что лежало в сундуке бабушки Арины?

Как можно назвать эту одежду?

Д.  Старинная русская одежда называется русский народный костюм.

В. Какая деталь русского народного костюма была самой важной?

Д.  Самой важной деталью был пояс.

В.  С какой новой деталью женского народного костюма мы сегодня познакомились?

Д.  Мы познакомились с душегреей.

В.  Вы, ребята, молодцы! Много нового и интересного мы узнали сегодня о нашем родном руссом костюме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

Методические разработки совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русских народных сказок...

Совместная деятельность воспитателя с детьми. Тема «Приготовление буузы к народному празднику Сагаалган»

Каждый год, в феврале месяце, бурятский народ отмечает красивый праздник Белого месяца - Сагаалган. Готовиться к нему начинают заранее. Одним из самых вкусных угощений праздничного стола в это вр...

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"

Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))...

Методическая рзработка совместной деятельности воспитателя с детьми "Путешествие с магнитом в царство льда и холода".

Игры с мягнитом на выявление его свойств и расширение кругозора детей об обитателях севера....

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: «Пришельцы с планеты Математики»

Цель: закрепить и обобщить математические представления детей о геометрических фигурах, цифрах; знаках....

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми на тему: «Золушка» подготовительная группа

Развитие творческого воображения детей средствами ТРИЗ в процессе работы со знакомой сказкой....