Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми на тему: «Золушка» подготовительная группа
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Симбирцева Дарья Алексеевна

Развитие творческого воображения детей средствами ТРИЗ в процессе работы со знакомой сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nnod_simbirtseva_d.a._mkou_shr_nshdsno14.docx39.64 КБ
Файл zolushka.pptx1.28 МБ
Файл konstruirovanie_platya.docx201.96 КБ
Файл para.docx1.01 МБ
Файл tekst_zolushka.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми

на тему: «Золушка»

Подготовительная группа

Симбирцева Дарья Алексеевна,

воспитатель

        МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №14»

г. Шелехов

2016 г.

СХЕМА ННОД

Наименование  ОО МКОУ ШР «НШДС №14»

Раздел 1.

1.1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Симбирцева Дарья Алексеевна

1.2.

группа

Подготовительная

1.3.

дата

11.11.2016 год

продолжительность

30 минут

Раздел 2.        Содержание                                                            

2.1.

тема

«Золушка»

2.2.

цель

Развитие творческого воображения детей средствами ТРИЗ в процессе работы со знакомой сказкой.

2.3.

задачи

образовательные

Упражнять детей в умении менять содержание знакомой сказки, используя приемы фантазирования.

Упражнять детей в умениях уходить от привычного стереотипа использования предметов, находить выход из безвыходной ситуации, используя метод «спасательной ситуации».

развивающие

Развивать любознательность, общую инициативу детей.

Способствовать развитию связной речи.

Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы.

воспитательные

Воспитывать доброту, заботу, любовь к окружающим на примере положительных сказочных героев.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

2.4.

образовательные области

приоритетная

Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного); формирование элементарных представлений о восприятии художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).

в интеграции

Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Познавательное развитие:  развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

2.5.

предпосылки УУД

личностные

Формирование познавательной и социальной мотивации;

формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки.

познавательные

Общие навыки и умения: умение узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности.

Знаково-символические: моделировать.

Сформированность логических операций: анализ; сравнение; обобщение.

Информационные: умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами).

регулятивные

Умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

осуществление действий по образцу.

коммуникативные

Инициативное сотрудничество:

предлагать помощь и сотрудничество;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Взаимодействие:

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

строить монологическое высказывание;

вести устный диалог;

слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

участвовать в совместной деятельности.

2.6.

виды детской деятельности

Восприятие художественной литературы (сказка «Золушка» Ш. Перро); познавательно-исследовательская (ТРИЗ-игры, морфологическая таблица «Конструирование платья»); коммуникативная (коммуникативная игра «Приветствие»); продуктивная «Новое платье для Золушки»; двигательная (физкультминутка «Золушка»); просмотр презентации «Золушка».

2.7.

Форма организации ННОД

Подгрупповая (индивидуально-коллективная).

2.8.

методы и приемы, используемые в ННОД

Словесный метод (восприятие художественной литературы); практический метод (ТРИЗ-игры, конструирование); наглядный метод (демонстрация слайдов); частичнопоисковый метод.

2.9.

предварительная работа

с детьми

Чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, братьев Гримм;

Прослушивание аудиозаписи «Вальс из балета Золушка».

с родителями

Консультация для родителей «Чтобы сказка не стала грустной».

с литературой и

интернет источниками

Ш. Перро «Золушка», сказки братьев Гримм «Золушка»;

Мелешко Е.В. «В гостях у сказки»;

Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

2.10.

оборудование

для педагога

Экран, проектор, презентация «Золушка»; текст сказки «Золушка» Ш. Перро; разноцветные буквы З, О, Л, У, Ш, К, А, вырезанные из бумаги, соответствующие цветам спектра; шкатулка; морфологическая таблица «Конструирование платья»; карточки с изображением тыквы, кареты, лошади, мыши, нарядного платья, грязного платья, туфельки, лестницы, часов, тёмного времени суток; мольберт; цветной маркер.

для детей

Листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры; креативные веселые и грустные ёлочки.

Раздел 3.        

Структура ННОД

Продолжительность части

Содержание ННОД

Целевые ориентиры

Комментарии

3.1.

Вводная часть

5 мин.

Дети занимаются самостоятельной деятельностью в группе.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Коммуникативная игра «Приветствие»:

Здравствуйте мои друзья!

Рада видеть всех вас я!

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Вы готовы поиграть?

Можно встречу начинать!

Воспитатель берёт книгу сказок, присаживается на стул.

Воспитатель:

Сказок много есть на свете,

Сказки очень любят дети!

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем сказку начинать!

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла Фея…

Загляните в Шкатулку сказок – что в ней? (дети достают из шкатулки разноцветные буквы, вырезанные из бумаги: З – красного, О – оранжевого, Л – жёлтого, У – зелёного, Ш – голубого, Л – синего, А – фиолетового цвета). Если эти буквы разложить в том же порядке, в котором расположены цвета в радуге (слайд 1), то вы узнаете, какую сказку я сегодня буду вам рассказывать.

Дети на ковре выкладывают название сказки «Золушка» (слайд 2).

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; любознательный, активный, обладает развитым воображением.

Создание эмоционального настроя и познавательной мотивации.

Эти слова являются сигналом к предстоящему чтению художественной литературы и работе со сказкой. Желающие послушать устраиваются на выбранном ими месте около воспитателя – на ковре.

Познавательная мотивация (решение проблемы посредством сравнения).

3.2.

Основная часть

22 мин.

Воспитатель: Кто же написал сказку «Золушка»? (дети озвучивают свои варианты – Шарль Перро, братья Гримм, Евгений Шварц…) Когда именно появилась первая версия сказки о Золушке и кто ее создатель – неизвестно. «Золушка» – старинная сказка, которая родилась много, много веков назад, и с тех пор все живет да живет, и каждый народ рассказывает ее по-своему. В Англии главную героиню этой сказки называют Синдерелла (слайд 3), в Египте – Родопис (слайд 4), да и у каждого народа найдется свое имя для одной из самых милых и обаятельных героинь сказочного мира.

Есть версии сказки, когда в роли Золушки выступает даже Золух-мужчина. В нашей стране Золушка известна по сказке "Хрустальный башмачок" – там её зовут Замарашка (слайд 5). Сегодня вы услышите сказку, написанную в 1697 году – более 300 лет назад – Шарлем Перро (слайд 6).

Воспитатель: Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка – молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки – злые и вздорные, как и их мать. Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве.

ТРИЗ-игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: Мачеха злая, жадная, а Золушка – …

Дети: Добрая, щедрая.

Воспитатель: Мачеха грубая, а Золушка – …

Дети: Вежливая, ласковая.

Воспитатель: Сестры неряшливые, а Золушка – …

Дети: Аккуратная.

Воспитатель: Сёстры ленивые, а Золушка – …

Дети: Трудолюбивая.

Воспитатель: Мачеха рассеянная, а Золушка – …

Дети: Внимательная.

Воспитатель: Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и Золушкины сестры.

ТРИЗ-игра «Бесконечное предложение».

Воспитатель: Что делает Золушка?

Дети: Золушка шьет.

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?

Дети: Два.

Воспитатель: Какая Золушка?

Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная.

Воспитатель: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?

Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет платье.

Воспитатель: Какое платье шьет Золушка?

Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.

Воспитатель: Для кого она это делает? Зачем нужно это платье?

Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер.

Воспитатель: Зачем Золушка шьёт это платье?

Дети: Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер, чтобы они могли поехать на бал.

Воспитатель: Когда платья были готовы, сёстры бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье. А ещё мачеха велела ей к обеду испечь пироги.

ТРИЗ-игра «Помоги Золушке».

Воспитатель: Золушка замесила тесто. Но, когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. Чем же Золушке раскатать тесто?

Дети: Надо пойти к соседям, попросить у них. Сходить в магазин, купить новую. Можно раскатать тесто пустой бутылкой. Найти круглое полено, помыть его и раскатать им тесто. Можно разрезать тесто на маленькие кусочки, а потом их чем-нибудь тяжёлым прижимать.

Воспитатель: Наступил вечер, и в сумерках в комнату вошла старая Фея. Она спросила плачущую Золушку:

- Ты очень хочешь попасть на королевский бал? Не плачь, помоги мне. Есть у вас большая тыква?

Тыква нашлась в кладовке. Фея прикоснулась к ней своей волшебной палочкой, и тыква превратилась в золоченую карету. Потом фея заглянула в мышеловку. Взмах волшебной палочкой – и сидевшие там мыши превратились в шестерку породистых лошадей. Пригодилась и крысоловка, и толстая усатая крыса превратилась в важного кучера на передке кареты.

- А теперь, – сказала Золушке фея, – ступай в сад. Там за лейкой сидят шесть ящериц. Принеси их мне.

Золушка принесла ящериц, и фея тут же превратила их в шестерых слуг, одетых в расшитые золотом ливреи. – Ну вот, – сказала фея, – теперь ты можешь отправиться на бал.

ТРИЗ-игра «Решение противоречий в сказке».

Воспитатель: А если бы Фея не помогла Золушке, смогла бы она сама попасть на бал и каким образом?

Дети предлагают свои варианты развития событий.

Физкультминутка «Золушка»:

Воспитатель:

Утром Золушка проснулась,

Потянулась и улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре песню спела.

С песней солнышко взошло,

Стало радостно, тепло.

Птицы весело запели,

Бабочки вдруг прилетели.

А у Золушки заботы,

Много ждёт её работы.

Вы садитесь поскорей,

Мы поможем дружно ей.

Воспитатель: Что ж, до дворца, Золушка смогла бы добраться и без помощи Феи, но вот как быть с платьем? Не может же она отправиться на бал в своём грязном, старом платье. А давайте подарим ей волшебное, необычное платье, которое все вместе сейчас сконструируем.

ТРИЗ-игра «Новое платье для Золушки».

Дети кидают  игральный кубик, «конструируют» новое платье по морфологической таблице. По окончании воспитатель предлагает детям нарисовать получившееся платье.

Воспитатель: Не помня себя от радости, Золушка села в карету, кучер щелкнул кнутом, лошади заржали.

- Запомни, – произнесла фея, – волшебство продлится только до полуночи. После того, как часы пробьют двенадцать, карета снова станет тыквой, лошади оборотятся мышами, а кучер – толстой крысой. Наряд же твой снова превратится в старое платье. Прощай!

Карета тронулась. Бал был в самом разгаре, когда принцу доложили, что приехала прекрасная неизвестная принцесса. Он сам выбежал встречать ее и повел в зал. Музыка стихла, все замерли, изумленные ее красотой. Молодой принц тут же пригласил гостью на танец. Музыка заиграла опять. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отходил от нее, говорил такие приятные вещи, что она забыла обо всем.

ТРИЗ-игра «Найди пару».

Воспитатель: На столе лежат карточки с картинками, возьмите каждый по одной. А теперь вам надо будет найти пару к этой картинке и объяснить, почему вы так встали?

(Дети выполняют задание, пары могут быть следующие: тыква – карета, лошади – мыши, нарядное платье – грязное платье, туфелька – лестница, часы – ночь и т.п.)

Воспитатель: И вдруг часы стали бить полночь. Золушка вспомнила предупреждение феи. Опрометью бросилась она из зала. На лестнице, ведущей в сад, она оступилась и потеряла свою хрустальную туфельку.

Вернувшиеся с бала мачеха с дочками на все лады обсуждали появление на балу неизвестной Красавицы, а также ее поспешное бегство. Они не узнали в ней свою Золушку. Принц же не мог позабыть незнакомку и приказал разыскать ее.

ТРИЗ-игра «Объявление с ограничением».

Воспитатель: Иногда для того, чтобы кого-то отыскать, люди пишут объявления. А давайте и мы с вами поможем принцу побыстрее отыскать Золушку и составим объявление, но так, чтобы все слова в нём начинались на одну букву, например, букву «П».

Пример: Пропала прекрасная принцесса. Принц просит примерить потерянный принцессой предмет. Пожалуйста, помогите принцу!

Воспитатель: По всему королевству разъезжали придворные принца и примеряли хрустальную туфельку подряд всем девушкам.

ТРИЗ-игра «Изменение ситуации в знакомых сказках».

Воспитатель: Давайте представим, что Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее. Что же могла потерять Золушка, и как бы тогда ее нашел принц?

Дети высказывают свои предположения: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки – например, бант и прочее.

Воспитатель: Наконец придворные приехали и в дом Золушки. Как ни старались ее сестры втиснуть свои ножищи в хрустальную туфельку – все напрасно. Придворные собрались было уже уходить, да спросили:

- Нет ли у вас еще какой-либо девицы в доме?

-Есть, – отвечали сестры, – да она у нас такая замарашка.

Все же позвали и Золушку. Примерили туфельку и – о, чудо! туфелька пришлась впору. Тогда Золушка достала из кармана вторую и надела ее, не говоря ни слова.

В это время дверь тихонько приоткрылась. В комнату вошла старая Фея, дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно сразу же превратилось в пышный наряд, еще более прекрасный, чем накануне. Все ахнули!

Тут сестры и мачеха поняли, кто была та неизвестная красавица на балу. Они бросились к ней просить прощения. Золушка была не только хороша собой, но и добра: она простила их от всего сердца. Придворные подхватили Золушку и повезли во дворец. В тот же день сыграли свадьбу – принц женился на Золушке.

ТРИЗ-игра «Что было потом».

Воспитатель: А как вы думаете, что было потом?

Варианты ответов детей: Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в ученики.

Воспитатель: А туфельки Золушки? Что с ними стало после замужества Золушки?

Варианты ответов детей: Золушка отдала ее маленькому волшебнику, и тот стал выручать девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами возвращались к Золушке.

Знаком с произведениями детской литературы; проявляет любознательность; использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения; проявляет инициативу и самостоятельность; активно взаимодействует с взрослым; учитывает интересы и чувства других; способен к принятию собственных решений; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; развита крупная и мелкая моторика; обладает развитым воображением; активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; способен к принятию собственных решений; активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх; способен договариваться; обладает развитым воображением; может использовать речь для выражения своих мыслей

Воспитатель расширяет знания детей о сказке «Золушка» и ее писателе.

Рассказ воспитателя сопровождается просмотром слайдов мультимедии.

Воспитатель приступает к чтению сказки.

Воспитатель упражняет детей в подборе антонимов.

Воспитатель продолжает чтение сказки.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию из сказки (слайд 7).

Воспитатель уточняет представление детей о Золушке; развивает память; активизирует речь детей.

Воспитатель продолжает чтение сказки.

Воспитатель упражняет детей в умениях уходить от привычного стереотипа использования предметов, находить выход из безвыходной ситуации, используя метод «спасательной ситуации».

Воспитатель продолжает чтение сказки.

Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей; активизирует речь детей.

В ходе совместной деятельности воспитатель следит за физическим состоянием детей. Если дети устали, утомились, можно предложить им физминутку следующего содержания (движения выполняются в соответствии с текстом).

Воспитатель создает у детей положительный эмоциональный настрой и развивает двигательную активность.

Воспитатель предлагает детям морфологическую таблицу «Конструирование платья».

Воспитатель продолжает чтение сказки.

Воспитатель упражняет детей в сравнении и практическом соотнесении предметов; учит детей обосновывать в речи свой выбор.

Воспитатель продолжает чтение сказки.

Воспитатель упражняет детей в составлении объявления.

Воспитатель продолжает чтение сказки.

Воспитатель упражняет детей в умении менять содержание знакомой сказки, используя приемы фантазирования.

Воспитатель продолжает чтение сказки.

Воспитатель упражняет детей в умении менять содержание знакомой сказки, используя приемы фантазирования.

3.3.

Заключительная часть

3 мин.

Воспитатель: 

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили читать!

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь закрыла Фея…

Ребята, если вам понравилось наше путешествие по сказке, то возьмите весёлый смайлик. А если нет – то возьмите грустный смайлик.

Какое задание было самым интересным на ваш взгляд?

Какое задание, по вашему мнению, было самым трудным?

Спасибо вам за участие в сказке, за то, что вы справились со всеми заданиями, были дружными. Мне было очень приятно путешествовать вместе с вами по этой замечательной сказке Шарля Перро.

 

Эмоционально отзывчивый; может выражать свои мысли и чувства, используя речь для выражения своих мыслей.

Воспитатель вместе с детьми подводит итоги деятельности. Оценка и самооценка результатов детской деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Ш. Перро «Золушка», сказки братьев Гримм «Золушка»;
  2. Мелешко Е.В. «В гостях у сказки»;
  3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

В Англии главную героиню этой сказки называют Синдерелла

Слайд 4

В Египте - Родопис

Слайд 5

В России – Замарашка сказка «Хрустальный башмачок»



Предварительный просмотр:

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

«КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЛАТЬЯ»

1

2

3

4

5

6

ФАСОН ПЛАТЬЯ

D:\Моя\Сад\Аттестация\НОД\мой НОД\0.jpg

ЦВЕТ ПЛАТЬЯ

КОЛИЧЕСТВО БАНТОВ

2

4

1

6

3

5

ФОРМА РУКАВА


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Золушка

Шарль Перро
Пересказала Т. Габбе

Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал.

У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.

У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая.

И вот новая хозяйка вошла в дом. Тут-то и показала она свой нрав. Все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже.

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.

Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых модою было увидеть себя с головы до ног.

Бедная девушка молча сносила все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу. Мачеха так прибрала его к рукам, что он теперь на все смотрел ее глазами и, наверно, только побранил бы дочку за неблагодарность и непослушание.

Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.

А все-таки Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк.

И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми.

Золушкины сестры тоже получили приглашение на бал. Они очень обрадовались и сейчас же принялись выбирать наряды и придумывать, как бы причесаться, чтобы удивить всех гостей и понравиться принцу.

У бедной Золушки работы и заботы стало еще больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки.

В доме только и разговору было, что о нарядах.

– Я, – говорила старшая, – надену красное бархатное платье и драгоценный убор, который мне привезли из-за моря.

– А я, – говорила младшая, – надену самое скромное платье, но зато у меня будет накидка, расшитая золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, какого нет ни у одной знатной дамы.

Послали за искуснейшей модисткой, чтобы она соорудила им чепчики с двойной оборкой, а мушки купили у самой лучшей мастерицы в городе.

Сестры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у нее, какой выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что некрасиво.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.

– А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? – спрашивали сестры, пока она причесывала их перед зеркалом.

– Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!

– Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

За два дня до бала сестрицы от волнения перестали обедать и ужинать. Они ни на минуту не отходили от зеркала и разорвали больше дюжины шнурков, пытаясь потуже затянуть свои талии и сделаться потоньше и постройнее.

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сестры уехали.

Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала.

Ее крестная, которая как раз в это время зашла навестить бедную девушку, застала ее в слезах.

– Что с тобой, дитя мое? – спросила она. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.

– Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крестная.

Она была фея – волшебница – и слышала не только то, что говорят, но и то, что думают.

– Правда, – сказала Золушка, всхлипывая.

– Что ж, будь только умницей, – сказала фея, – а уж я позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце. Сбегай-ка на огород да принеси мне оттуда большую тыкву!

Золушка побежала на огород, выбрала самую большую тыкву и принесла крестной. Ей очень хотелось спросить, каким образом простая тыква поможет ей попасть на королевский бал. но она не решилась.

А фея, не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из нее всю мякоть. Потом она прикоснулась к ее желтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква сразу превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колес.

Затем фея послала Золушку в кладовую за мышеловкой. В мышеловке оказалось полдюжины живых мышей.

Фея велела Золушке приоткрыть дверцу и выпустить на волю всех мышей по очереди, одну за другой. Едва только мышь выбегала из своей темницы, фея прикасалась к ней палочкой, и от этого прикосновения обыкновенная серая мышка сейчас же превращалась в серого, мышастого коня.

Не прошло и минуты, как перед Золушкой уже стояла великолепная упряжка из шести статных коней в серебряной сбруе.

Не хватало только кучера.

Заметив, что фея призадумалась, Золушка робко спросила:

– Что, если посмотреть, не попалась ли в крысоловку крыса? Может быть, она годится в кучера?

– Твоя правда, – сказала волшебница. – Поди посмотри.

Золушка принесла крысоловку, из которой выглядывали три большие крысы.

Фея выбрала одну из них, самую крупную и усатую, дотронулась до нее своей палочкой, и крыса сейчас же превратилась в толстого кучера с пышными усами, – таким усам позавидовал бы даже главный королевский кучер.

– А теперь, – сказала фея, – ступай в сад. Там за лейкой, на куче песка, ты найдешь шесть ящериц. Принеси-ка их сюда.

Не успела Золушка вытряхнуть ящериц из фартука, как фея превратила их в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи, украшенные золотым галуном.

Все шестеро проворно вскочили на запятки кареты с таким важным видом, словно всю свою жизнь служили выездными лакеями и никогда не были ящерицами...

– Ну вот, – сказала фея, – теперь у тебя есть свой выезд, и ты можешь, не теряя времени, ехать во дворец. Что, довольна ты?

– Очень! – сказала Золушка. – Но разве можно ехать на королевский бал в этом старом, испачканном золой платье?

Фея ничего не ответила. Она только слегка прикоснулась к Золушкиному платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями.

Последним подарком феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке.

Когда Золушка была уже совсем готова, фея усадила ее в карету и строго-настрого приказала возвратиться домой до полуночи.

– Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице.

– Не беспокойтесь, я не опоздаю! – ответила Золушка и, не помня себя от радости, отправилась во дворец.

Принц, которому доложили, что на бал приехала прекрасная, но никому не известная принцесса, сам выбежал встречать ее. Он подал ей руку, помог выйти из кареты и повел в зал, где уже находились король с королевой и придворные.

Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех.

“Ах, как она хороша!” - говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме.

Даже король, который был очень стар и больше дремал, чем смотрел по сторонам, и тот открыл глаза, поглядел на Золушку и сказал королеве вполголоса, что давно уже не видел такой обворожительной особы.

Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань.

Принц усадил свою гостью на самое почетное место, а чуть только заиграла музыка, подошел к ней и пригласил на танец.

Она танцевала так легко и грациозно, что все залюбовались ею еще больше, чем прежде.

После танцев разносили угощение. Но принц ничего не мог есть – он не сводил глаз со своей дамы. А Золушка в это время разыскала своих сестер, подсела к ним и, сказав каждой несколько приятных слов, угостила их апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц.

Это им очень польстило. Они и не ожидали такого внимания со стороны незнакомой принцессы.

Но вот, беседуя с ними, Золушка вдруг услышала, что дворцовые часы бьют одиннадцать часов и три четверти. Она встала, поклонилась всем и пошла к выходу так быстро, что никто не успел догнать ее.

Вернувшись из дворца, она еще сумела до приезда мачехи и сестер забежать к волшебнице и поблагодарить ее за счастливый вечер.

– Ах, если бы можно было и завтра поехать во дворец! – сказала она. – Принц так просил меня...

И она рассказала крестной обо всем, что было во дворце.

Едва только Золушка переступила порог и надела свой старый передник и деревянные башмаки, как в дверь постучали. Это вернулись с бала мачеха и сестры.

– Долго же вы, сестрицы, гостили нынче во дворце! – сказала Золушка, зевая и потягиваясь, словно только что проснулась.

– Ну, если бы ты была с нами на балу, ты бы тоже не стала торопиться домой, – сказала одна из сестер. – Там была одна принцесса, такая красавица, что и во сне лучше не увидишь! Мы ей, должно быть, очень понравились. Она подсела к нам и даже угостила апельсинами и лимонами.

– А как ее зовут? – спросила Золушка.

– Ну, этого никто не знает... – сказала старшая сестрица.

А младшая прибавила:

– Принц, кажется, готов отдать полжизни, чтобы только узнать, кто она такая. Золушка улыбнулась.

– Неужели эта принцесса и вправду так хороша? – спросила она. – Какие вы счастливые!.. Нельзя ли и мне хоть одним глазком посмотреть на нее? Ах, сестрица Жавотта, дайте мне на один вечер ваше желтое платье, которое вы носите дома каждый день!

– Этого только не хватало! – сказала Жавотта, пожимая плечами. Дать свое платье такой замарашке, как ты! Кажется, я еще не сошла с ума.

Золушка не ждала другого ответа и нисколько не огорчилась. В самом деле: что бы стала она делать, если бы Жавотта вдруг расщедрилась и вздумала одолжить ей свое платье!

На другой вечер сестры опять отправились во дворец – и Золушка тоже... На этот раз она была еще прекраснее и наряднее, чем накануне.

Принц не отходил от нее ни на минуту. Он был так приветлив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете, даже о том, что ей надо уехать вовремя, и спохватилась только тогда, когда часы стали бить полночь.

Она поднялась с места и убежала быстрее лани.

Принц бросился за ней, но ее и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Принц бережно поднял ее и приказал расспросить привратников, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видал. Правда, привратники заметили, что мимо них пробежала какая-то бедно одетая девушка, но она скорее была похожа на нищенку, чем на принцессу.

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.

Когда обе сестрицы вернулись домой, Золушка спросила у них, весело ли им было нынче на балу и приезжала ли опять во дворец вчерашняя красавица.

Сестры наперебой стали рассказывать, что принцесса и на этот раз была на балу, но убежала, чуть только часы начали бить двенадцать.

– Она так торопилась, что даже потеряла свой хрустальный башмачок, – сказала старшая сестрица.

– А принц поднял его и до конца бала не выпускал из рук, – сказала младшая.

– Должно быть, он по уши влюблен в эту красавицу, которая теряет на балах башмаки, – добавила мачеха.

И это была правда. Через несколько дней принц приказал объявить во всеуслышание, под звуки труб и фанфар, что девушка, которой придется впору хрустальная туфелька, станет его женой.

Разумеется, сначала туфельку стали мерить принцессам, потом герцогиням, потом придворным дамам, но все было напрасно: она была тесна и герцогиням, и принцессам, и придворным дамам.

Наконец очередь дошла и до сестер Золушки.

Ах, как старались обе сестрицы натянуть маленькую туфельку на свои большие ноги! Но она не лезла им даже на кончики пальцев. Золушка, которая с первого взгляда узнала свою туфельку, улыбаясь, смотрела на эти напрасные попытки.

– А ведь она, кажется, будет впору мне, – сказала Золушка.

Сестрицы так и залились злым смехом. Но придворный кавалер, который примерял туфельку, внимательно посмотрел на Золушку и, заметив, что она очень красива, сказал:

– Я получил приказание от принца примерить туфельку всем девушкам в городе. Позвольте вашу ножку, сударыня!

Он усадил Золушку в кресло и, надев хрустальную туфельку на ее маленькую ножку, сразу увидел, что больше примерять ему не придется: башмачок был точь-в-точь по ножке, а ножка – по башмачку.

Сестры замерли от удивления. Но еще больше удивились они, когда Золушка достала из кармана вторую хрустальную туфельку – совсем такую же, как первая, только на другую ногу – и надела, не говоря ни слова. В эту самую минуту дверь отворилась, и в комнату вошла фея – Золушкина крестная.

Она дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно стало еще пышнее и красивее, чем было накануне на балу.

Тут только обе сестрицы поняли, кто была та красавица, которую они видели во дворце. Они кинулись к ногам Золушки, чтобы вымолить себе прощение за все обиды, которые она вытерпела от них. Золушка простила сестер от всего сердца – ведь она была не только хороша собой, но и добра.

Ее отвезли во дворец к молодому принцу, который нашел, что она стала еще прелестнее, чем была прежде.

А через несколько дней сыграли веселую свадьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально – личностное развитие» Тема: «Овощи»

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы на лексическую тему «Овощи» составлена по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально - личност...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: «Пришельцы с планеты Математики»

Цель: закрепить и обобщить математические представления детей о геометрических фигурах, цифрах; знаках....

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы «Наш друг — светофор»

Тема: «Наш друг — светофор»          Цель:  формирование представления о безопасности пешеходов на дороге....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми «Удивительный космос» для подготовительной группы.

Данная методическая разработка позволит интересно и в игровой форме:закрепить представления детей о космосе, о нашей планете, как части Солнечной системы и целой Вселенной;показать детям уникальность ...