Главные вкладки

    Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx16.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Русский народный костюм»

    Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи.

     Материалы и оборудование:

    1. Иллюстрации к сказкам.
    2. Куклы в русских народных костюмах.
    3. Заготовки кукол для аппликации.
    4. Виды тканей.
    5. Клей, кружева, цветная бумага, ножницы.

     Предварительная работа:

    1.экскурсия в музей

    2.рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание слайдов с русскими костюмами.
    Словарная работа: порты, кокошник.

    Индивидуальная работа: добиваться от детей полных ответов.

    Ход занятия:

    Воспитатель рассказывает стихотворение о Родине:

    Что мы родиной зовем?

    Дом где мы с тобой растем.

    И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.

    Что мы родиной зовем?

    Край, где мы с тобой живем.

    И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!

     

    - о чем стихотворение? (о Родине)

    - В какой стране мы живем? (в России)

    - Назовите столицу  России? ( Москва)

    - В каком городе мы живем? (в Санкт-Петербурге)

    Воспитатель: Да ребята. Мы с вами живем в современном городе и мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

    - Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)

    - Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)

    - Дети, откуда  мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев)

    - Какую носили одежду? (ответы детей)

    Воспитатель:  Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в музей.

    - Кто работает в музее? (ответы детей).

    Экскурсоводам  сегодня буду я.

     Приглашаю вас прийти в первый в зал, зал « Сказок».

     -  Посмотрите внимательно на эти иллюстрации.

    - Из какой сказки эти иллюстрации? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

    - Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)

    -На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? ( « Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

    - Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)

    - На какой иллюстрации одежда рабочая, повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    -Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок)

     Воспитатель: Для чего носят одежду? (для защиты от холода и жары)

    В древней Руси в основном шили одежду сами.

    - Из чего можно сшить одежду? (из ткани).

    Я вам предлагаю рассмотреть несколько видов тканей. Возьмите их пожалуйста в руки, и скажите мне о своих ощущениях.

    - Как вы думаете, из какой ткани шили летнюю одежду? (легкая, шелк, ситец)

    - Как вы думаете, из какой ткани шьют теплую одежду? (плотная, шерсть)

    - Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты)

    Давайте с вами запомним это новое слово порты, оно обозначало  мужские штаны на древней Руси.

    Давайте его запомним и положим в нашу копилку.

    Физкультурная минутка

    А сейчас мы пойдем в следующий зал, «Зал кукол». 

    Посмотрите сколько здесь красивых и разных кукол. Все они одеты в русские народные костюмы.

     - Давайте рассмотрим женский костюм:

    Назовите части женской одежды.

    Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплекс одежды с сарафаном широко  распространен был в России.

    Он включал рубаху, сарафан, передник. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебренные и позолоченные пуговицы вдоль шва, бисером, вышивкой. Такие сарафаны носили с белыми рубахами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли. К шелковым сарафанам в Росси надевали головной убор. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник» его носили с сарафаном. Кокошники искусно было расшиты речным жемчугом, цветной фольгой.

     Мы видели костюмы сказочных героев и кукол.

    - Что общего в этих костюмах? (сарафан)

    - А, чем отличаются сарафаны? (нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана).

    Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали.

    - Делают ли так сейчас? Мода меняется, так, что нельзя надеть то, что носила бабашка или прабабушка.

    Проводится русская народная игра “Плетень”.

    Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:

    Есть старинная игра,
    Называется “Плетень”,
    Нам в нее играть охота,
    Нам в нее играть не лень.
    Раз плетень, два плетень,
    Спрячемся от солнца в тень.
    Посидим, отдохнем
    И опять играть начнем.

    С окончанием слов дети должны построиться в шеренги.

    Правила игры: выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

    ВоспитательА теперь я вас приглашаю в третий зал «Мастерскую»

    Где мы с вами продолжим украшать куклу в русском народном костюме, которую мы с вами нарисовали на прошлом занятии.

    АППЛИКАЦИЯ « Украсим сарафан» геометрическими формами.

    Включить русскую народную музыку. Обратите внимание, как можно украсить сарафан по подолу и перед (треугольниками, квадратами, кругами). А кокошник украшали бисером и стеклярусом (кругами и прямоугольниками)

     ИТОГ:

    Взяли кукол, показали, посмотрим какие нарядные, красивые получились сарафаны и кокошники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

    Методические разработки совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русских народных сказок...

    Методическая рзработка совместной деятельности воспитателя с детьми "Путешествие с магнитом в царство льда и холода".

    Игры с мягнитом на выявление его свойств и расширение кругозора детей об обитателях севера....

    Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по теме "Народная мудрость и современные дети"

    Цель: Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.Задачи: воспитательные: В действиях и поступках сказочных героев находить и противопоставлять трудолюбие-лень, добро-зло, храбрость-тру...

    Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: «Пришельцы с планеты Математики»

    Цель: закрепить и обобщить математические представления детей о геометрических фигурах, цифрах; знаках....

    Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми на тему: «Золушка» подготовительная группа

    Развитие творческого воображения детей средствами ТРИЗ в процессе работы со знакомой сказкой....