Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_narodnyy_kostyum.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русский народный костюм»
Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации к сказкам.
- Куклы в русских народных костюмах.
- Заготовки кукол для аппликации.
- Виды тканей.
- Клей, кружева, цветная бумага, ножницы.
Предварительная работа:
1.экскурсия в музей
2.рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание слайдов с русскими костюмами.
Словарная работа: порты, кокошник.
Индивидуальная работа: добиваться от детей полных ответов.
Ход занятия:
Воспитатель рассказывает стихотворение о Родине:
Что мы родиной зовем?
Дом где мы с тобой растем.
И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!
- о чем стихотворение? (о Родине)
- В какой стране мы живем? (в России)
- Назовите столицу России? ( Москва)
- В каком городе мы живем? (в Санкт-Петербурге)
Воспитатель: Да ребята. Мы с вами живем в современном городе и мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.
- Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)
- Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)
- Дети, откуда мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев)
- Какую носили одежду? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в музей.
- Кто работает в музее? (ответы детей).
Экскурсоводам сегодня буду я.
Приглашаю вас прийти в первый в зал, зал « Сказок».
- Посмотрите внимательно на эти иллюстрации.
- Из какой сказки эти иллюстрации? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)
- Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)
-На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? ( « Царевна лягушка», «Хаврошечка»)
- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)
- На какой иллюстрации одежда рабочая, повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
-Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок)
Воспитатель: Для чего носят одежду? (для защиты от холода и жары)
В древней Руси в основном шили одежду сами.
- Из чего можно сшить одежду? (из ткани).
Я вам предлагаю рассмотреть несколько видов тканей. Возьмите их пожалуйста в руки, и скажите мне о своих ощущениях.
- Как вы думаете, из какой ткани шили летнюю одежду? (легкая, шелк, ситец)
- Как вы думаете, из какой ткани шьют теплую одежду? (плотная, шерсть)
- Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты)
Давайте с вами запомним это новое слово порты, оно обозначало мужские штаны на древней Руси.
Давайте его запомним и положим в нашу копилку.
Физкультурная минутка
А сейчас мы пойдем в следующий зал, «Зал кукол».
Посмотрите сколько здесь красивых и разных кукол. Все они одеты в русские народные костюмы.
- Давайте рассмотрим женский костюм:
Назовите части женской одежды.
Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплекс одежды с сарафаном широко распространен был в России.
Он включал рубаху, сарафан, передник. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебренные и позолоченные пуговицы вдоль шва, бисером, вышивкой. Такие сарафаны носили с белыми рубахами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли. К шелковым сарафанам в Росси надевали головной убор. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник» его носили с сарафаном. Кокошники искусно было расшиты речным жемчугом, цветной фольгой.
Мы видели костюмы сказочных героев и кукол.
- Что общего в этих костюмах? (сарафан)
- А, чем отличаются сарафаны? (нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана).
Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали.
- Делают ли так сейчас? Мода меняется, так, что нельзя надеть то, что носила бабашка или прабабушка.
Проводится русская народная игра “Плетень”.
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:
Есть старинная игра,
Называется “Плетень”,
Нам в нее играть охота,
Нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень,
Спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем
И опять играть начнем.
С окончанием слов дети должны построиться в шеренги.
Правила игры: выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в третий зал «Мастерскую»
Где мы с вами продолжим украшать куклу в русском народном костюме, которую мы с вами нарисовали на прошлом занятии.
АППЛИКАЦИЯ « Украсим сарафан» геометрическими формами.
Включить русскую народную музыку. Обратите внимание, как можно украсить сарафан по подолу и перед (треугольниками, квадратами, кругами). А кокошник украшали бисером и стеклярусом (кругами и прямоугольниками)
ИТОГ:
Взяли кукол, показали, посмотрим какие нарядные, красивые получились сарафаны и кокошники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста
Методические разработки совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русских народных сказок...
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Знакомство с русским народным костюмом"
Как заинтересовать детей русским народным костюмом? Возможно, ответ в этом конспекте....
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группыпо формированию математических представлений "Космонавты"
Особенно актуален данный конспект в предверии Дня космонавтики....
Методическая рзработка совместной деятельности воспитателя с детьми "Путешествие с магнитом в царство льда и холода".
Игры с мягнитом на выявление его свойств и расширение кругозора детей об обитателях севера....
Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по теме "Народная мудрость и современные дети"
Цель: Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.Задачи: воспитательные: В действиях и поступках сказочных героев находить и противопоставлять трудолюбие-лень, добро-зло, храбрость-тру...
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: «Пришельцы с планеты Математики»
Цель: закрепить и обобщить математические представления детей о геометрических фигурах, цифрах; знаках....
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми на тему: «Золушка» подготовительная группа
Развитие творческого воображения детей средствами ТРИЗ в процессе работы со знакомой сказкой....