Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Русский народный костюм»

Совместная деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи.

 Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации к сказкам.
  2. Куклы в русских народных костюмах.
  3. Заготовки кукол для аппликации.
  4. Виды тканей.
  5. Клей, кружева, цветная бумага, ножницы.

 Предварительная работа:

1.экскурсия в музей

2.рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание слайдов с русскими костюмами.
Словарная работа: порты, кокошник.

Индивидуальная работа: добиваться от детей полных ответов.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает стихотворение о Родине:

Что мы родиной зовем?

Дом где мы с тобой растем.

И березки вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!

 

- о чем стихотворение? (о Родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу  России? ( Москва)

- В каком городе мы живем? (в Санкт-Петербурге)

Воспитатель: Да ребята. Мы с вами живем в современном городе и мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

- Кто такие предки? (люди которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)

- Какие народные праздники вы знаете? (ярмарка, масленица, рождество, пасха, святки)

- Дети, откуда  мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, из музеев)

- Какую носили одежду? (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в музей.

- Кто работает в музее? (ответы детей).

Экскурсоводам  сегодня буду я.

 Приглашаю вас прийти в первый в зал, зал « Сказок».

 -  Посмотрите внимательно на эти иллюстрации.

- Из какой сказки эти иллюстрации? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)

-На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? ( « Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)

- На какой иллюстрации одежда рабочая, повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

-Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок)

 Воспитатель: Для чего носят одежду? (для защиты от холода и жары)

В древней Руси в основном шили одежду сами.

- Из чего можно сшить одежду? (из ткани).

Я вам предлагаю рассмотреть несколько видов тканей. Возьмите их пожалуйста в руки, и скажите мне о своих ощущениях.

- Как вы думаете, из какой ткани шили летнюю одежду? (легкая, шелк, ситец)

- Как вы думаете, из какой ткани шьют теплую одежду? (плотная, шерсть)

- Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты)

Давайте с вами запомним это новое слово порты, оно обозначало  мужские штаны на древней Руси.

Давайте его запомним и положим в нашу копилку.

Физкультурная минутка

А сейчас мы пойдем в следующий зал, «Зал кукол». 

Посмотрите сколько здесь красивых и разных кукол. Все они одеты в русские народные костюмы.

 - Давайте рассмотрим женский костюм:

Назовите части женской одежды.

Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплекс одежды с сарафаном широко  распространен был в России.

Он включал рубаху, сарафан, передник. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебренные и позолоченные пуговицы вдоль шва, бисером, вышивкой. Такие сарафаны носили с белыми рубахами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли. К шелковым сарафанам в Росси надевали головной убор. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник» его носили с сарафаном. Кокошники искусно было расшиты речным жемчугом, цветной фольгой.

 Мы видели костюмы сказочных героев и кукол.

- Что общего в этих костюмах? (сарафан)

- А, чем отличаются сарафаны? (нарядные, рабочие, разный цвет тканей, украшение сарафана).

Одежду в древней Руси берегли, перешивали, передавали по наследству, донашивали.

- Делают ли так сейчас? Мода меняется, так, что нельзя надеть то, что носила бабашка или прабабушка.

Проводится русская народная игра “Плетень”.

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:

Есть старинная игра,
Называется “Плетень”,
Нам в нее играть охота,
Нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень,
Спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем
И опять играть начнем.

С окончанием слов дети должны построиться в шеренги.

Правила игры: выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

ВоспитательА теперь я вас приглашаю в третий зал «Мастерскую»

Где мы с вами продолжим украшать куклу в русском народном костюме, которую мы с вами нарисовали на прошлом занятии.

АППЛИКАЦИЯ « Украсим сарафан» геометрическими формами.

Включить русскую народную музыку. Обратите внимание, как можно украсить сарафан по подолу и перед (треугольниками, квадратами, кругами). А кокошник украшали бисером и стеклярусом (кругами и прямоугольниками)

 ИТОГ:

Взяли кукол, показали, посмотрим какие нарядные, красивые получились сарафаны и кокошники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

Методические разработки совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русских народных сказок...

Методическая рзработка совместной деятельности воспитателя с детьми "Путешествие с магнитом в царство льда и холода".

Игры с мягнитом на выявление его свойств и расширение кругозора детей об обитателях севера....

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по теме "Народная мудрость и современные дети"

Цель: Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.Задачи: воспитательные: В действиях и поступках сказочных героев находить и противопоставлять трудолюбие-лень, добро-зло, храбрость-тру...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: «Пришельцы с планеты Математики»

Цель: закрепить и обобщить математические представления детей о геометрических фигурах, цифрах; знаках....

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми на тему: «Золушка» подготовительная группа

Развитие творческого воображения детей средствами ТРИЗ в процессе работы со знакомой сказкой....