Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему:

 

Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза»

 

Старший дошкольный возраст

 Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно­-эстетическое развитие».

Цель: познакомить детей с праздниками народного календаря Рождество, Святки, Коляда, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, научить изготавливать куклу –« Рождественская коза»

Задачи:

1.   Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами

2.Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.

3.Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости

4.Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета. Развивать восприятие музыки. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему:

Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза»

Старший дошкольный возраст

Подготовил воспитатель 1 квалификационной категории

Афанасенко Светлана Владимировна

Тема: Знакомство с праздниками народного календаря: куклой «Рождественская коза»

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: познакомить детей с праздниками народного календаря Рождество, Святки, Коляда, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа, научить изготавливать куклу –« Рождественская коза»

Задачи: 

  1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами

2.Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол.

3.Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координации речи с движением, согласованности действий, ловкости

4.Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета. Развивать восприятие музыки. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально - положительное отношение к исполнению образных движений под музыку .

Методы и приемы:

-практические: изготовление куклы,  игра «У Меланьи, у старушки»; игра «Шла коза по лесу».

  • наглядные; рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
  • словесные: народный праздник, рождество, Святки, колядки, ряженые.
  • Оборудование:

Фартуки,  ноутбук, куклы (Коза из разного материала),  фонограмма Чайковский П.И « Времена года Зима»,  игра-песня «У Меланьи, у старушки», запись игры песни «Шла коза по лесу».

Раздаточный материал:

подносы с лоскутками (кружевная прямоугольной формы для фартука, цветная квадратной формы для рубашки кукле, цветная прямоугольной формы для юбки, ленточки цветные для завязок). Лыко (туловища, ушей, рук, бороды ) заготовки основы туловища из деревянных полочек 12и 15 см связанных  крестообразно, ножницы

 Предшествующая работа: заучивание колядок, , знакомство с игрой - песней «У Маланьи, у старушки»,   «Шла коза по лесу».


Воспитатель встречает детей:

  1. Создание проблемной ситуации 

-Ребята, а сколько у нас гостей! Пришли на вас посмотреть и себя показать! Поздороваемся с ними!

 Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на прогулку в волшебную страну (Звучит музыка) Чайковский П.И « Времена года Зима»

Воспитатель - Какое время года напоминает эта музыка

  Ответ детей: (зиму)

Воспитатель: - Вам нравится зима? Какая она?

Ответ детей: (снежная, холодная, суровая, студеная, ветреная, морозная)

Воспитатель: -  А какие вы знаете зимние праздники?

Ответ детей: -( Новый год, Рождество, 23 февраля.)

Воспитатель: - Любит наш русский народ праздники!

Воспитатель: - Какие праздники были?

Ответ детей:( Новый год, Рождество.)

II. Беседа о празднике Рождество, Святках, колядках

  1. Беседа по содержанию:

Праздник Новый год, которого все с нетерпением ждали, закончился, но пришел черед других праздников - народных.

Наступал самый веселый и светлый зимний праздник – Святки. Длился он две недели. Начинался он 7 января до щедрого вечера ,на Старый новый год и заканчивались святки на крещенье 19 января . 

Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, любимыми песнями и праздничными угощеньями.

Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Рождество у нас прошло, а праздник продолжается. Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. Парни и девчата рядились и группами ходили по домам поздравляли с праздником. Ряженые, так их называли, стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными:  надевали маски, и пели колядки.

Воспитатель:  -  А вы знаете, что такое колядки(ответы детей)

Воспитатель: -Правильно, это веселые песенки, за которые дают угощение. Кто ни-будь из вас знает колядку ?

Коляда, коляда,

Ты подай нам пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину.

Кто не даст пирога, тому куричья нога.

Воспитатель: - Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья.  С собой они водили человека, ряженого козой или носили куклу Козу. В какой дом коза зайдёт, там будет урожай, любовь и добро. Коза -  кукла радости, веселья такая куколка хранилась целый год дома и приносила счастье,  мир и согласие между членами семьи.

Воспитатель: -Посмотрите, какие разные козочки у меня есть!

 Куклы эти сделаны из разного материала.

Давайте их как следует, рассмотрим. Обязательные атрибуты Козы  рога и борода. Одевали козу в яркое платье, обвязывали цветными лентами, украшали бубенцами.

Воспитатель:-А вы хотите стать настоящими мастерами и сделать свою куклу -Козу? (ответы детей)

Тогда я вас приглашаю пройти в нашу мастерскую, занять свои рабочие места и немного потрудиться. Вы согласны?(ответы детей)

  1. Знакомство с мастерской.

Воспитатель:-Проходите, ребята, не стесняйтесь!

Это  мастерская, здесь мы с вами будем  делать своих кукол. «Куклу-козу» мы с вами будем изготавливать из лыка. А еще нам понадобятся разноцветные ленточки ,яркая материя

  1. Продуктивная деятельность  

Пальчиковая гимнастика:

Игра разминка: «У Маланьи у старушки» (звучит фонограмма)

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

Шаг 1:-Посмотрите на свои столы, перед вами заготовка для изготовления нашей куклы это две крестообразно связанных палочки, к более длинной палочке прикреплены рожки и уши , также здесь находятся заготовки для рук, туловища и бороды.

 Шаг 2 :- заготовки для рук помещаем на  палочку поменьше и закрепляем в трех местах ниткой.

Шаг 3: -Закрепленные рога и уши помещаем внутрь заготовки для тела, обозначаем нитками шею и  перевязываем крепко, нитками. Основа куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество

Шаг 4:- квадратный лоскут ткани с разрезом это будет кофта нашей козочки,

Акуратно надеваем кофту разрезом к спине и завязываем лентой на поясе

Шаг 5:-Берем прямоугольный отрезок ткани и делам юбку.

Шаг 6:-Лицевой стороной ткань кладем на козочку, заворачиваем ткань вокруг тела и завязываем на талии, опускаем юбку вниз.

Шаг 7:-Берем маленький кусочек прямоугольной ткани таким же образом, как и юбочку, кладем, обвязываем лентой и опускаем фартук

Шаг 8:-Накидываем бороду, закрепляем сверху, а затем и поясом. Завязываем на рогах, руках яркие ленты.

Воспитатель:  Ребята подойдите ко мне.

- Посмотрите, на столе у меня бубенчики для наших козочек на ярких ленточках давайте украсим ими наших козочек

(Дети выбирают колокольчики – сначала девочки, потом мальчики) надевают на козочек

Итог:

Воспитатель: Ребятки, что вы узнали сегодня нового, интересного? (Ответы детей)

Воспитатель: Из чего изготавливали кукол? (Ответы детей)

Воспитатель: Как называются эти куклы(Ответы детей)

Воспитатель: С каким праздником связана наша кукла Коза(Ответы детей)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наших замечательных кукол. Они получились милыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук.

 

Литература:

1.Грушева Л.В. Мастерилка. №10 2012г ,ООО Изд., дом «Карапуз»

2.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003.

3.Лыкова И.А.Любимые игрушки своими руками, Изд., дом «Цветной мир»,2012г

4.Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.-М. Сфера, 2009 г.

5.Морозова Е «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. - М., «Центр Планетариум», 1994.

6. Попова О.Н. «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

7.Цыгвинцева О.А .Мастерская народных кукол.-СПб., «Детство –пресс»,2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Непосредственная образовательная деятельность «Снегири» Познавательно- продуктивная деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии в условиях введения ФГОС. (Средний дошкольный возраст)

Непосредственная образовательная деятельность «Снегири»Познавательно- продуктивная  деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, ИКТ и пластилинографии  в у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки» составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования детский сад «Буратино» с. Чунояр

Рабочая  программа по развитию детей старшей группы  совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая группа «Пчёлки»составлена на основе примерной  образовательной прогр...