Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.
Задачи:
1. Расширить кругозор детей, обогатить их новыми яркими впечатлениями.
2. Воспитание чувство уважения и любви к традициям русского народа.
3. Развитие творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77» г.Березники
Сценарий совместной деятельности педагога
с детьми старшего дошкольного возраста
«Традиции русского народа - Святки»
Составила:
Березовская Людмила Юрьевна
Воспитатель МАДОУ №77
г.Березники
Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.
Задачи:
- Расширить кругозор детей, обогатить их новыми яркими впечатлениями.
- Воспитание чувство уважения и любви к традициям русского народа.
- Развитие творчества
Ход:
Ведущая.
Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот праздник.
Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
1-й ребенок.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними прабабушки.
2-й ребенок.
Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.
3-й ребенок.
А что такое святки?
4-й ребенок.
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
5-й ребенок
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
Во дворах гадали в Святки.
6-й ребенок.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ведущая.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.
Занавес открывается. На сцене стоит стол, вокруг – стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят молодые Хозяин и Хозяйка. Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку-качалку. Справа на сцене – маленькая скамейка, на ней ручная прялка, старинные утюги, горшки и т.д.
Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет.
Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году гадали? Вот веселье-то было!
Святки... Святки – это двенадцать особых дней между Рождеством и Крещением с 7 по 19 января. От Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, по Крещение, отмечаемое 19 января – мы можем гадать хоть каждый день! Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания... В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном.
Хозяин.
Традиция гадать пошла издревле. На Руси всегда пытали судьбу в дни зимнего солнцестояния. До нас дошли некоторые способы гадания, но это только небольшая часть народного творчества. На самом деле, крестьянская выдумка и крестьянский юмор были гораздо богаче. Вот, к примеру, несколько древних гаданий.
Святки на Руси всегда считались самым «гадательным» сезоном — да и не только в старину, но и сейчас, в наши дни. Гадания были любимым развлечением и чуть ли не главным событием святочных вечеров и посиделок.
Хозяйка
Гадали на погоду.
В каждый из 12 дней Святок - с 25 декабря (7 января) по 6 января (18 января), которые символически являют собой месяцы года, запоминают, какой была погода. Таким образом, погода первого дня Святок будет предвещать погоду в январе и т. д.
Гадали на погоду и иначе.
Крепкую целую луковицу разрезали на 12 долек (соответствующих 12 месяцам), потом посыпали солью и оставляли в таком виде на ночь. Поутру дольки осматривали и замечали, на какой из них соль намокла, а где осталась сухой. Отсюда делался прогноз на грядущие месяцы.
Хозяин
Девушки гадали, желая узнать свою судьбу: далеко ли, близко живет суженый, беден он будет или богат, выйдут ли они замуж в этот году или не выйдут совсем.
Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж.
Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.
Если же носок башмака указывает на околицу (т. е. назад), то это обозначает, что гадающая в этом году замуж не выйдет.
А имя суженого – имя первого попавшего на улице мужчины.
Гадали девушки и с петушком.
На полу раскладывали различные предметы: хлеб – к жизни сытой и богатой; соль – муж будет вредный и сердитый; зеркало – муж-щеголь; уголь – к долгому девичеству; вода в блюдце – муж будет выпивать; монетки – к богатству. Договаривались девушки, кому будут гадать, опускали петуха и следили, к какому предмету он направится – такова и судьба.
Гадание на будущую жизнь.
В валенок кладутся предметы, представитель от группы выбирает их. Выбор предмета символизирует будущую жизнь: Монетка - богатство; конфета – сладкая жизнь; фрукты – богатый урожай на приусадебном участке; лоскуток ткани – новая одежда; билет – путешествие; витамины – здоровье; театральная программа – светская жизнь; хлеб – к достатку; ручка – к напряженной работе; рюмка – к радости, веселью.
P.S. Что бы вам не выпало в гадании, помните – хорошее сбудется, а в плохое – не верьте, главное быть уверенным в своем счастье.
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла –
Я не удержалась!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал – Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эй, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие –
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет,
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане – тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушек есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.
С детьми проводится несколько игр.
«Чудеса в решете»
4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.
«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток – прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
«Я начну пословицу, а вы закончите».Хором дружно отвечайте:
Без труда… не вынешь рыбку из пруда.
Делу время…- потехе час.
Кто любит трудиться … тому без дела не сидится.
Рукам работа…- душе праздник.
Труд человека кормит…, а лень портит.
Терпенье и труд…все перетрут.
Друга ищи, а найдешь…- береги.
Других не суди,….на себя погляди.
Играть играй, да….дело знай.
Кто много говорит, тот….мало делает.
Конец - …..делу венец.
«Ведьмина метелка»
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот и загадку про зиму отгадывает.
- Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору – коняшка. (Сани)
- Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)
- Глянули в оконце, -
Лежит белое суконце. (Снег)
- Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал,
Все окна расписал. (Мороз)
- Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)
Хозяйка с хозяином раздают «Фанты» за неправильные ответы, затем предлагает «Фантам»: проскакать на одной ножке, прокукарекать, дернуть соседа за нос, проскакать зайцем и другое. Но все это делается одновременно по команде.
Хозяин с Хозяйкой выносят угощение и приглашают детей к чаю.
Ведущая
Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!
Хозяева
И вам спасибо, что не обошли наш дом.
Все дети взрослые.
С Новым годом!
С Новым здоровьем!
С Новым Счастьем!
Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста реализации интегрированных задач по математическому развитию и валеологическому воспитанию «Кукла Маша в гостях у ребят».
Цель: создание условий и мотивация для развития математических способностей; формирование первоначальных понятий о теле человека.Задачи:1. Образовательные:- учить детей называт...

Сценарий речевого досуга с детьми старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Хвосты»
Сценарий досуга направлен на обогащение и развитие речи дошкольников, развитие из артистических способностей...
Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Как русский народ отмечает Новый год»
Под веселую музыку выбегает скоморох....
Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Этот сказочный народ. Добрые и злые образы"
Изображение с помощью линий и тонального пятна добрых или злых персонажей сказок...

Проект сценария совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Квест «Моя дорогая Коми земля».
Проект сценария совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Квест «Моя дорогая Коми земля»....

Конспект интерактивного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Традиции русского чаепития"
Конспект интерактивного занятия "Традиции русского чаепития" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Целью которого является стремление к познанию детьми традиций русского народа...

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В ГОСТИ К НАМ РЕЧКА ПРИШЛА» (с использованием игровых технологий, развивающих игр и ИКТ)
Актуальность: Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед педагогом встает задача формирования у дошкольников основ культуры рациональ...