Главные вкладки

    Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Конспект организации

    образовательной деятельности  

    по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.

    Тема: «Народная игрушка»

     (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,

     «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod-narodnaya_igrushka.doc62 КБ
    Файл narodnaya_igrushka.pptx2.92 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организации

    образовательной деятельности  

    по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.

    Тема: «Народная игрушка»

     (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,

     «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

    Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.

    Развитие:

          Задачи:

    Познавательное

    1. Формировать элементарные представления о русской народной игрушке.
    2. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).
    3. Развивать познавательную деятельность, инициативность.
    4. Воспитывать бережное  отношение к игрушкам.
    5. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
    6. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

     Речевое

    1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.
    2. Учить  внимательно, слушать  речь  воспитателя, отгадывать простые  загадки.
    3. Развивать связную речь.
    4. Продолжать расширять  и  активизировать словарный  запас воспитанников.
    5. Совершенствовать грамматический  строй  речи.

    Художественно-эстетическое

    1. Развивать творческие способности.
    2. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

    Оборудование и материалы:

    Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы.

    Столы, стулья, русский народный костюм для педагога, матрёшки

    Бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей), гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

    Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения

    Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.

    Время реализации - 15 – 20 минут.

    Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.

    Индивидуальная работа:

    Внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать.

    Этапы НОД:

    1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.

    2. Основной этап: сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.

    3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.

    Методы и приемы организации НОД:

    Словесные  методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

    Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

    Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

    Игровые: сюрпризный момент – герои сказки

    Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

    Ход НОД

    1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу

    Воспитатель:  Здравствуйте ребята.

    Дети: Здравствуйте

    Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.

    Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

    Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

    Дети: Да

    Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

    Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука в деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может, три, а может, шесть.

    Разрумянилась немножко

    Наша русская…

    Дети: Матрешка (хором)

    2.

    Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком.  Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

    Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.

    Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу.  Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

    (Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) 

    Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?

    Дети: Россия

    Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка

    Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.

    Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

    Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

    Работа с презентацией.

    Слайд 1.

    Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

    Слайд 2.

    Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

    Разломила пополам:

    Интересно, что же там?

    Дети: Там еще одна матрешка,

    Воспитатель: Улыбается, смеется,

    Хоть и жаль ее ломать,

    Будем дальше разбирать.

    Разбираем и считаем

    Дети: Раз, два, три

    Воспитатель:  Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

    Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

    Слайд 3.

    Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

    Дети: Из дерева

    Воспитатель: Значит, какие они?

    Дети: Деревянные

    Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

    Слайд 4.

    Воспитатель: Какие они становятся?

    Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

    Слайд 5.

    Воспитатель: У каждой матрешки  на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите  рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.

    Дети: Хотим

    Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?

    Дети: Цветы, ягодки, листики.

    Слайд 6.

    Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

    Дети: Да, хотим

    Физкультминутка «Матрёшки»

    Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
    На ногах сапожки, 
    (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
    Топают матрешки. 
    (Топают ногами)
    Влево, вправо наклонись, 
    (Наклоны телом влево – вправо)
    Всем знакомым поклонись. 
    (Наклоны головой влево-вправо)
    Девчонки озорные, матрешки расписные.
    В сарафанах ваших пестрых 
    (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
    Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. 
    (Хлопают в ладоши)

    Слайд 7.

    Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

    Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

    Дети: Из бумаги

    Воспитатель: Значит, она какая?

    Дети: Бумажная

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

    Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

    Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

    Дети: Раскрасить её

    Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

    Дети раскрашивают матрёшку

    Слайд 8. 

    3. 

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрёшку?

    Дети: Да

    Воспитатель: Почему вы так решили?

    Дети: Потому, что наши матрешка стала нарядная, разноцветная, расписная.

    Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)

    Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы. Вам понравилось?

    Дети: Да, понравилось!

    Воспитатель: А что больше всего понравилось?

    Дети делятся впечатлениями

    Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети.

    Список литературы:

    1.        Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ,Москва,2003

    2.        Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005

    3.        Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа)Москва, «ВАКО», 2005

    4.        Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005

    5.        «Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com

    6.        В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8

    7.        О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.

    8.         Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.

    9.        Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.

    10.        Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Народная игрушка

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

    В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

    Пасха. Пробщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники.

    Приобщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники. 3Одним из  великих праздников  является Пасха. 3Почему на Пасху принято дарить друг другу яйц...

    Конспект НОД в старшей группе ДОУ Тема: «Волшебное дерево» Интеграции ОО: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

    «Волшебное дерево»(нетрадиционное рисование) Интеграция оо:         Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социаль...

    «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, средствами художественно-эстетической деятельности»

    Приобщение к истокам русской народной культуры надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста знакомят детей с народным фольклором (потешками, песенками, закличками, загадками, сказками)...

    Консультация для педагогов и воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, средствами художественно-эстетической деятельности»

            Приобщение к истокам русской народной культуры надо прививать с раннего детства. В группах раннего возраста знакомят детей с народным фольклором (потешками, песенкам...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе по мотивам русской народной сказки «Репка»

    Закрепление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы....

    План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Петушок и бобовое зернышко»

    План-конспект непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками в средней группепо ознакомлению с книжной культурой Тема: «Петушок и бобовое зернышко»...