Конспект образовательной деятельности в старшей группе по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»
план-конспект занятия (старшая группа)

Попкова Ольга Николаевна

Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_rayonnyy_seminar.docx22.29 КБ
Файл zanyatie_na_rayonnyy_seminar.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей «Б» по приобщению к истокам русской народной культуры.

Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»

Цель: познакомить детей с романовской игрушкой.

Задачи:

- дать представление об истории создания, характере и особенностях романовской игрушки, закреплять умения сравнивать, находить характерные отличия,

 - развивать самостоятельность мышления детей, художественный вкус, совершенствовать умения работать с гуашью,

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству.

Средства:

• мультимедийные – видеозапись «Подмастерье»;

• музыкальные – весёлые русские народные песни.

• оборудование – лепбук «Романовская игрушка»; нарукавники для работы; заготовки романовских игрушек; стаканчики с водой, салфетки; кисточки №2, гуашь.

Предварительная работа:

рассказ воспитателя о романовской игрушке, рассматривание картинок романовских игрушек; разучивание пословиц о труде; лепка романовских игрушек (заготовок); беседы о романовской игрушке.

Ход НОД:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы пригласить вас в гости в настоящую русскую избу. Здесь расположились предметы старины. Вы видели где-нибудь такие предметы? А где вы их видели? (в музее, на ярмарке, у бабушки). Это предметы промысла разных мастеров. Здесь есть и работы мастеров нашего Липецкого края – кружево, гармонь, валенки, посуда глиняная, тряпичные куклы, глиняные игрушки. Все эти вещи изготавливали в старину, но и в наше время они используются в быту.

Я хотела вам сегодня рассказать одну притчу. Присаживайтесь на лавки, да слушайте повнимательней. (посадить детей за стол, на лавки)

1 карман лепбука «История романовской игрушки».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. Эта местность была богата залежами разнообразной глины - красной, жёлтой, чёрной и белой. Глина использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Умельцы обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки. А называться они стали по местности «романовскими» или «романушками». Сначала чаще лепили домашних животных, затем появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. Все игрушки имели обрядовый смысл: собака – охранитель, индюк – оберег для ребенка (его привязывали к люльке), козёл ржаной – хлебное изобилие. Романовская игрушка всегда была музыкальной, они издают великолепные звуки благодаря местной глине, из которой они сделаны. Среди «романушек» есть птица счастья – Сирин (полуптица-полуженщина), она является только счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

2 карман лепбука «Дидактическая игра «Собери романовскую игрушку»

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Собери романовскую игрушку» (из частей собрать целое)

- Молодцы! Сколько много «романушек» вы собрали, целую коллекцию!

- Ребята, а как вы думаете, сложно ли делать из глины игрушки? (ответы)

- А вот мастер мне сказал: «Дело мастера боится». Вы слышали такую пословицу о труде? (да) Что она означает? (ответы) («Глаза боятся, а руки делают»)

 Всю работу от начала до конца мастер придумывает сам… Ведь мастер –это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.

- А какие ещё пословицы о труде вы знаете?

3 карман лепбука «Отгадай пословицу»

- Посмотрите, может быть вам картинки подскажут!

Мала пчёлка, да и та работает.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Кончил дело – гуляй смело.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Куй железо, пока горячо.

Делал наспех, сделал насмех.

Под лежачий камень и вода не течет.

Каков мастер, такова и работа.

- Молодцы, ребята! Много вы пословиц о труде знаете!

4 карман лепбука «Работа подмастерья»

- Ребята, а вы знаете кто такие - подмастерья? (Нет)

- Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья).

(Словарная работа: хоровое и индивидуальное проговаривание слова).

- Дети мы с вами посмотрели много картинок, а сейчас пришло время дать отдых нашим глазам. Давайте сделаем гимнастику: посмотрите на желтый круг, посмотрите на красный круг, найдите глазами зеленый круг, а теперь посмотрите на серебристый круг. Молодцы вы все сделали правильно.

- Ребята, а здесь я вижу интересную шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Здесь какое-то приглашение. Интересно - что здесь написано, я прочитаю? «Дорогие ребята! Жду вас в гости! Мастер романовской игрушки.»

-Дети, какое неожиданное и увлекательное приглашение. Ну что отправляемся в гости?!

-Как вы думаете, куда мы попали? Мы с вами оказались в мастерской романовской игрушки. А вот, наверное, и мастер. Давайте поздороваемся с мастером и спросим: как его зовут, что он делает.

- Уважаемый мастер, здравствуйте, не могли бы вы рассказать о своем промысле.

Мастер: Здравствуйте! Я вовсе не мастер - а только подмастерье. Зовут меня Иваном. Я учусь делать глиняные игрушки. Мой мастер ушел за глиной, а мне приказал раскрасить к ярмарке все заготовки. Вот я сижу и думаю, как я со всем этим справлюсь. Я один, а игрушек так много. Ох и попадет же мне от мастера!

- Дорогой подмастерье, мы с ребятами можем тебе помочь. Давайте все дружно возьмемся за работу, и ты в срок все отдашь мастеру. Мы поможем тебе раскрасить игрушки.

5 карман лепбука «Коллекция романовских игрушек»

- Но прежде чем приступить к работе, давайте посмотрим, краски какого цвета использовали мастера при росписи романовской игрушки? (Красного, желтого, зеленого, серебристого).

- Какие эмоции вызывают у вас эти цвета? (веселье, праздник, красота)

- Давайте рассмотрим элементы росписи романовской игрушки. (Бороздки, точки, полоски, колоски).

(Показать игрушку Жаворонок)

-Ребята, у меня есть одна такая игрушка. Полюбуйтесь, какая она красивая и нарядная. Как вы думаете, что это за фигурка? (птичка) Всё верно, ребята! Это птичка - жаворонок. Жаворонок – это символ весны. Раньше не было прогноза погоды и люди наблюдали за природой.  С прилётом жаворонка начинались полевые работы. Начинали сеять поля.

Романовские мастера просто волшебники!

Физкультминутка. (выходят, становятся в круг)

Завелась неведомая птица –

На Руси народ дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают люди птицу эту.

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво-безделушка,

Вот игрушка-романушка.

(посадить за столы)

- Ребята, в нашей мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую романовскую игрушку.

Перед началом работы надеваем нарукавники, как настоящие подмастерья.

Каждый из вас возьмет заготовку для работы. У вас есть кисточки, вода, краски, салфеточки.

- Настроились? Тогда давайте творить чудеса. Не забывайте, что при работе рука опирается на локоть, кисточку держим тремя пальцами, выше металлической части. Выполняем движения кистью руки.

(Самостоятельная работа детей за столами).

(Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

По окончании работы дети выставляют свои изделия на поднос.)

- Дети, я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок? (ответы детей)

-А я, ребята, купила бы все игрушки, потому- что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Вы справились с работой. Все игрушки мы отправим подмастерью, я думаю, что он успеет доделать все игрушки в срок.

- Дети, чем мы сегодня занимались? (ответы детей) 

-С кем познакомились?

- Кто такой подмастерье? (помощник мастера)

- Чем знаменит наш Липецкий край? (Наш Липецкий край знаменит романовской игрушкой)

Как говорится в русской пословице: «Делу – время, а потехе – час». Мы с вами потрудились, теперь можем и поиграть. Я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота».



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей «Б» по приобщению к истокам русской народной культуры.

Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»

Цель: познакомить детей с романовской игрушкой.

Задачи:

- дать представление об истории создания, характере и особенностях романовской игрушки, закреплять умения сравнивать, находить характерные отличия,

 - развивать самостоятельность мышления детей, художественный вкус, совершенствовать умения работать с гуашью,

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям, интерес к декоративно-прикладному искусству.

Средства:

• мультимедийные – видеозапись «Подмастерье»;

• музыкальные – весёлые русские народные песни.

• оборудование – лепбук «Романовская игрушка»; нарукавники для работы; заготовки романовских игрушек; стаканчики с водой, салфетки; кисточки №2, гуашь.

Предварительная работа:

рассказ воспитателя о романовской игрушке, рассматривание картинок романовских игрушек; разучивание пословиц о труде; лепка романовских игрушек (заготовок); беседы о романовской игрушке.

Ход НОД:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы пригласить вас в гости в настоящую русскую избу. Здесь расположились предметы старины. Вы видели где-нибудь такие предметы? А где вы их видели? (в музее, на ярмарке, у бабушки). Это предметы промысла разных мастеров. Здесь есть и работы мастеров нашего Липецкого края – кружево, гармонь, валенки, посуда глиняная, тряпичные куклы, глиняные игрушки. Все эти вещи изготавливали в старину, но и в наше время они используются в быту.

Я хотела вам сегодня рассказать одну притчу. Присаживайтесь на лавки, да слушайте повнимательней. (посадить детей за стол, на лавки)

1 карман лепбука «История романовской игрушки».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. Эта местность была богата залежами разнообразной глины - красной, жёлтой, чёрной и белой. Глина использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Умельцы обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки. А называться они стали по местности «романовскими» или «романушками». Сначала чаще лепили домашних животных, затем появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. Все игрушки имели обрядовый смысл: собака – охранитель, индюк – оберег для ребенка (его привязывали к люльке), козёл ржаной – хлебное изобилие. Романовская игрушка всегда была музыкальной, они издают великолепные звуки благодаря местной глине, из которой они сделаны. Среди «романушек» есть птица счастья – Сирин (полуптица-полуженщина), она является только счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

2 карман лепбука «Дидактическая игра «Собери романовскую игрушку»

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Собери романовскую игрушку» (из частей собрать целое)

- Молодцы! Сколько много «романушек» вы собрали, целую коллекцию!

- Ребята, а как вы думаете, сложно ли делать из глины игрушки? (ответы)

- А вот мастер мне сказал: «Дело мастера боится». Вы слышали такую пословицу о труде? (да) Что она означает? (ответы) («Глаза боятся, а руки делают»)

 Всю работу от начала до конца мастер придумывает сам… Ведь мастер –это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.

- А какие ещё пословицы о труде вы знаете?

3 карман лепбука «Отгадай пословицу»

- Посмотрите, может быть вам картинки подскажут!

Мала пчёлка, да и та работает.

Семь раз отмерь, один – отрежь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Кончил дело – гуляй смело.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Куй железо, пока горячо.

Делал наспех, сделал насмех.

Под лежачий камень и вода не течет.

Каков мастер, такова и работа.

- Молодцы, ребята! Много вы пословиц о труде знаете!

4 карман лепбука «Работа подмастерья»

- Ребята, а вы знаете кто такие - подмастерья? (Нет)

- Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья).

(Словарная работа: хоровое и индивидуальное проговаривание слова).

- Дети мы с вами посмотрели много картинок, а сейчас пришло время дать отдых нашим глазам. Давайте сделаем гимнастику: посмотрите на желтый круг, посмотрите на красный круг, найдите глазами зеленый круг, а теперь посмотрите на серебристый круг. Молодцы вы все сделали правильно.

- Ребята, а здесь я вижу интересную шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Здесь какое-то приглашение. Интересно - что здесь написано, я прочитаю? «Дорогие ребята! Жду вас в гости! Мастер романовской игрушки.»

-Дети, какое неожиданное и увлекательное приглашение. Ну что отправляемся в гости?!

-Как вы думаете, куда мы попали? Мы с вами оказались в мастерской романовской игрушки. А вот, наверное, и мастер. Давайте поздороваемся с мастером и спросим: как его зовут, что он делает.

- Уважаемый мастер, здравствуйте, не могли бы вы рассказать о своем промысле.

Мастер: Здравствуйте! Я вовсе не мастер - а только подмастерье. Зовут меня Иваном. Я учусь делать глиняные игрушки. Мой мастер ушел за глиной, а мне приказал раскрасить к ярмарке все заготовки. Вот я сижу и думаю, как я со всем этим справлюсь. Я один, а игрушек так много. Ох и попадет же мне от мастера!

- Дорогой подмастерье, мы с ребятами можем тебе помочь. Давайте все дружно возьмемся за работу, и ты в срок все отдашь мастеру. Мы поможем тебе раскрасить игрушки.

5 карман лепбука «Коллекция романовских игрушек»

- Но прежде чем приступить к работе, давайте посмотрим, краски какого цвета использовали мастера при росписи романовской игрушки? (Красного, желтого, зеленого, серебристого).

- Какие эмоции вызывают у вас эти цвета? (веселье, праздник, красота)

- Давайте рассмотрим элементы росписи романовской игрушки. (Бороздки, точки, полоски, колоски).

(Показать игрушку Жаворонок)

-Ребята, у меня есть одна такая игрушка. Полюбуйтесь, какая она красивая и нарядная. Как вы думаете, что это за фигурка? (птичка) Всё верно, ребята! Это птичка - жаворонок. Жаворонок – это символ весны. Раньше не было прогноза погоды и люди наблюдали за природой.  С прилётом жаворонка начинались полевые работы. Начинали сеять поля.

Романовские мастера просто волшебники!

Физкультминутка. (выходят, становятся в круг)

Завелась неведомая птица –

На Руси народ дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают люди птицу эту.

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво-безделушка,

Вот игрушка-романушка.

(посадить за столы)

- Ребята, в нашей мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую романовскую игрушку.

Перед началом работы надеваем нарукавники, как настоящие подмастерья.

Каждый из вас возьмет заготовку для работы. У вас есть кисточки, вода, краски, салфеточки.

- Настроились? Тогда давайте творить чудеса. Не забывайте, что при работе рука опирается на локоть, кисточку держим тремя пальцами, выше металлической части. Выполняем движения кистью руки.

(Самостоятельная работа детей за столами).

(Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

По окончании работы дети выставляют свои изделия на поднос.)

- Дети, я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок? (ответы детей)

-А я, ребята, купила бы все игрушки, потому- что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Вы справились с работой. Все игрушки мы отправим подмастерью, я думаю, что он успеет доделать все игрушки в срок.

- Дети, чем мы сегодня занимались? (ответы детей) 

-С кем познакомились?

- Кто такой подмастерье? (помощник мастера)

- Чем знаменит наш Липецкий край? (Наш Липецкий край знаменит романовской игрушкой)

Как говорится в русской пословице: «Делу – время, а потехе – час». Мы с вами потрудились, теперь можем и поиграть. Я предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной Деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему «Инструменты».

Данное занятие подготовлено с учетом требований ФГОС. Для овышения интереса и трудоспособности днтнй в занятии использована компьютерная презентацмя....

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Знакомство по Республикой Адыгея.» Автор конспекта: Учускина Елена Семёновна воспитатель МБДОУ “Детский сад3”

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия, развивать устную речь, связную речь. «Познание»: развивать и воспитывать патриотические ...

Консультация для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой».

« Приобщение детей к русскойнародной культуре через знакомство сдымковской игрушкой»....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по приобщению к истокам русской народной культуры "Мы на ярмарку ходили"

Данный материал описывает полный процесс игры с детьми на тематику приобщения к истокам русской народной культуры.Количество детей: не ограничено.Время проведения: 30 минут.Взаимодействие имеет формат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Рассказывание русской народной сказки «Хвосты»»

Помогаем детям замечать изобразительно-выразительные средства. Обогащаем словарь детей эпитетами, сравнениями. Упражняем детей  в подборе синонимов. Способствуем развитию у детей мыслительные опе...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Теремок» методом моделирования»

Цель: формировать у детей умение рассказывать сказку методом моделирования.Задачи:Образовательная: формировать ассоциативное мышление, используя в пересказе знакомой сказки наглядные модели из геометр...