Конспект НОД по ОО « Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие». Приобщение к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо балалайка – символ России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чесакова Тамара Петровна

Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО « Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие». Приобщение к истокам русской народной культуры.

Тема: «Чудо  балалайка – символ России»

Цель:продолжать формирование интереса к истории своей страны через знакомство с русским народным музыкальным инструментом — балалайкой

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Образовательные:

-продолжать знакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением.
- расширять и систематизировать знания детей о русском народном инструменте - балалайке: форма, материал.

- развивать тембровый слух, умение определять звук балалайки;

- развивать стремление к самостоятельной музыкальной деятельности;

- учение двигаться свободно, импровизировать под предложенную музыку;

- закрепить пословицы  и поговорки про инструмент

Развивающие:

-развивать внимание, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.

- побуждать принимать активное участие в игре, проявлять творчество в свободной пляске.
Воспитательные:

- формировать доброе отношение друг к другу.
- воспитывать интерес к экспонатам музея, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.

Материал и оборудование.
Презентация, аудиозаписи русских народных мелодий, балалайка, инструменты для оркестра. Клей, салфетки, ножницы,  готовые формы для украшения
 Предварительная работа.

 Беседы о балалайке, рассматривание иллюстрации из серии «Музыкальные инструменты. Отгадывание загадок о музыкальных инструментах; чтение пословиц и поговорок; чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»; слушание народных мелодий; рисовали балалайку.Игра «Веселая балалайка»

Словарная работа.Музыкальный,  инструмент, русская,  народная, балалайка, деревянная, треугольный, корпус, струны. Изба, горница,

Ход занятия.

Вос: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Вос: Как ваше настроение?

Дети: Отличное!

Вос: У нас на занятии сегодня гости, поздороваемся с ними.

Дети:

Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже здравствуй, говорю, я соседской курице!

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй лёгкий ветерок.

Здравствуй маленький дубок.

Здравствуй утро, здравствуй век.

Здравствуй новый человек!

Вос: Ребята, садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

Мир вам, гости дорогие, вы  явились в добрый час-

Встречу теплую такую я готовила для вас. Вам всем удобно?

Дети: Да!

Вос:  Сейчас должна  прийти к нам русская красавица…

А вот и она…закройте глазки и послушайте, кого мы сегодня ждем

Звучит наигрыш на балалайке  (на фоне)

реб:

Ох, звенит она, звенит.

Всех,играя веселит.

А всего-то три струны

Ей,  для музыки нужны!

Кто такая,… отгадай-ка.

Этонаша ….

Дети: БАЛАЛАЙКА!

Вос: Молодцы, узнали, это русская балалайка! А вот и наша гостья!    

Показываю настоящую балалайку.

Что ещё вы можете рассказать об этом инструменте?

Просмотр презентации про балалайку во время рассказов детей

1.Реб.

Давным-давно жили люди, их называли крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. Произошло название инструмента от слов «балакать»«балаболить», что в старину означало болтать. Вот и назвали этот инструмент – балалайка.

2.Реб:

Балалайка -  это старинный русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент- она стала символом русского народа.Секреты игры на ней передавались от отца к сыну.

3.Реб:Балалайка была создана более трёхсот лет назад. В 17 веке она была инструментом скоморохов, которые выступали на ярмарках, веселили народ. Считалось, что балалайка инструмент шутливый, лёгкий, не очень серьезный.

Вос: Правильно говорите. А как называются музыканты, которые играют на балалайке?

Реб: Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками.

Вос: Послушайте, как она звучит в оркестре.

Отрывок оркестрового произведения.

Вос:Как звучит балалайка?

Дети: Инструмент звучит бойко, задиристо, задорно, хочется пуститься в пляс.

Вос: Можно и в пляс, можно и с песней.

Реб:

Заиграй-ка, балалайка
Балалайка - три струны,
Запевайте, не зевайте…
Песня «Чудо балалайка»

Мальчики берут балалайки, имитируют игру на инструменте, девочки поют.

Вос:

На Руси ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку.

Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?

4.Реб:

Деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуты три струны.Балалайка- струнный инструмент потому, что звук возникает благодаря игре на струнах.

Вос:вспомним, на какие группы делятся музыкальные инструменты?

Дети: ударные, клавишные, духовые, струнные.

К какой группе относится балалайка?

Дети: К струнным.

Музыкально дидактическая игра «Какой инструмент?»

4 человека, каждый выбирает свою группу.

Вос: Людям от балалайки радость и потеха, знаменита она на весь мир, все знают, что балалайка – это русский народный инструмент. Звенит её голос по белу свету и Россию славит.

1Реб:

Поиграй-ка, пострадай-ка,

Символ русской старины,

Балалайка, балалайка –

А всего то три струны!

2Реб:

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент —

Самый русский инструмент.

3Реб:

В озорные три струны

Все в России влюблены.

Будем петь и плясать

Балалайку прославлять

Вос:

А сейчас я приглашаю вас в мастерскую, где мы продолжим работу над украшением балалайки.

Дети рассаживаются за столы на  свои места.

Вос: обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы  с вами продолжим  украшать балалайку. Прежде чем дети приступят к выполнению задания,  воспитатель  напоминает правила работы с клеем и  ножницами.Дети клеят  под музыкальное сопровождение – запись концерта балалаечников.Входе, выполнения задания воспитатель помогает затрудняющимся детям.  В конце предлагают сделать выставку  работ детей и украсить главную большую балалайку.

Вос:

Молодцы! У вас получились замечательно украшенные балалайки.

Вспомним, какие мы знаем пословицы и поговорки о балалайке. Послушайте их:
Балалайка не огонь, а разогреет.

Баять байку про балалайку.
Бери балалайку в руки, и не станет скуки.
С балалайкой работа спорится.
Рефлексия

О каком музыкальном инструменте мы сегодня говорили?

Какой это инструмент? Что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось больше всего во время нашей деятельности? Что вам особенно запомнилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности («Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие») с детьми от 4 до 5 лет на тему: «Письмо ветерану»

Тема:  «Письмо ветерану» Цель:  Осуществлять патриотическое воспитание.Задачи: Дать детям первоначальные представления о ВОВ.  Продолжать учить вырезать круглые формы из квадр...

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественному-эстетическому развитию (бумагопластика) в старшей группе «Почемучки» на тему: «Хлебный Колос».

Задачи :Обучающая:- дать детям представление о колосе, его строении;- закрепить знания детей, о зерновых культурах из которых пекут хлеб;- закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатс...

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности  по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...

Развлечение по приобщению к истокам русской народной культуры разновозрастная (3 – 5 лет) группа на тему: «Мы живём в России»

Развлечение по приобщению к истокам русской народной культуры разновозрастная (3 – 5 лет) группана тему: «Мы живём в России»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Знакомство с романовской игрушкой»

Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры для детей 5 - 6 лет. Для лучшего усваивания материала детьми на занятии используется лепбук "Романовская игрушка"....