Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по приобщению к истокам русской народной культуры "Мы на ярмарку ходили"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Михеева Антонина Владимировна

Данный материал описывает полный процесс игры с детьми на тематику приобщения к истокам русской народной культуры.

Количество детей: не ограничено.

Время проведения: 30 минут.

Взаимодействие имеет формат игры. Для проведения игры необходимы: компьютер с проектором, интерактивная доска, атрибуты для проведения подвижной игры: подкова для подвижной игры "кузнец", самодельные карточки для настольной игры "собери узор",  картинки (распечатанные в цвете) для игры "назови ремесло", желательно иметь игрушки народно-прикладного искусства - гжель, филимоновская игрушка, хохлома, городецкая роспись, и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепление знаний у детей о русских ярморочных традициях.

Задачи: Воспитание любви и уважения к русским традициям.

Развитие интереса к декоративно прикладному  искусству.

Приобщение к истокам русской народной культуры через народные игры.

Развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации.

Развитие воображения и творческой активности.

Обогащение активного словаря.

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Восприятие художественной литературы , фольклора.

Развитие физических качеств.

Овладение подвижными играми с правилами.

Ход совместной деятельности.

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает им присесть на стульчики перед экраном на экране появляется надпись  “Ярмарка”.

В. Дети вы знаете , что такое ярмарка?

Ответ детей.

В. Да, это то место где на Руси собирался народ, там проходили народные гулянья, народные игры и ещё люди, выставляли на продажу предметы, сделаны своими руками.  На экране появляется слайд ярмарочная площадь.

В. Что там продавали , мы с вами узнаем , когда отгадаем загадки.

В. Читает  первую загадку.

 Листочки, ягодки, цветочки, стебелёк, завиток, здесь хозяева цвета: чёрный, красный, золотой.

(Хохлома)

Ответ детей.

В. Сейчас посмотрим на экран. Это правильно вы отгадали.

На экране появляется предмет хохломской росписи.

В. Читает следующую загадку.

 Кофточка цветная,

Юбка расписная

Шляпа- трехэтажная

Статная и важная.

(Дымковская барышня)

На экране появляется слайд с дымковской барышней.

В. Читает третью загадку.

Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, для игры и забавы детей.

На экране появляется изображение филимоновской игрушки.

В. Молодцы, ребята.

Читает очередную загадку.

  Коль на досточке девица

  Иль удалый молодец.

  Чудо-конь и чудо-птица,

  Иль бутон ,или розанец

  Это значит (Городец)

Ответ детей.

На экране появлятся слайд. На слайде изображена доска с городецкой росписью.

В. Ребята вы правильно отгадали .

Слушайте ещё одну загадку.

Чашки , чайники и вазы отличим мы эти сразу. Белый фон снегов белей, синий- небушка синей. Кружевное это чудо , привезли его откуда? ( из Гжели).

Ответ детей.

На экране появляется слайд- ваза с росписью.

В. Ребята вы молодцы отгадали все мои загадки. А теперь скажите:” Вы хотите стать такими же мастерами.” (ответ детей)

В. Мы с вами сейчас не буем рисовать или лепить из глины. Я предлагаю вам настольную игру “Русские узоры.”  В. Подводит детей к столу. На столе картинки народно-прикладного исскуства.

Вы должны подобрать элементы росписи. Дети сложили пазлы  “Русские узоры”.

 Хохлома , Дымковская игрушка, Филимоновская  игрушка, Городецкая роспись, Гжель.

В. Хорошо у вас получилось, расскажите какая роспись здесь указывает на любой узор. Ответ детей.

Давайте расскажем стихи о каждой из этой росписи.

Посуда наша для щей и каши. Не бьется , не ломается и порче не подвергается. Ложки золоченые, узоры крученые. Нет изделий краше-хохломы нашей.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке всё кругом, голубые дали и село большое «Дымково» назвали.

Свистульки-петушки, глиняные зайчики ,кони вороные-гривы расписные. Олень на стройных ножках. Вся красота в рожках. Всем по нраву глиняные забавы.

Если взглянешь на дощечку ,то увидишь чудеса! Городецкие узоры тонко вывела рука. Ох Россия, ты , Россия, славы не убавилось, Городцом, ты , Городцом на весь мир прославилась.

В тихом Подмосковье речка Гжелочка  бежит. Вдоль этой речки деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут. Умельцы в той деревне живут. Расписную посуду они мастерят. Синим по белому чудо творят.

В. Очень  хорошо что вы прочитали такие стихи. Все кто эти предметы сделали имеют своё ремесло.

Давайте мы опять будем отгадывать загадки, так как вы хорошо с этим справляетесь.

В. Читает загадку.

   Изготовлю вам из глины

  Миску, крынку  и горшок.

  У меня отличный дар, ремесло моё.  (Гончар)

В. Хорошо , что ему нужно для работы. (глина)

Воспитатель читает следующую загадку.  «Сколочу вам лавку,стол. Да ещё скамейку. Вовсе не охотник я,а самый лучшей  .   (плотник)

Ответ детей. А с чем он работает . (дерево)

Молодцы дети , слушайте ещё загадку.

 Я из пушистой шерсти напряду вам пряжи,смотаю  всё в клубочки и свяжу носочки ,иль теплую рубаху, потому что я  (пряха)

В. Да,это  пряха ремесло называется- рукоделие.

Задам вам ещё одну загадку.

«Надо лошадь подковать, изготовить ключ к замку, что угодно- всё могу. Даже меч-кладенц. Ремесло моё  (кузнец)

Ответ детей.

В. Очень хорошо ,ребята ,а  что нужно кузнецу для работы. Ответ детей.

Дети мы сейчас  с вами поиграем  в народную игру «Кузнец».

Физ.минутка.

По считалке выбираем ведущего.

Конь ретивый скачет полем ,скачет нивой.Кто того коня поймает , с нами в кузнеца с играет.

Игра: Дети встают в круг ведущий идет внутри круга с подковой в руках со словами:» Идете кузнец по кругу, отдал подкову другу» Отдает подкову со словами:» Ты дружочек не зевай, своё место занимай. Друг и кузнец бегут в разные стороны по внешнему кругу, кто быстрее займет пустое место. Игра может продолжаться несколько раз.

В. Хорошо поиграли ,здесь у меня на столе разложены карточки-лото, поремеслам. Я вам раздам картинки с предметами для этих карточек.

В. Приглашает детей подойти к столу.

Д/Н « Кому, что нужно для работы»

В. Замечательно вы и здесь справились. Давайте теперь подойдем  к экрану. Предлагаю вам сесть на стульчики.

На экране картинки. Д/И « Четвёртый лишний»

 Матрешка, городецкая доска, хохлома, обыкновенная кастрюля.

В. Дети , как вы думаете, что здесь лишнее. И почему.

Ответ детей.

В. Следующей слайд.(роспись гжель)

Ваза, чайник , чашка, статуэтка.

В. А что здесь лишнее?

Дети- статуэтка.

В. Смотрим дальше на экран.

Глиняная миска, Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка и деревянная ложка.

Дети называют лишней ложку, потому что она деревянная.

Замечательно, какие вы молодцы. Вот вам всем по ложке деревянной. Как их можно расписать.

Ответ детей –под  хохлому.

Вы по ярмарке ходили ложки за знания получили.  А теперь домой идите , ложки эти распишите.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР стихотворение об осени

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР стихотворение об осени...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы с ОНР по мотивам русской народной сказки.

Цель проекта - расширение социально - психологического опыта и развитие связной речи детей на основе народного творчества и технологии сказкотерапии. Проект «Друг за друга держаться – ничего не боятьс...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Дары Царю-Батюшке" (по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка")

Лучше всего дошкольник запоминает сказку, если много раз прослушает, просмотрит, проиграет, преобразует ее. Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности, который совмещает все эти действ...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк» в обработке М. Булатова.

Тема:Рассказывание детям русской народной сказки "Лисичка- сестричка и волк". Дети вместе с воспитателем попадают в сказочную страну, в каторой живёт сказительница- хранительница сказок.Она ...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».

НОД  «Если хочешь  быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи:  Образовательная задача: С...