Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Дары Царю-Батюшке" (по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка")
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Козинец Нина Борисовна

Лучше всего дошкольник запоминает сказку, если много раз прослушает, просмотрит, проиграет, преобразует ее. Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности, который совмещает все эти действия; напомнит о национальной русской одежде и значимости вышивки на ней. И как и любая совместная игровая и продуктивная деятельность сплотит детей, заставит их проявить активность и творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektpoizo.odt30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы

по теме:«Дары царю-батюшке»

по мотивам русской народной сказки «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

   Цель совместной деятельности

 Оживить воспоминания о русской народной сказке «Царевна-Лягушка», расширять представления о русской рубахе-косоворотке, о назначении декоративной вышивки, рисовать и лепить элементы вышивки, уметь рассказать об узоре; создавать творческие группы и совместно творить 

 

   Программные задачи.

  1. Расширять представления детей о русском народном костюме — рубахе — выделять в нем основные части (ворот-косоворотка, плечи, рукава, манжеты, низ, пояс) украшенные вышивкой, которая несет назначение оберега (защиты) определенных частей тела.
  2. Формировать представления о русской народной вышивке, знакомить с ее цветовым строем (красный, белый, синий) и элементами композиции: круг — солнце, круг с изогнутыми линиями — движение солнца, крест — огонь, солнце, дающее тепло, горизонтальные волнистые линии — вода, реки, вертикальные волнистые линии — дождь, лестница в небо, ромб, квадрат — поле,  точки, прямые линии — растения в разных фазах роста
  3. Совершенствовать умения составлять краткие описательные рассказы о придуманных узорах, выразительно драматизировать отрывки сказки, аргументированно, доброжелательно оценивать работы товарищей.
  4. Побуждать создавать изображения на формах бумаги в виде рубахи и ковра по мотивам декоративной русской народной вышивки, ритмично и последовательно сочетая элементы.
  5. Закреплять умение создавать из разноцветного пластилина налепами элементы вышеуказанного узора, используя дополнительный материал, сглаживая поверхность, праздничный каравай
  6. Развивать творчество детей, путем выбора способов и приемов рисования различных изобразительных материалов (цветные карандаши, гуашь, цветные мелки), нанесение трафаретов при помощи поролоновых тампонов, печатей из ластика или сырого картофеля.
  7. Развивать умения создавать творческие группы для выполнения заданий, действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять.
  8. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

   

   Интеграция образовательных областей.

  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»(рисование, лепка), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

   Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы

   

   Использование современных образовательных технологий.

  • Мнемотехника
  • Логоритмика
  • ТРИЗ-технология
  • Нетрадиционные способы в художественно-продуктивной деятельности( в рисовании- печати и трафареты, в лепке- соленое тесто)

    Предварительная работа.

  • Рассказывание русской народной сказки «Царевна- лягушка». Рассматривание иллюстраций к сказке различных художников.
  • Рассматривание русской рубашки-косоворотки, элементов вышивки на ней.
  • Внесение вышитых изделий. Показ воспитателем процесса вышивания.
  • Составление узора вышивки из различных элементов - «моделей» на ковролине, сопровождая пояснениями,  
  • Самостоятельная зарисовка детьми своего узора на полосе (поясок)
  • Внесение и рассматривание каравая. Рассказ педагога, как изготовляется каравай.
  • Изготовление основ под каравай из соленого теста совместно с детьми.
  • Подготовка ребенка на роль «царя» на занятии.
  • Логоритмические игры в сказку

     Материалы и пособия.

 Гуашь (красный, синий, черный, белый цвет), цветные карандаши,поролоновые тампоны, печати из сырого картофеля или из ластика, тонкие кисти, бумажные формы( рубахи-косоворотки, квадраты, прямоугольники), трафареты лебедей, корабликов,сухие основы под каравай в виде полушаров из соленного теста, разноцветный пластилин, дополнительный материал (бусинки, бисер, семена и тд), доски, клеенки, салфетки, стеки.

 На доске «модели» элементов вышивки, образцы узоров, расписанных рубах, ковров, караваев.

 На отдельном столе по корзинкам разложены пищалки (картинка болота), коробочки с горохом (картинка царевичей), манной крупой(картинка лягушки лягушки), детские барабаны(картинка  кареты)- по три штуки; магнитофон с аудио записями медленной и веселой русских народных плясовых

    Организация занятия.

 Дети сидят полукругом. Материалы для рисования и лепки разложены на отдельных столах.

   

     Ход совместной деятельности.

    Организационный момент.

 Воспитатель предлагает совершить путешествие в сказку, которую недавно слушали («Царевна- лягушка»).

 Входит ребенок в костюме русского царя.

  • Пришел к вам в гости посмотреть как живете да что умеете.
  • Здравствуй,  царь-батюшка. Живем мы хорошо, дружно, умеем мы много что делать. Чем тебя потешить можем?
  • А есть ли здесь самые смелые добры молодцы и красны девицы, трое выходите. (выходят дети). Вот Царевна-лягушка за ночь изготовила мне рубаху, соткала ковер да испекла каравай. Коли вы умельцы, то и от вас хочу получить те же дары к концу дня.
  • Мы постараемся, царь-батюшка. Поди покуда отдохни. (Царь уходит)
  • Надо изготовить названные вещи так, чтобы они были достойны царской милости. Трое смельчаков сейчас наберут команды. Каждая команда будет украшать рубаху, расписывать ковер, допекать каравай. (Дети набирают команды, в командах договариваются, кто что будет делать).

   

   Рассматривание рубахи-косоворотки и вышивки.

  • Чем знаменита рубаха косоворотка? (ворот застегивается сбоку, расшита узорами)
  • Почему вышивкой украшены только определенные части рубахи? И какие?
  • Можно ли по узору вышивки что-либо узнать? У вас заготовлены свои узоры на «поясках».(Одному- двум детям предлагается рассказать про свой узор: солнышко светит, поле согрело, идут дожди, на поле зернышки прорастают, солнышко пригревает, ростки растут- примерный рассказ с опорой на модельный ряд или на свой рисунок).Рисунок узора повторяется на воротнике, манжетах, по низу — это правило.
  • От чего зависит выбор цвета узора? (от цвета рубахи).Если рубаха белая, то узор красно-синий, а если рубаха красная, то — красно-белый.
  • Почему так часто используется красный цвет? (красный — значит красивый)

 

  Физкультминутка.

   Игра «Музыкальная сказка» - Логоритмика(длительность игры 4-5 мин.)

   Дети разбирают из коробок «музыкальные инструменты», благодаря картинкам они знают что будут озвучивать, договариваются о ритмическом рисунке, темпе.

   Игра происходит в следующей последовательности:

  1. Педагог зачитывает из сказки отрывок, называет вид движения,
  2. подгруппа воспроизводит один раз свой ритмический рисунок, остальные слушают,
  3. музыканты продолжают играть — дети в заданном ритме и темпе выполняют названное движение; музыканты могут поменять темп.

   Движения и инструменты:

  • марширование — царь призывает к себе сыновей (звучат коробочки с горохом),
  • шаги « с кочки на кочку»  -  царевич двигается по болоту (пищалки)
  • прыжки в полуприседе — Царевна-лягушка выходит на крыльцо(коробочки с манкой)
  • движение в парах друг за другом — Царевна едет на пир (барабаны)
  • свободные музыкально-ритмические движения под плясовые мелодии, меняя ритм при смене характера мелодии.(звучат музыкальные фонограммы)

  • А можем ли мы украсить такой росписью ковер? Узор лучше пустить по кайме.
  • Чем Василиса Премудрая украсила центр ковра? (лебедями, кораблями) Мы можем использовать трафарет лебедя, корабля. Выбрав место, где будет изображен лебедь,накладываем трафарет, другой рукой обмакиваем тампон в нужную гуашь и аккуратно наносим краску, осторожно снять трафарет. Можно использовать печати, которые тоже обмакивают в нужную краску и прижимаем в определенную точку. (дети рассматривают образцы)
  • Каравай! Пластилин выручай! Можно ли из кусочков пластилина создать такой же узор на каравае?(скатывать разноцветные колбаски и выкладывать части узора).

 

   Продуктивная деятельность.

   Педагог предлагает вспомнить кто в какой команде и кто что изготовляет, брать нужные материалы и пособия, дает советы, с учетом индивидуальных особенностей детей. Если кто-то из детей закончил работу раньше остальных, предлагается помочь другим членам команды. По окончанию работы дети раскладывают свои поделки по командам.

   

  «Дары царю-батюшке».

   Входит «царь». Педагог: «Царь-батюшка, мы изготовили для тебя сказочные подарки. Оцени нашу работу.

- Вот рубахи. Какую будешь на праздник надевать, какую в будни носить, а какую — в черную избу.

- Вот ковры. Какие гостям стелить, а какие на конюшню держать.

- Выбирай каравай. Какой на стол в красный день подавать, а какой слугам есть.»

   

   Дети представляющие тот или иной дар, должны о нем составить краткий описательный рассказ с использованием сравнений, эпитетов из сказки.

   Педагог следит, чтобы оценки были аргументированы, доброжелательны. Дает установку на дальнейшее использование изготовленных даров для использования их в самостоятельных сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях по сказке.