План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Омельченко Наталья Геннадьевна

Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_byt_krestyan.docx388.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска д/с №414 комбинированного вида «Чебурашка»

План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Жирафики»

«Устройство быта русской избы»

Автор: воспитатель Омельченко Н.Г.

Новосибирск 2020 г.

Тема занятия: «Устройство быта русской избы»

Цель занятия: Познакомить детей с предметами быта и традициями простых людей украшать свой быт.

Задачи: вызвать у детей интерес к прошлому своего народа, к старине; расширить представления о предметах быта; дать объяснения происхождению слов по теме; обогатить словарь; развивать воображение; прививать любовь к культуре русского народа; учить приёму построению узора на круге – заполнению формы узором из мазков и точек, построенным от центра, путём ритмичного повторения одних и тех же элементов, развивать навыки рисования кистью, координацию движения руки, чувство цвета.

Материалы и атрибуты:  видео презентация «Быт русских крестьян 100 лет назад»; демонстрационный материал: изображения прялок, веретён, вальков, посуды, люльки, сундуков, элементов резьбы по дереву; кукла в русском народном костюме Марья-искусница. Творческая работа выполняется гуашью.

Подготовительная работа: заранее раскрашены детьми в цвет глины «тарелочки», просмотр демонстрационного материала «Посуда в русском народном стиле».

Ход Занятия:

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами познакомились с русской избой, узнали,  как и из чего строили избы в давние времена. А как изнутри выглядела изба, хотели бы вы узнать? Как простые люди вели своё хозяйство в дому?

Об отношении людей к своему быту нам рассказывают пословицы и поговорки, дошедшие до наших дней.

«Худо жить тому, у кого ничего нет в дому». «Мило тому, у кого много всего в дому». «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». «Коли изба крива – хозяйка плоха». Как вы думаете, о чём нам говорят эти пословицы? (ответы детей)

Конечно, ребята, если умелые хозяин с хозяйкой, то и жизнь хороша и ладна в избе. Русь Матушка богата умельцами.

А у нас сегодня гостья, посмотрите. (Воспитатель достаёт куклу в русском народном костюме). Кто же ты, прекрасная девица?

Марья-искусница: - Здравствуйте девочки и мальчики! Зовут меня Марья-искусница. Слышали обо мне? (Да)

Воспитатель: Ты и красива, и добра, а искусницей тебя прозвали, за то, что нет такого дела, с которым ты бы не справилась. И ткать ты мастерица, и вышивать, пироги чудесные печёшь, да всё с душой делаешь, красиво.

Марья-искусница: Спасибо за похвалу! А как же по-другому? Ведь, если ты любишь свой дом, свою семью, то хочется, чтобы в твоем доме было и чисто, и красиво, и вкусно, да и весело жилось всем.

Воспитатель: Марья-искусница, наши дети уже знают, как и из чего в старину строились избы, как называются части дома. И им очень хочется узнать, что было внутри домов, как был устроен быт людей. Расскажи нам, пожалуйста.

(Рассказ Марьи-искусницы сопровождается показом слайдов)

Марья-искусница: Да, ребята, жизнь в старину была совсем другой, чем теперь. Людям нелегко жилось, приходилось много работать, и все вещи, которые находились в домашнем хозяйстве, были нужные и полезные. Особое место в избе занимал сундук. Без сундуков невозможно было представить ни один дом. Сундуки в России делались самые разные, и служили они не только, чтобы в них хранили одежду и ткани, на них спали, использовали, как скамейки, и даже, как подушки, такие сундуки называли ещё подголовниками. Внутрь, обычно клали ценные вещи. Крышки у этих сундуков делали под наклоном, чтобы удобнее было спать. Как правило, сундуки расписывали разными узорами. Так эти привычные предметы быта приобретали дополнительную функцию, становились настоящим украшением домашней обстановки. А ещё в каждом жилище была прялка. Это такое приспособление для ручного производства нитей. Верхняя часть прялки, напоминающая лопату, называется «лопаска».  На нижнюю часть садились, она называется «донце» или «дно». А соединяет их часть, которая называется «ножка», она действительно похожа на ножку, которая поднимает лопаску. К лопаске привязывали специально обработанный лён. Вы, наверное, слышали об этом растении, которое цветёт голубыми цветочками, из которого издревле, и по сей день, изготавливают ткань. После обработки, лён получал название кудель. Затем брали выточенные из дерева палочки, веретёна, затем вытягивали ниточку, садились на донце и наматывали на веретено. Умелая пряха должна была сделать нитку прочную, ровную, без узелков и тонкую. И вот такие прялки тоже расписывали красивыми узорами или даже целыми картинами. Благодаря художнику на них оживали всевозможные сюжеты из жизни, а иногда и сражения. Такие прялки расписывали и традиционными сюжетами, которые связаны с традиционными обрядами. Это изображения символов солнца, коня, птицы. Резьба по дереву была любимым способом украсить свой дом. Много на Руси жило мастеров краснодеревщиков. Могли они простой кусок дерева превратить в кружева. Тут и растения чудные, и жар птицы, и звери диковинные. А вот посмотрите, как вы думаете, что это за дощечки? А это деревянная старинная стиральная машина или «валёк».  «Вальком» на Руси называли специальную деревянную колотушку, которой наши предки использовали для влажной очистки белья. Стирали бельё обычно на речке. Сначала брали объёмную дубовую бочку и заполняли водой. Для подогрева использовались раскалённые камни, их просто размещали на дне, туда же клали распаренную золу, так называемыё щёлок. Вещи погружали в бочку, и хозяйка начинала мять их вальком, с его помощью из тканей выбивались частички грязи. Вали считались очень хорошим подарком для женщин, поэтому их тоже украшали резьбой и росписью. А ещё в деревнях, несмотря на все трудности жизни, очень любили веселиться. Праздники отмечали хорошо и весело. Готовили разные вкусности, пекли пироги, пряники. И тоже их старались украсить как можно лучше. Поэтому пользовались такими резными формочками. Ну и конечно украшали посуду, которая делалась из глины. Вот вы теперь увидели, как умели украшать свой быт наши предки.

Воспитатель: Ой, как интересно, правда, ребята? Сколько нового вы узнали! Что вы запомнили? (Ответы детей)

Марья-искусница: Я очень рада, что вам понравилось, и вы многое запомнили из моего рассказа. Как я вам уже говорила, очень наши предки любили веселиться. А вы любите веселье? (Да) А как вы веселитесь? (Ответы детей) А в весёлые игры любите играть? А хороводы водить? Тогда давайте поиграем в игру  «Ой, некуда заиньке выскочить»

Игра « Ой, некуда заиньке выскочить»  

Дети встают в круг, выбирается зайчик, который встаёт в центр круга, пытается выскочить из круга.  Дети запевают, двигаясь по кругу:

- Ой, некуда заиньке выскочить,

Ой, некуда серому выпрыгнуть.

Города турецкие, замочки немецкие, ой.

Заяц прыгает, пытается найти лазейку, чтобы выскочить из круга

Ну-ка, заяц щёком, боком  

Заяц танцует,

Перед нашим карагодом        

И приплясывает

Ну-ка, заяц развернись,          

Заяц поворачивается,

Всем девчонкам поклонись,    

Кланяется

Да  и поцелуйсь!                      

Посылает воздушный поцелуй

Марья-искусница: (хвалит детей) Хорошо поиграли? Отдохнём немножко? Лучший отдых – это заняться каким-нибудь творчеством. Умеете творить? Скоро осенний праздник, соберётся много гостей, и нужно будет их угостить чем-то вкусненьким. И для этого нам понадобится посуда, много тарелочек.  Я знаю, что вы заготовили глиняные тарелочки, но им чего-то не хватает. Что им не хватает? (Ответы детей) Правильно, их нужно украсить. Как  можно украсить? (Узором) Я для вас принесла свою расписанную тарелочку. В центре тарелочки я нарисовала, как вы думаете, какой цветок? – Ромашку. У ромашки серединка жёлтого цвета, а лепестки белого. А по краю тарелочки одуванчики. Я очень люблю ягодку, поэтому я ещё ягодками украсила. Вам нравится?

Воспитатель: Ребята, если в краску кусточку макнуть, а затем прикоснуться только кончиком кисти, то, что получится?

- Правильно, точка или маленький кружок. А если приложить полностью кисть? – Получится мазок. Вот сегодня мы с вами создадим из точек и мазков узор.

Для начала, вспомним правила, которые нам помогут аккуратно нарисовать узор. Как набираем краску на кисточку? Правильно, нежно, мягко касаемся краски кистью. Не ковыряем краску. Если нужно набрать другой цвет, что мы делаем? – Промываем хорошо кисточку, обтираем салфеткой. Что делаем с лишней водой на кисточке? – Правильно, убираем о край стаканчика.  

Марья-искусница:  Я для вас принесла свою расписанную тарелочку. В центре тарелочки я нарисовала, как вы думаете, какой цветок? – Ромашку. У ромашки серединка жёлтого цвета, а лепестки белого. А по краю тарелочки одуванчики. Я очень люблю ягодку, поэтому я ещё ягодками украсила. Вам нравится? А вы сможете так же расписать? Тогда желаю удачи.

(На заготовках обозначен центр, и работа ведётся от центра тарелочки. )

Воспитатель: Полюбуйся, Марья-искусница на работы детей.

Марья-искусница: Да, какие же вы молодцы! Из таких-то тарелочек любо дорого потчевать гостей! А вам нравятся ваши работы?

Ой, ребятушки, задержалась я у вас! Хоть с вами хорошо, но у меня ещё ковёр не соткан. Пора мне, милые. А как сотку, так и покажу вам своё мастерство, да и научу.

(Дети с воспитателем обсуждают работы, размещают на выставке)

                    C:\Users\PC\Downloads\WhatsApp Image 2020-10-13 at 13.33.34.jpeg

C:\Users\PC\Downloads\WhatsApp Image 2020-10-13 at 13.27.08.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре

Презентация на тему "Воспитание духовности у детей среднего и старшего возраста через приобщение детей к русской народной культуре".Цель: Воспитание духовно - нравственных ценносте...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...

Анкета для родителей второй младшей группы в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Цель данной анкеты: узнать отношение родителей к целесообразности развивать в детях интерес к русской народной культуре, а так же их компетентность в этой области...