Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Омельченко Наталья Геннадьевна

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 414 «Чебурашка»

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня»

В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

                                                                               

                                                                      Воспитатель: Омельченко Н.Г.

Новосибирск 2023 г.

Цель: закрепление знаний, умений и навыков с детьми по теме «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Задачи:

  • Закрепить народоведческие, исторические знания детей, умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.
  • Способствовать развитию умения использовать в своей речи более сложные грамматические конструкции.
  • Активизировать словарь детей по теме русская народная культура и традиции.
  • Закреплять знания детей о русских народных промыслах, об особенностях русской избы и предметах быта.
  • Закреплять умения водить хороводы, сопровождаемые пением и играть в русские народные игры.
  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к русской народной культуре.
  • Создать атмосферу радости

Средства, оборудование, материалы: картины с изображением деревенского уклада, картины о ремёслах и инструментах.

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.

Организационный момент

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение.

Приезжайте в деревню на лето.

Отыщите там свой уголок.

Скромный домик, оставленный кем-то,

В кухне печь, невысок потолок.

Три окошка, крылечко простое

Вас с любовью всегда приютят.

К вам на дерево с кроной густою

Ваши птицы весной прилетят.

Вас под утро разбудят их трели,

Сладкий воздух ворвётся в окно.

Вы такой вкусной каши не ели,

Так легко не дышали давно.

Зачерпнуть из колодца водицы,

Босиком постоять на траве.

Тишиной можно тут исцелиться

В деревянной российской избе.

Наколоть дров, по-русски размяться,

И простую рубаху надев,

По грибы в ближний лес прогуляться,

Соловьиный послушав напев.

В русской баньке под вечер помыться,

На крыльце посидеть, подышать,

Самоварного чая напиться,

И на печку отправиться спать.

Всё здесь тёплое, всё здесь простое.

Сердце здесь не стучит, а поёт!

Всё здесь русское, наше, родное,

Наша Родина нас ещё ждёт.

                 (автор Шаламонова Елена)

- Ребята, вам понравилось стихотворение?

- О чём оно?

- Ребята, а ваша жизнь в городе отличается от жизни в деревне, описанная в стихотворении? Чем отличается?

- Ребята, вы сейчас, когда слушали стихотворение, какие чувства вы испытывали?

- Ребята, когда вы слушали, вы представляли себе какие-нибудь картины? Какие?

- Я для вас приготовила картины, посмотрите на них и опишите, что вы видите, то чувствуете.

- Ребята, хотелось бы вам побывать в деревне?

- Сейчас жизнь в деревне тоже изменилась, по сравнению с давними временами. Появилось электричество, провели газ, лошадей заменили машины, и многое что поменялось, даже еда и одежда поменялась. Я вам предлагаю отправиться в виртуальное путешествие на сто лет назад в прошлое, в одну такую русскую деревню. Хотите? А я сейчас обернусь волшебной уточкой и проведу вас в удивительное место, русскую деревню. (Воспитатель надевает на голову шапочку «уточка»). Все сейчас берёмся за руки и идём со мной. А попасть в эту страну нам поможет старинная хороводная игра, которую вы уже знаете «Шла утка лугом»

Дети сидят на стульчиках перед педагогом

Предполагаемые ответы детей:

- Понравилось.

- О том, как хорошо в деревне.

- Отличается. В деревне всё по - другому. Дом – деревянная изба. В доме печь топят дровами, на которой ещё, и спать можно. Воду нужно набирать из колодца, помыться в баньке. В деревне тихо и спокойно, слышно пение птиц. Лес совсем рядом, и можно сходить за грибами.

- Чувства нежности, любви, радости и т.д.

Да. Представляли себе избу, печку, лес, речку и т.д.

 

Дети описывают картины, делятся эмоциями.

- Да!

Дети встают, берутся за руки и идут за воспитателем

2.

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Воспитатель ведёт детей в игровую зону, поёт хороводную песню «Шла утка лугом»

Весенне-летний хоровод
Хоровод трёхчастный.

1 часть: Ходят кругом на словах:
Шла утка лугом,
Ведёт детей кругом
Старшего и большого
Среднего и меньшого

2 часть: Круг рассыпается и все пляшут по — одиночке, свободно передвигаясь.

- Уж ты утица ути, тебе некуда пойти.

Кабы лес - перелес, перевешался.

Кабы ножик был, я б зарезался.

Речка – полая вода, утонула молода.

3 часть: Со слов: «Селезень ловит утку» двое образуют ворота, остальные тут же, берясь за руки образуют «цепочку» и бегают через ворота до тех пор, пока не закончится песня.

Иванов играт в дутку.

Он играт, играт, играт,

Выговариват играт.

Ходи утица домой,

Ходи серая домой.

Утя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая утица,

Селезнёва модница.

Всё!

По окончании — «ворота» резко опускают руки.

- Вот мы с вами и очутились в деревне, на лугу. Как вы думаете, какое время года сейчас в деревне, в которой мы сейчас с вами оказались?

А месяц, какой?

Назовите, пожалуйста, признаки весны в мае?

- Ребята, обратите внимание на картины и скажите, чем в деревне люди весной занимаются?

- Ребята, труд в деревне очень нелёгкий. Чтобы вырастить и собрать урожай требуется много труда. И уже в давние времена человек изобрёл для себя разные орудия труда. Мы с вами ранее уже знакомились с разными помощниками человеку в труде. И мы сейчас поиграем в загадки. ( Воспитатель показывает картинку и загадывает загадки)

1.Ходит полем из края в край,
режет чёрный каравай. (Плуг) Что им делают.

2.Зубастый крокодил
Всё поле взбороздил.
(Борона)

-Молодцы!

3. Маленький, горбатенький
  Все поле пробежал и весь хлеб                повалял. (Серп) Что делали люди серпом?

4. В поле по утрам звенит
Траву режет и спешит
Как от стрижки полоса
И зовут её?
(Коса)

Ребята, а зачем люди траву срезали?

- Правильно ребята! Вы много знаете об орудиях труда, а знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Какие замечательные пословицы вы знаете! Ребята, есть у меня для вас ещё одна игра, в этой игре нужно на слово отвечать противоположным словом по смыслу. Готовы?

Трудиться -

Мокрый -

Сильный -

Равнодушный –

Прохладный -

Вена -

Грубый -

Пустой -

Съедобный -

Утро -

Медленно -

Впереди -

Пачкать -

Влево-

Вперёд -

Ребята, посмотрите, у меня картинки с предметами. Назовите предметы, что ими делают и человека, который пользуется этими предметами.

Воспитатель показывает картинки:

Пила -

Молот, клещи -

Плуг -

Топор -

А ещё что в старину на Руси  с помощью топора делали?

Прялка, веретено -

- Молодцы, всё назвали. В старину люди много трудились, но и умели весело отдыхать. Играли в игры и стар и млад. И мы с вами поиграем. А игра эта называется «Шишки, жёлуди , орехи» Играющие разбиваются на группы по три-четыре человека и выстраиваются таким образом, чтобы получилось три круга: один в другом. Всем участникам присваиваются названия: игроками первого круга «Шишки», второго – «Жёлуди», третьего – «Орехи». Игрок, которому не хватило места в кругах, становится водящим. Он говорит одно из названий, например, «шишки», и игроки в соответствующем кругу должны поменяться местами, а водящий в это время должен успеть занять чьё-то место. Оставшийся без места игрок становится водящим.

Дети идут, взявшись за руки, и поют

Дети рассыпаются и все пляшут, свободно передвигаясь.

Двое, заранее выбранных детей, встают в воротца, остальные взявшись за руки, пробегают через воротца

Воротца закрываются

- Сейчас время года весна. Месяц май.

- В мае солнце рано встает, светит ярче и теплее. На деревьях листочки распускаются, зеленеет травка. Птицы вьют гнёзда. И т.д.

- Люди весной пашут землю, сеют растения, ухаживают за садом, за домашними животными и т.д.

Это плуг. Переворачивают землю, чтобы земля была мягкой, меньше росло сорняков.

Это борона. С её помощью выравнивали землю, чтобы легче было семенам прорастать в ней.

Это серп. Серпом срезали колосья зерновых растений, пшеницы, овса, ржи и т.д.

Это коса. Косой срезали траву.

Траву срезали для корма коровам. И заготавливали сено на зиму.

Дети рассакзывают пословицы, которые учили ранее.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Кто первый в труде, тому слава везде!

Самое дорогое то, что добыто трудом.

Каков мастер, такова и работа.

Да!

- Лениться

- Сухой

- Слабый

- Отзывчивый

- Тёплый

- Осень

- Нежный

- Полный

- Несъедобный

- Ночь

- Быстро

- Сзади

- Чистить

- Вправо

- Назад

- Пила. Пилой пилит плотник.

- Молот и клещи. Кузнец куёт железо

- Плугом землю пашет пахарь.

Топором лес рубит лесоруб.

Плотник с помощью топора избу строил.

Прялка и веретено помогали пряхе прясть пряжу

Дети играют в игру «Шишки, жёлуди, орехи»

3.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, и начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Хорошо поиграли?

Ребята, вам понравилось сегодня наше занятие? О чём мы с вами сегодня говорили?

Ребята, если у вас будет когда-нибудь посетить деревню, обязательно это сделайте. Я думаю, вам очень понравится.

- Да!

Мы были в виртуальном путешествии по деревне.

- мы сегодня говорили о деревне, о том, как люди в ней раньше жили, о ремёслах и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Анкета для родителей второй младшей группы в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Цель данной анкеты: узнать отношение родителей к целесообразности развивать в детях интерес к русской народной культуре, а так же их компетентность в этой области...