Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Омельченко Наталья Геннадьевна

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знакомство с былиной "Болезнь и исцеление Ильи Муромца"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «детский сад №414 «Чебурашка»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Автор: воспитатель Омельченко Н.Г.

Новосибирск 2022 г.

Цель: знакомство детей с былинным жанром устного народного творчества по теме «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Задачи:

  • Знакомить детей с русскими народными инструментами, с былинным жанром, с новыми понятиями.
  • Формировать представления о жизни наших предков, формах устного народного творчества, о героическом прошлом русского народа, о русских богатырях.
  • Расширять словарный запас.
  • Воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества, к историческому прошлому, чувство гордости и уважения к русским богатырям, стремление им подражать.
  • Развивать умение отвечать на вопросы, рассуждать.

Средства, оборудование, материалы: картины с изображением гуслей, богатырей, калик перехожих, видео «Игра на гуслях Кирилл Богомолов», русские народные музыкальные инструменты из музыкального уголка (ложки, трещотка, бубенцы, балалайка, гармошка, гусли), картинки с изображением музыкальных инструментов.

Этап

образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, вы уже знакомы с некоторыми русскими народными музыкальными инструментами. Я вам буду показывать картинки, а вы будете говорить название инструмента.

.

Дети сидят на стульчиках перед педагогом

Дети называют: балалайка, гармошка, дудочка, трещотка, свистулька, бубен, бубенец, коробочка, рубель.

2.

Ознакомление с материалом

Посмотрите, какой я вам сегодня принесла инструмент. Кто знает его название?

– Правильно это гусли. Гусли это старинный струнный инструмент. Гусли довольно простой музыкальный инструмент, который состоит из корпуса и закрепленных на нем струн, которые натягиваются на металлические колки. Корпус гуслей изготавливали из разных пород деревьев: яблони, клёна, рябины, ели. Гусли изготавливали разной формы, и количество струн отличалось. В русском городе Новгороде, а город это очень древний, археологи при раскопках нашли гусли, которые пролежали под землёй почти тысячу лет. И у них было пять струн. Находили гусли и с большим количеством струн, разной формы, некоторые украшены красивой резьбой, орнаментом. В наше время есть люди, которые продолжают изготавливать этот красивый инструмент, играют на гуслях. А вы слышали когда-нибудь игру на гуслях? У нас с вами сегодня есть прекрасная возможность послушать игру на этом знаменитом русском инструменте. Садитесь по удобнее, можете даже закрыть глазки и представить себе всё, о чём вам расскажут гусли. Слушаем.

Расскажите, понравилось вам звучание инструмента?

Можете рассказать, как звучат гусли?

Какие чувства вы испытывали, когда слушали игру на гуслях?

Что вы себе представляли, когда слушали?

Кто знает, как называют человека, играющего на гуслях? – Гусляр. Вы обратили внимание, как ловко гусляр перебирает струны? Такой искусной игре нужно долго учиться, и конечно же, очень любить музыку.

Ребята, вы уже знаете, что когда-то, очень давно не было книг, школ не было, а люди владели разными знаниями. Как вы думаете, как люди получали знания, например о других странах, людях, о каких-то давних событиях?

– Правильно! Старшие рассказывали младшим, и так испокон веков. Люди собирались вместе, за какой-то работой или вовремя отдыха и слушали рассказы. Тогда в старину, когда не было ни радио, ни телевизора, люди очень любили слушать. И особенно любимы были гусляры сказители, люди, которые много странствовали, много видели. И их рассказы были необычны, потому что они их пропевали, как песню и подыгрывали себе на гуслях. Песни эти были длинные, в которых они рассказывали о подвигах мужественных воинов, богатырях, которые сражались за свою землю русскую с чужеземцами, с чудовищами, например, со Змеищем Горынчищем, о великих князьях, о странах заморских. Назывались эти песни былинами. Былина от слова «быль», она рассказывает о реальных событиях, о подвигах героев, которые действительно жили на русской земле и защищали ее от врагов, но описываются эти события как сказочные. Подвиг былинных героев иногда преувеличен. Рассказывать эти былины было целое искусство, немногим это удавалось, поэтому сказителей былин почитали и выражали им всяческое уважение. Некоторые былины дошли и до наших дней, благодаря людям, которые их записали и напечатали в книгах. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из былин. А перед этим немного отдохнём: динамическая пауза «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим.

Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
Дружно встанем раз, два, три.

Мы теперь богатыри!

Дети слушают

Предполагаемые ответы детей:

(Нежно, ласково, сказочно и т.д.)

(Добрые, необыкновенные, спокойные, радостные и т.д.)

(Природу, лес, речку, как плывёт лодочка, волшебных птиц, сказку и т.д.)

– Рассказывали друг другу, передавали из уст в уста.

(Дети шагают на месте)
(Руки согнуты в локтях, показывают силу)

(Правую руку подносят козырьком ко лбу)

(Повороты вправо-влево)


(Марширут)

Дети садятся на стульчики

2.

Основной этап

Чтение былины

Воспитатель читает былину «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», по ходу чтения поясняет незнакомые слова.

Слушают

3.

Беседа по содержанию

- Ребята, оком рассказывается в былине?

- Всегда Илья Муромец был таким сильным?

- А что с ним было?

- Сколько времени он был больным?

- Кто ему помог исцелиться?

- Кто такие калики перехожие?

- Каким образом калики перехожие помогли исцелиться?

- Сколько раз они просили его испить?

- А зачем три?

- Правильно! И решили, что не нужно ему столько силы, поэтому попросили его?

- Что Илье Муромце сказали ещё калики перехожие? Каким он станет?

- Что ещё наказали ему калики перехожие?

- Кому будет служить Илья Муромец?

- Ребята, а вам не показалось странным, что до этого Илья был неподвижным и вдруг пошёл? Как вы думаете, в чём секрет?

- Да, многие из них обладали такой целительной силой и даром предсказания.

- Обрадовался Илья Муромец и поспешил обрадовать мать с отцом. Как он их удивил? Где были его родители в тот момент и что делали?

- Удивились его родители. Рассказал им Илья о том кто к нему приходил, да исцелил его. И рассказал он им так же, что собирается он их покинуть. Почему Илья Муромец собрался покинуть свой дом и своих родителей?

- На другое утро раным-рано купил Илья жеребенка, недолетка косматого, и принялся его выхаживать. Припас все доспехи богатырские, всю тяжелую работу по хозяйству переделал.

А неражий косматый жеребеночек той порой вырос, стал могучим богатырским конем.

Оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова.

- Ребята, многое в былинах кажется нам неправдоподобным. Слагая былины о героях, народ нередко преувеличивал их силу и удаль. Таким образом он хотел выразить своё уважение к богатырям и воспеть их силу.

- Скажите, какими ещё ценными качествами характера, кроме силы обладал Илья Муромец?

- о богатыре Илье Муромце

- Нет.

- Он лежал в избе неподвижным, ходить не мог.

- Тридцать лет и три года.

- Калики перехожие.

- Это странствующие люди, которые прославляют бога, поют песни, рассказывают истории.

- Они попросили его принести напиться браги из погреба, а он встал и пошёл. Потом попросили они его самому выпить. А он выпил и силу почувствовал.

Три раза?

Потому что, когда он второй раз выпил, почувствовал очень много силы, столько, что мог перевернуть землю матушку.

Ещё выпить, чтобы уменьшить силу.

- Могучим богатырём, и что в бою смерти он не найдёт.

- Купить жеребёночка, который будет верным богатырским конём.

- Служить русскому народу верой и правдой.

- Наверное, калики обладали волшебной силой.

- Его родители пал спалили и прилегли отдохнуть. А Илья пока они спали все коренья повыворотил и землю вспахал.

- Потому что он решил пойти на богатырскую службу, на заставу, свою землю от врагов охранять.

- Он был добрым, заботливым, честным, верным, отважным и т.д.

4.

Итог занятия

- Что для вас сегодня было интересным?

сегодня мы с вами познакомились с очень древним русским народным творчеством с былиной.

- Ребята, сегодня вы узнали много о прошлом нашей страны, о её героическом прошлом, о её традициях. Это очень важно. А дальнейшее знакомство с другими былинами нам поможет узнать ещё больше. На нашем стенде находятся картины, которые вы можете позже рассматривать.

- Мы узнали о былинах и богатыре Илье Муромце. Услышали, как звучат гусли. Узнали, как выглядят разные гусли. Узнали много новых слов. Узнали, кто такие калики перехожие.

Дети после занятия рассматривают репродукции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группы «Книга – наш друг!»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАобразовательной ситуациис детьми подготовительной к школе группы «Книга – наш друг!»...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Я - мультипликатор"

Обогащение творческого опыта детей в продуктивной деятельности посредством поддержки самостоятельного выбора детьми способов действий с различными материалами материалами....