Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Яцентюк Татьяна Алексеевна

ЗАДАЧИ

Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района

города Санкт- Петербург.

Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы

через приобщение к русской народной культуре

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 2

Яцентюк Татьяна Алексеевна

ЗАДАЧИ

Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников

месяц

Форма работы

участники

Сентябрь

Познавательная беседа с детьми о народной игрушке. Игрушки из дерева. Городецкая и богородская матрешка.

Творческая продукция: рисование матрешки.

Беседа об устном народном творчестве, знакомство с русским народным фольклором.

Показ р.н. сказки «Репка». Знакомство с пальчиковым театром.

ОБЖ- разыгрывание игры –драматизации на основе р.н. сказки «Волк и 7 козлят» (чужой в доме, незнакомый на улице)

Хороводные р.н. игры «Капусточка», «Мы горох сеяли» (на прогулке)

Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Вершки и корешки». Беседа по сказке.

Подбор художественной литературы по теме для свободного чтения.

Информационный материал в уголке для родителей по теме «Значение театральной деятельности в работе с детьми ТНР»

Педагоги группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Педагоги группы

Октябрь

Беседа о национальной русской одежде и обуви. Знакомство с народным декоративно – прикладным творчеством Хохлома.

Рисование элементов росписи Хохлома.

Оформление картотеки «Одежда и обувь русского народа»

Изготовление игольницы для мам «Лапоток»

Показ р.н. сказки «Колобок» (знакомство с куклами би-ба-бо)

Хороводные р.н. игры «По малину в сад пойдем», «Мельница»

Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Каша из топора», «Бобовое зернышко». Беседа по сказке.

Информационный материал в уголке для родителей по теме  «История кукольного театра»

Педагоги группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Ноябрь

Беседа о русской избе, внутреннем убранстве избы, предметах быта.

Изготовление кукол – пеленашек.

Оформление картотеки предметы быта русской избы.

Знакомство с филимоновской игрушкой. Роспись петушков и коньков.

Показ укр.н. сказки «Колосок» (знакомство с конусным театром)

Хороводные р.н. игры «Тетёра», «Сидит ворон на дубу»

Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Беседа по сказке.

Информационный материал в уголке для родителей по теме  «Роль художественной литературы в воспитании духовных ценностей ребенка»

Педагоги группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Декабрь

Беседа «Добро и зло в сказках» (кто из героев добрый, а кто злой)

Хороводные р.н. игры» Метелица», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Оформление музыкальной картотеки «Русские народные песни»

Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Мороз Иванович». Беседа по сказке.

Выставка творчества к сказке «Снегурочка»

Информационный материал в уголке для родителей по теме  «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Педагоги и дети группы

Родители и дети группы

Педагоги группы

Январь

Беседа о пословицах и поговорках.

Оформление книжки – малышки «Пословицы и поговорки о семье и дружбе.

Оформление картотеки «Русские ремесла»

Рисование

Показ р.н. сказки «Рукавичка» (знакомство с театром на коленях)

Хороводные р.н. игры «Пряничная доска», «Волк и овцы», «Два мороза»

Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Заяц – хваста». Беседа по сказке.

Информационный материал в уголке для родителей по теме «Значение пословиц, поговорок, загадок, частушек для развития речи у «детей.

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Февраль

Беседа о посуде в русской избе (скалка, кадушка, корыто…)

Беседа о празднике Масленица. Масленичные игры. Изготовление куколок масленок.

Рисование Маслениц

Показ р.н. сказки «Заюшкина избушка» (знакомство с театром на столе)

Хороводные р.н. игры «У дяди Трифона», «Где был, Иванушка?», «Шел козел дорогою»

Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Два жадных медвежонка». Беседа по сказке.

Информационный материал в уголке для родителей по теме «Русские традиции. Воспитание патриотических чувств через образ русского богатыря»

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

Март

Беседа о народном празднике жаворонушки. Прилет птиц (22 марта). Изготовление жаворонков из ткани.

Разучивание с детьми закличек о птицах. Изготовление книжки – малышки с закличками «Летел кулик из –за моря»

Р.Н. праздник «Праздник мам и бабушек» в национальных костюмах, русскими играми, частушками, пословицами и поговорками.

Показ р.н. сказки «Лиса и журавль» (знакомство с театром на фланелеграфе)

Хороводные р.н. игры «Дударь», «Земля матушка, земля», «Галки, вороны»

Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Хаврошечка». Беседа по сказке.

Информационный материал в уголке для родителей по теме «Роль сказки в жизни ребенка»

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги, родители и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

апрель

Беседа «Мои любимые сказки». 2 апреля- день книги.

Выставка творчества с родителями «Моя любимая сказка»

Беседа о гужевом транспорте на Руси. Рассматривание картин «Тройка». Разучивание стихотворения «Вот мчится тройка удалая»

Беседа о празднике «Пасха». Пасхальные игры.

Выставка творческих поделок к празднику «Пасха»

Показ р.н. сказки «Гуси – лебеди» (знакомство с сказкой из пластилина)

Хороводные р.н. игры «Тетера», «Грачи летят», «Ручеек»

Чтение худ. лит -ры: р.н. сказка «Лиса и рак». Беседа по сказке.

Викторина по р.н. сказкам (итоговая) «В мире много сказок»

Информационный материал в уголке для родителей по теме «27 марта международный день театра. В какие театры можно сходить с ребенком»

Педагоги и дети группы

Педагоги, родители и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Родители и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

май

Беседа о дне Победы. Оформление открыток для ветеранов.

Акция «Подари цветок»

Беседа о празднике «Троица», обычай завивать березку.

Показ р.н. сказки «Три медведя» (знакомство с театром игрушек)

Хороводные р.н. игры «Пчелы», «Заря-заряница»

Чтение худ. лит-ры: р.н. сказка «Заяц – хваста». Беседа по сказке.

Информационный материал в уголке для родителей по теме «Домашний театр своими руками». Способы изготовления кукол из конусов.

Педагоги и дети группы

Педагоги, дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги и дети группы

Педагоги группы

В результате проведенной систематической работы по духовно – нравственному воспитанию мы заметили, что дети нашей группы сплотилась между собой, ребята стали договариваться между собой и распределять роли. Главная присказка группы «А ты хотел бы, чтобы я с тобой так поступил? А тебе будет так приятно?». Они сами стали учить друг друга добрым поступкам.

Дети узнали много русских народных сказок, с удовольствием слушают сказки, просят почитать, сами оценивают поступки героев, могут осудить зло, порадоваться за добрые поступки. Родители стали больше читать детям вечерами, а это значит, что еще выделилось больше времени для общения родителей с детьми.

Нам показалось, что дети стали более чувствительными, приветливыми, наблюдательными, добрыми.

 В свободной игре дети часто проигрывают театральные сказки. Научились делать книжки малышки по русским сказкам и по рисункам рассказывают сказки младшим братьям и сестрам. Уважительно относятся к народным инструментам, игрушкам, посуде, костюмам.

Главный результат, на который нам хочется надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении к добру и неприятию зла, любви к русской культуре, к русскому народу, уважение к народному наследию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)

Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста составлено на основе "ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ духовно-нравственного воспитания"С ЧИСТЫ...

Парциальная программа «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры»

Парциальная программа «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры». Материал для воспитателей, методтстов ДОУ, где описаны цели, ...