"Приобщение к истокам русской народной культуры детей подготовительного возраста как развитие игровой и коммуникативной деятельности.
проект (подготовительная группа) по теме

Михеева Антонина Владимировна

Конспект практитикума для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_antonina_vladimirovna.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект практикума для педагогов

«Приобщение к истокам русской народной культуры

детей подготовительного возраста

как развитие игровой и коммуникативной деятельности»

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проектная деятельность, словотворчество, лепка из глины, художественное слово, народные игры

Воспитатель: Михеева Антонина Владимировна

Высшая квалификационная категория.

2014 г.


Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к народным играм.

Задачи:

  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  • Формирование готовности к совместной деятельности.
  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Обогащение активного словаря.
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  • Восприятие художественной литературы, фольклора.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей  (изобразительной, конструктивно-модельной)
  • Развитие физических качеств.
  • Овладение подвижными играми с правилами.
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Ход совместной деятельности.

Массовик – затейник (воспитатель)

В.: “Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы с вами будем играть. Приглашаю, вас – девицы – красавицы, выходите сюда, выходите и коллегу пригласите ”.

Желающие выходят на игровую площадку.

В.: “Прежде чем начнем играть, дружно будем мы считать”.

Затейник встаёт перед собравшимися и предлагает вместе с ним выполнять движения со словами.

« За морями»   -   движения рук пловца

«За горами»  -  руки вверх

«За железными столбами» - кулак на кулак

«На пригорке теремок»  - руки над головой домиком

«На двери висит замок» - пальцы рук скреплены в замок

«Мы за ключиком пойдём  двери в терем отопрём) Шагаем на месте.

В.: “Сейчас все вместе пойдём через ворота за ключиком”.

Предлагает народную игру – забаву «Тетёра шла». Двое держась за руки, образуют ворота, остальные проходят со словами: «Тетёра шла, маховая шла по уголью, да за удолью, сама прошла всех детей провела. Самого лучшего детёныша оставила». Ворота закрылись…

По окончанию игры образуется круг.

В.: “А ключ мы не нашли. Будем ключик мы искать – игру нашу продолжать. Для следующей игры нам нужен ведущий.  Давайте ведущего выберем по считалке.  Игра называется «Кузнец» ”. Выбрали «Кузнеца».

«Кузнец» идёт вдоль круга со словами: “Пошёл кузнец по кругу, отдал подкову другу”. Отдаёт подкову другу со словами: “Ты дружок не зевай, своё место занимай”. Друг и Кузнец бегут в разные стороны по внешней стороне круга, кто быстрей займёт пустое место. Игра может продолжаться несколько раз.

Затейник: “Кузнец – это профессия, а как называется ремесло (Кузнечное). Продолжаем играть дальше . Отгадайте шуточные загадки”.

«Надо лошадь подковать,

Изготовить ключ к замку,

Что угодно – всё могу.

Даже меч – кладенец .

Ремесло моё…(Кузнец).»

«Сколочу вам лавку, стол,  

Да ещё скамейку.

Вовсе не охотник я, а самый

Лучший…..(плотник).»

«Я из пушистой шерсти

Напряду вам пряжи.

Смотаю всё в клубочки

И свяжу носочки, иль тёплую рубаху,

Потому что я… (пряха).»

«Изготовлю вам из глины

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло моё…(гончар).»

 В: “Хорошо , все загадки отгаданы, а ключика нет. Может нам другая игра поможет”. Предлагает игру – лото «Кому что нужно для работы».

Цель.  Конкретизировать знания детей о традиционных русских ремёслах.

Играют желающие. После игры массовик обращается к играющим: “Посмотрите, в руках моих сума с виду вроде бы пуста. Ну – ка, Маша, подойди руку в суму опусти. Что достанешь, покажи и роспись эту назови”.

Выбранный достаёт из сумы предмет с народной росписью. Называет роспись. (например, Гжель)

Массовик читает:

“Нежно – белая посуда, расскажи –ка ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми”. (Гжель)

Следующий играющий достаёт предмет, называет роспись.

 Массовик читает:

“Городецкая роспись, как её нам не знать, здесь такие узоры, что ни в сказке сказать. Здесь такие сюжеты ни пером описать. Городецкой росписью гости любовались, красотою этой довольные остались”.

Следующий играющий достаёт предмет из сумы. Например,  хохлома.

Затейник читает:

“Золотая хохлома ей не налюбуешься и в Париже, и в Нью-Йорке хохлома красуется  ”.

Далее Затейник предлагает играющим достать предмет из сумы. Играющий достаёт и называет роспись. Например.

“На подносе там цветы необычной красоты. Посмотреть на них пора. Расписали из Жостова мастера”.

Затейник:“И в суме ключика нет. Но, ещё есть игра, подходите, детвора. Игра развивающая «Составь  узор»”.

Цель. Закрепить знания детей о росписи  народно-прикладного искусства.

В игре принимают участие желающие, ведущий раздаёт карточки. Надо собрать цветные пазлы. Карточки – росписи народно – прикладного искусства. Как красиво получилось, молодцы. Замечательные узоры. Вот за ваше старание вам ключик, на экране появляется слайд ключ. Этим ключиком мы откроем двери в терем, что нас тут ждёт? Следующий слайд гончарная мастерская, вот что здесь – народный промысел  лепка игрушек из глины. Давайте мы сейчас тоже слепим игрушку из глины. Раздаёт желающим лепить заранее приготовленную глину. Вместе начинают лепить птичку по показу затейника. Пусть эта игрушка вам принесёт удачу. Всем спасибо за внимание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

«Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста»

В средней группе мы провели с детьми беседу, для выявления степени сформированности представлений детей  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему, России....

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе группы

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей подготовительной к школе  группы...

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...