План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
материал (младшая группа)

Челбогашева Марина Николаевна

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.

В данном материале представлены индивидуальный план, проект, презентация по теме самообразования "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду". Консультация для родителей "Играем с детьми в русские народные игры дома". Сценарий развлечения "В гостях у бабушки Глаши".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МБДОУ№200

______Чупрунова Н.В.

Индивидуальный план по теме самообразования

 «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения

к истокам народной культуры в детском саду»

Составила: 

Воспитатель первой младшей группы:

Челбогашева Марина Николаевна

г. Кемерово, 2022-2023 г.

Тема: «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г

Дата окончания работы: май 2023 г.

Актуальность выбранной темы:

Обеспечение духовно-нравственного, физического развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, таким образом в настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, не устойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Начинать решать эту важную проблему необходимо ещё за долго до рождения ребёнка и особенно в первые, самые ответственные его годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Известный физиолог А.Г. Сухарев рассматривает здоровье ребёнка как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов. Из данного определения следует, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования. Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.

Движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Оно способствует развитию всех систем организма и особенно сердечно-сосудистой, дыхательной, костно- мышечной, нервной. Под влиянием движения улучшается обмен веществ. Исследования убедительно доказали зависимость здоровья от двигательной активности. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движения развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша. Чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, тем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи. Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Малыш развивает умение ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т.д.

Особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы и психических процессов у детей раннего возраста таковы, что движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие, они не могут овладеть в полной мере техникой основных движений. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию их движений.

В решении этой задачи эффективным средством может стать русская народная игра.

Русские народные игры способствуют не только развитию движений, но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие русские народные игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей.

С помощью русских народных игр дети младшего дошкольного возраста легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого.

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

2. Создать условия для физического развития младших дошкольников через пополнение предметно-развивающей среды;

3. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой, традициями и обычаями русского народа через русские народные игры.

4. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

5. Повысить уровень профессионального мастерства педагога.

Теоретические аспекты, русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры.

Многие психологи и педагоги изучают значение русских народных игр для гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста и проблемы их внедрения в практику дошкольных образовательных организаций [8].

Многие работы известных исследователей отражают различные подходы к детской игре. Важно отметить, ее как форму деятельности, включающую усвоение деятельности взрослых (Д. Б. Эльконин), а также проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже) [5].

Выдающийся педагог Л. Выготский отмечал, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Игра и труд образуют два основных канала, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неисчерпаемый источник личного развития [10].

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином, необходимым для здоровья ребенка». Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. В игре дети дошкольного возраста приобретают новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом [3].

Среди всего многообразия игр мы выделим особенно русские народные игры, в которых все игроки обязательно участвуют в активных двигательных действиях, обусловленных сюжетом и правилами, и направленных на достижение определенной условной цели [13].

Русские народные игры – это темпераментное моторное проявление инициативы с чувствами, ограниченными нормами поведения, что способствует воспитанию у младших дошкольников дисциплинированности, коллективизма, решительности, доброжелательности и иных качеств, необходимых подрастающему поколению [3].

По мнению отечественного психолога В. С. Мухиной, игры с правилами помогают дошкольнику развивать умение намеренно сосредотачиваться на сознательно выбранном объекте. Игра, как процесс, специально организованный взрослыми, который несет в себе определенное социокультурное влияние и представляет собой, по сути, совокупность образов осмысления конкретно выявленных людей и социальных групп окружающей действительности и их собственных отношений с ней. Русская народная игра основана на восприятии представленных правил, тем самым она ориентирует ребенка на соблюдение определенных норм и требований взрослой жизни, в силу своих особенностей – это лучший способ добиться развития творческих способностей и доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста без использования методов принуждения [5].

В современной теории и практике дошкольного образования значительное внимание уделяется прекрасному сочетанию различных форм, методов и средств приобретения навыков в обучении и воспитании, что позволяет эффективно решать задачи программ дошкольного образования.

Подготовка к проведению русских народных игр:

  • отбор игр в соответствии с задачами обучения и возраста детей;
  • определение места и времени для игры;
  • определение количества играющих (индивидуально, подгруппа, группа);
  • воспитателю следует изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре и приемы руководства;
  • предварительно обогатить речевой опыт младших дошкольников, их знания и представления с помощью игровых упражнений, бесед, наблюдений, вопросов [11].

Проведение русских народных игр:

  • ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий, нарушение которых не приведет к нужному результату;
  • подведение итогов игры.

Анализ проведенной русской народной игры:

  • выявление ошибок предыдущих этапов, чтобы избежать их в дальнейшем.

Таким образом, можно сделать вывод, что актуальность выбранной темы продиктована современными условиями. Дошкольный возраст – это годы формирования основ здоровья, гармоничного нравственного, умственного и физического развития. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низка, ребенок легко заболевает. В связи с этим важно создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольных организаций [18].

Перспективный план самообразования

На 2022-2023 учебный год

Срок

Этап

Содержание работы

Практическая деятельность

Сентябрь

Информационно-подготовительный этап:

  1. Изучение темы: «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры».
  2. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
  3. Составление перспективного плана работы.

Изучение ФЗ «Об образовании»,
изучение психолого-педагогической и методической литературы.

Провести обзор информации в интернете.

Повышение профессионального уровня педагога; развитие любознательности и познавательной активности.

Перспективный план.

Октябрь-Ноябрь-Декабрь

Подготовительный этап:

Привлечение родителей.

Формирование личности ребенка средствами русских народных игр через включение их в совместную деятельность.

Работа с родителями:

  1. Опрос - анкетирование «Роль русских народных игр в семье»

Просмотр сайтов в Интернете.

Просмотр методической литературы.

Получение и анализ информации по теме самообразования в семье.

Картотека «Русские народные игры»;

Картотеки «Считалок», «Загадок».

Беседа «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрой».

Январь-Февраль-Март

Практический этап

Работа с детьми.

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными играми:

-знакомство с содержанием игры;

- Объяснение содержания игры;

- Разучивание игр.

Фольклорный досуг:

Познавательно-речевой проект «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста,

как средство приобщения

к истокам русской народной культуры в детском саду»

Работа с родителями -подобрать материал, консультации, разработать информацию по теме самообразования.

Изготовить атрибуты к русским народным играм совместно с родителями.

Заучивание с детьми считалок.

Беседа-объяснение значение старинных слов, их происхождение.

Проведение русских народных игр.

«Масленица»

Цель проекта: 

Формирование начальных представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре, традициях и обычаях русского народа через русские народные игры.

Информация в уголок для родителей «Давайте поиграем в русские народные игры дома»; «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста».

Продукты проекта для детей:

-Маски для игр «У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Гуси-гуси», «Курочка-хохлатка», «Мыши водят хоровод».

Апрель-Май

Итоговый этап

Отчет о проделанной работе:

Конспект развлечения

Фотоальбом

Публикации своего опыта.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Повышение своего профессионального уровня.

- «В гостях у бабушки Глаши»

- «Мы играем в русские народные игры».

- Образовательная социальная сеть «nsportal.ru», «Мой мини-сайт».

- Выступление на педсовете ДОУ «Итоги учебного года»

Ожидаемые результаты после реализации перспективного плана самообразования:

У детей:

- Знают русские народные игры, считалки, загадки, колыбельные песенки, потешки (согласно перспективному плану).

- Умеют подбирать самостоятельно атрибуты к русским народным играм, маски на голову.

- С помощью взрослого и самостоятельно играть в русские народные игры.

- Детский коллектив сплотится, что существенно поможет в адаптационный период. 

У родителей:

- Повышение значимости национальной культуры в семьях воспитанников.

- Родители играют с детьми в русские народные игры дома.

У педагога:

- Сформируются умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.

- Сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества.

Заключение

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также формирование основных качеств личности.

Можно сделать вывод, что русская народная игра, является важным, положительным средством приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры, а также то, что русская народная игра имеет огромное значение в воспитании младших дошкольников. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить семена любви и уважения к народной культуре, к русской народной игре.

Таким образом, необходима дальнейшая работа по ознакомлению с народными играми детей данной группы, как средством приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Перспектива темы по самообразованию:

Продолжить знакомить детей с русскими народными играми со все более усложняющимися правилами в соответствии с возрастом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова, И. А. Подвижные игры для дошкольников [Текст] : учебник для бакалавров / И. А. Агапова. – Москва : АРКТИ, 2008. – 124 с.
  2. Алябьева, М. Н. Физическое воспитание детей раннего возраста [Текст] / М. Н. Алябьева. – Москва : 1978. – С.52-58
  3.  Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
  4. Буре, Р. С. Детский сад : некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса [Текст]  / Дошкольное образование // Р. С. Буре. – 1984. - № 3. – С.33-35
  5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  6. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. –  286 с.
  7. Горохова, М. Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] : /  монография /  М. Ю. Горохова. – С.: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 с.
  8. Ершова, Е. В. Методические рекомендации «Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Е. В. Ершова. 2018. – 112 с. - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_organizatciya_igrovoj_de_104207.html(Дата обращения : 04.09.2022).
  9. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для бакалавров / А. В. Кенеман. – М.: Академия, 1985. – С.165-206
  10.  Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] : учебник для бакалавров / Т. И. Осокина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 1983. – С.2-16
  11.  Петров, В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128 с.
  12.  Петров, В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 144 с.
  13.  Петров, В. М. Летние праздники, игры и забавы для детей [Текст] :  . – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
  14.  Петров, В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
  15.  Покровский, Е. А. Русские детские подвижные игры [Текст] :  . – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 184 с.
  16.  Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры [Текст] : / Учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 223
  17.  Шляхова, И. А. Подвижные игры [Текст] / И. А. Шляхова // Дошколенок Кузбасса. - 2016. - №3 (36). – С. 24.
  18.  Федорова, Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] : . – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 128 с.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем с детьми в русские народные игры дома»

Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, в какие народные подвижные игры Вы любили играть в детстве?

 В какие народные игры любят играть ваши дети?

        А в какие народные игры Вы любите играть вместе со своим ребёнком? 

Народные игры обеспечивают комплексное воздействие на развитие личности ребёнка и его здоровье. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.  Дети очень подвижны, неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей, часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни. Радость движения в народных играх сочетает с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности родине. Ведь постепенно исчезают такие народные игры, как «Салки», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками - величайшее богатство нашей русской культуры.

 Игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Участие в таких играх помогает взрослым переключаться от житейских проблем, снять напряжение.

Совместные игры доставляют ребёнку много положительных эмоций, дети любят, когда с ними играют родители. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игровой деятельности. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми.  

В народной подвижной игре развивается сила вашего ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.

Существуют игры малой, средней, и большей подвижности. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенности, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития ее участников.

Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры короче, степень нагрузки меньше, участие взрослого активнее.

В старшем возрасте игровая деятельность детей становится всё более многообразной, наблюдается проявления самостоятельности (распределения ролей, соблюдение правил игры).

Ну, а сделать русские народные игры привлекательнее помогают различные считалки, загадки, попевки. Чем забавная считалочка, тем быстрее она запоминается и чаще используется детьми. Вот некоторые из них:

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван, 

Был в диване спрятан слон.

Ты не веришь?

Выйди вон!

Мальчик с пальчик 

- Нашел стаканчик. 

- Стакан разбился, 

- Лимон покатился. 

Для разделения на команды в народных играх используют сговор. Играющие сговариваются между собой, берут название птиц, растений, животных и разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий. Еще одна традиция народных игр - жребий. Его используют, если возник спор. Один из играющих зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал, его правда, спору нет (конец). Соблюдение правил в народных играх должно быть обязательным для всех участников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам.

Первыми играми для детей 2-3 лет являются такие игры без сюжета типа ловишек, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за родителем или от него в заранее намеченное место – «домик», где родитель не должен их ловить. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Поиграйте со своим ребенком в игру «Поймай зайчика».

Покажите малышу солнечного зайчика с помощью зеркальца: как убегает, прыгает, отдыхает, а потом опять неожиданно убегает в другое место. Прочитайте стишок:

Солнечные зайчики –

Прыг, прыг, скок,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, скок…

Потом предложите ребёнку догнать зайчика, позволяя ему иногда «поймать» световое пятно, которое потом опять «убежит» от него. Иногда зайчик будет «уставать» и прятаться, а вы объясните ребёнку: «Устал зайчик, спрятался в норку, и ты отдохни, закрой глаза и поспи понарошку». Потом зайчик снова неожиданно появляется и начинает бегать по комнате, а малыш за ним.

Зимой развлечения носят другой характер: устраивайте катания с гор, игры в снежки.

В чем же преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего в простоте и доступности их организации.

Помните, русские народные игры, спортивные развлечения и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует начинать их сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна.

Желаем успехов!

Приятно и с пользой провести время со своим малышом!



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №200

Проект

«Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста,

как средство приобщения

к истокам русской народной культуры в детском саду»

Познавательный, долгосрочный (01.10.2022 г. – 30.04.2023 г.)

для детей 2-3 лет

                                                                                                 Воспитатель:

                                                                           Челбогашева Марина Николаевна

Кемерово, 2022

Информационная карта проекта

П/н

Раздел

Содержание

Название

«Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду»

Автор

Воспитатель: Челбогашева Марина Николаевна

База проекта

МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида», первая младшая группа (2-3 года) (22 ребенка - 11 девочек и 11 мальчиков), г.Кемерово

Сроки

Долгосрочный (01.10.2022 г. – 30.04.2023 г.)

Тип проекта

Познавательный

Аннотация

Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельности.

Проект предполагает продолжительность реализации 6 месяцев.

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российского от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Учебно – методическое обеспечение:

  • Тематические книги;
  • Художественные, познавательно и научно – популярные произведения.

Технические и материальные ресурсы:

  • группа «Солнышко»
  • атрибуты для игр; маски на голову.

Цель

Формирование начальных представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре, традициях и обычаях русского народа через русские народные игры.

Задачи

  1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Познакомить детей с русскими народными играми (историей возникновения, каждой игрой, атрибутами для различных игр, правилами игры и т.п.).
  3. Развивать физические качества (быстроту, умение согласовывать движения, ловкость, выносливость); упражнять в беге, ходьбе, прыжках; развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, память, логическое мышление; развивать речь детей.
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.
  5. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Проблема

Я, как педагог, обратила внимание на то, что сегодняшние молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей. В современной семье не только не знакомят детей с прошлым нашей страны, но даже не рассказывают о собственных корнях. Вырастая, дети считают совсем не важным знать о символах страны, о значимых событиях и героях нашей Родины. Большинство детей все свое свободное время проводят у телевизора, компьютера или планшета, а также предпочитают зарубежные мультфильмы и игры, отечественным.

Таким образом, чем раньше произойдет знакомство с русскими народными обычаями, традициями, фольклором, играми, тем благотворнее будет происходить всестороннее развитие наших детей.

Из выше изложенного, возникает проблема проекта: «Как наиболее результативно начать приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, в том числе русской народной игре и возродить духовно-нравственные ценности?»

Образовательные области

• «Социально – коммуникативное развитие»,

• «Познавательное развитие»,

• «Речевое развитие»,

• «Художественно - эстетическое развитие»,

• «Физическое развитие».

Основные принципы, лежащие в основе проекта

1.Доступность.

-Учет возрастных особенностей детей;

-Адаптированность материала к возрасту;

2.Систематичность и последовательность.

-Постепенная подача материала от простого к сложному;

-Частое повторение усвоенных правил и норм;

3.Диффиринциация.

 –создание благоприятной среды для усвоения норм и правил каждым ребенком.

4.Динамичность.

–интеграция образовательных областей.

Механизм реализации проекта

Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта. Механизм реализации проекта предусматривает системно - деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий речевой направленности. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, где дети могут самостоятельно брать атрибуты к русским народным играм, маски на голову.

Результаты деятельности

Детей:

  • Дети знают русские народные игры (смотрим перспективный план по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные игры).
  • Умеют подбирать самостоятельно атрибуты к русским народным играм, маски на голову.
  • С помощью взрослого и самостоятельно играть в русские народные игры.

Родителей:

  • Повышение значимости национальной культуры в семьях воспитанников.
  • Родители играют с детьми в русские народные игры.
  • Родители высказывают заинтересованность в продолжении проекта по приобщению к русской национальной культуре.

Автора:

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма;
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Продукты деятельности

  • Анкета для родителей по теме «Роль русских народных игр в семье»;
  • Перспективный план по теме проекта;
  • Картотеки «Загадок», «Считалок»;
  • Картотека «Русские народные игры»;
  • Изготовлены маски на голову детей для игр «Волк и Зайцы», «Курочка-хохлатка», «Мыши водят хоровод», «У медведя во бору»;
  • Совместно с родителями подбор предметов для игр «Каравай», «Солнышко и дождик»;
  • Организована семейная фотовыставка «Любимая русская народная игра дома»;
  • Фотоальбом «Мы играем в русские народные игры»
  • Консультация для родителей: «Играем с детьми в русские народные игры дома»;
  • Папка передвижка: «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста».

Итоговое мероприятие

  • Игровое мероприятие «Мы играем в русские народные игры»

Перспектива

Продолжить знакомить детей с русскими народными играми со все более усложняющимися правилами в соответствии с возрастом.

Пояснительная записка

Ведущей деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, таким образом считаю целесообразным знакомство с русской народной культурой через народные игры и забавы.

Педагоги, психологи сходятся во мнении, что игра неразрывна связана с традициями, обычаями и культурой народа (А.В. Выготский, М.С. Запорожец, Ю.М. Каган и др). Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию, возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы народной речи.

Актуальность выбранной темы проекта

 Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что через игру ребенку будет легче погрузиться в богатейший мир русской народной культуры. К тому же русские народные игры отличаются некоторыми особенностями (спонтанность, сюжетность, отсутствие дидактических задач, многообразие считалок, загадок, потешек), которые увлекают ребенка 2-3 лет, помогают в адаптации к условиям детского сада.

План реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

(октябрь 22г)

 Диагностический

  • Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  •  Выявление уровня знаний родителей о роли русских народных игр в семье и способах приобщения к ним своих детей, была использована анкета «Роль русских народных игр в семье» - на основе полученных данных, использовать различные формы, методы и средства работы с родителями.

2 этап

(ноябрь 22г –март 23г)

 Основной

  • Составление перспективного плана по теме проекта;

Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:

  • Картотеки «Загадок», «Считалок»;
  • Картотека «Русские народные игры»;
  • Изготовление масок на голову детей для игр «Волк и Зайцы», «Курочка-хохлатка», «Мыши водят хоровод», «У медведя во бору»;

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение русских народных потешек;
  • Отгадывание загадок;
  • Заучивание считалок;

Вовлечение родителей:

  • Совместно с родителями подбор предметов для игр «Каравай», «Солнышко и дождик».

Фольклорный досуг:

  • «Масленица»

3 этап

(апрель 23г)

Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.  

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта, оформление продукта проекта.

  • Консультация для родителей: «Играем с детьми в русские народные игры дома»;
  • Папка передвижка: «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»;
  • Организована семейная фотовыставка «Любимая русская народная игра дома».
  • Игровое мероприятие «Мы играем в русские народные игры»

Реализация проекта

1 этап - Октябрь 2022г

Педагогу изучить педагогическую и методическую литературу по теме проекта.

В ходе реализации проекта, была разработана анкета для родителей «Роль русских народных игр в семье» (приложение 1) и был проведен опрос 22 родителей (100%) с целью выявления роли русских народных игр в семье и способах приобщения к ним своих детей.

На первый вопрос анкеты «Каким видам деятельности Вы отдаете предпочтение?» – чтение художественной литературы для ребенка – 12 родителей; - совместный просмотр мультфильмов – 7 родителей; - совместные русские народные игры – 3 родителей.

На второй вопрос анкеты «Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребенок?» - 0 (100%) родителей написали русские народные игры.

На третий вопрос анкеты «Какие русские народные игры Вы знаете?»

-12 (50%) родителей перечислили русские народные игры, 12 (50%) родителей поставили прочерк, так как не знают.

На четвертый вопрос анкеты «Часто ли Вы играете в русские народные игры с ребенком?» - часто играют - 4 родителя, редко играют – 5 родителей, не играют – 13 родителей.

На пятый вопрос анкеты «Как часто предлагает Ваш ребенок поиграть в какую-нибудь из русских народных игр?» - 1 раз в неделю – 2 родителя, 2 раза в неделю – 3 родителя, другое – 17 родителей.

На шестой вопрос анкеты «Какие качества проявляет ребенок в русской народной игре?» - творчество -2 родителей, решительность – 2 родителей, высокую эмоциональность – 5 родителей, не ответили на данный вопрос – 13 родителей.

На седьмой вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что русские народные игры могут стать хорошим средством приобщения Вашего ребенка к истокам народной культуры?» - да – 9 родителей, возможно – 1 родитель, не ответили – 12 родителей, так как не знают.

На восьмой вопрос анкеты «Какие формы получения необходимых сведений Вы предпочитаете?» - консультации воспитателей – 12 родителей, совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада – 10 родителей, что-то другое (укажите, что именно) – 0 родителей.

Таким образом, мы видим, что большинство родителей имеют недостаточные знания о русских народных играх, дома с детьми приобщение к национальным традициям во многих семьях ограничивается чтением художественной литературы.

Вывод. Чтобы привлечь внимание родителей к русским народным играм, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

2 этап – Ноябрь 2022г – март 2023г

Разработали перспективный план (приложение 2) с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы, а также будут увлекательными для детей данного возраста. Подобрали русские народные игры, потешки, считалки, загадки, оформили в картотеки (приложение 3). Совместно с родителями подобрали предметы для игр, самостоятельно изготовили маски на голову детей для русских народных игр.

Перед каждой игрой детям объясняются правила, роль персонажей, атрибутов, если необходимо заучиваются считалки, используются загадки.

Таким образом, знакомясь и проживая роль в русской народной игре, дети ненавязчиво прикасаются к русской культуре.

Проект на данный момент еще реализуется.

В феврале планируется фольклорный досуг: «Масленица», целью которого является расширение знаний о быте, обычаях и традициях русского народа.

3 этап - Апрель 23г 

В апреле пройдет итоговое мероприятие «Мы играем в русские народные игры», которое поможет систематизировать знания, полученные в результате проекта.

Вовлечение семей в образовательную деятельность

   в ходе реализации проекта

Наглядная агитация: 

  • Консультация для родителей: «Играем с детьми в русские народные игры дома»;
  • Папка-передвижка: «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»;
  • Организована семейная фотовыставка «Любимая русская народная игра дома».

Список используемых источников

  1. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.-М.: ИНТОР, 1996.- 160с.
  2. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога [Текст] / И.Д. Демакова.-М.: Профессиональное образование, 2002. – № 10. – 55С.
  3. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: учебник / В.С.Кукушкин.-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.-129с.
  4. Литвинова, М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни [Текст]: Линка-Пресс, 2005.-92с.
  5.  [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://studexpo.ru/214473/pedagogika/hudozhestvennaya_

Приложение 1

Анкета для родителей по теме «Роль русских народных игр в семье»

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Надеемся на ваши искренние ответы, так как Ваше мнение важно для нас.

  1. Каким видам деятельности Вы отдаете предпочтение?

(можно выбрать несколько вариантов ответов)

*чтение художественной литературы для ребенка;

*совместный просмотр мультфильмов;

*совместные русские народные игры.

2. Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребенок?

    (перечислите)

_____________________________________________________________________________

3. Какие русские народные игры Вы знаете?

    (перечислите)

_____________________________________________________________________________

4.Часто ли Вы играете в русские народные игры с ребенком?

    (перечислите)

_____________________________________________________________________________

5.Как часто предлагает Ваш ребенок поиграть в какую-нибудь из русских народных игр?

   (подчеркните)

* 1 раз в неделю;

* 2 раза в неделю;

* Другое______________________________________________________________________

6. Какие качества проявляет ребенок в русской народной игре?

   (подчеркните)

*творчество;

*решительность;

*высокую эмоциональность.

7.Считаете ли Вы, что русские народные игры могут стать хорошим средством приобщения Вашего ребенка к истокам народной культуры?

_____________________________________________________________________________

8. Какие формы получения необходимых сведений Вы предпочитаете?

   (подчеркните)

*Консультации воспитателей;

*Совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада;

*Что-то другое (укажите, что именно)____________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение 2

Перспективный план в ходе реализации проекта с детьми первой младшей группы

Месяц

Вид игры

Название игры

Январь

Подвижные

«Зайцы и волк»

Малоподвижные

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

Хороводные

«Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня»

Народные

«Гуси, гуси»

Февраль

Подвижные

 «Заинька», «Курочка – хохлатка»

Малоподвижные

«Пузырь»

Хороводные

«Карусель», «Каравай»

Народные

«У медведя во бору»

Март

Подвижные

«Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке»

Малоподвижные

«Угадай, чей голосок»

Хороводные

«Хоровод», «Зайка шел», «Колпачок»

Народные

«У медведя во бору»

Тема

Тема занятия

Цель занятия

Основные формы работы

1

Пословицы, потешки

Потешка: «Как у нашего кота.» Пословицы о дружбе.

Развивать воображение, обогащать и активизировать речь детей.

Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать  ближнему своему.

Игра - беседа

2

Считалки

Считалка 1.

Разучивание считалки: «Комарики-мошки»

Учить правильно запоминать считалку, чётко проговаривать слова и звуки.

Занятие в игровой форме.

3

Считалки

Считалки 2.

Разучивание считалки: «Тара-бара»

Учить правильно запоминать считалку, чётко проговаривать слова и звуки.

Занятие в игровой форме.

4

Считалки

Считалки 3.

Разучивание считалки: «Заяц бегал по болоту»

Учить правильно запоминать считалку, чётко проговаривать слова и звуки.

Занятие в игровой форме.

5

Считалки

Считалки 4.

Разучивание считалки: «По утренней росе»

Учить правильно запоминать считалку, чётко проговаривать слова и звуки.

Занятие в игровой форме.

6

Колыбельные песенки

Разучивание колыбельной песенки Баю баюшки баю…

Знакомство с малыми формами народного творчества.

Занятия в игровой форме

7

Загадки

Загадки. История происхождения. Виды.

Знакомство детей с видами загадок: загадки-обманки, загадки-рифмовки, народные загадки.

Занятие в игровой форме

8

Беседа с иллюстрациями

«Русская народная игра»

Знакомство детей с русской народной игрой «Каравай»

Занятие в игровой форме.

Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении

Наблюдения направлены:

а) на изучение интереса детей к русской народной игре. С помощью воспитателя и самостоятельно играть в русские народные игры.

б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми проекта.

Приложение 3

Картотека

«Считалки»

Младший дошкольный возраст

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, воспитатель выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например,

Тара – бара,

Домой пора —

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Воспитатель произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.

Комарики-мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке.

Близко ночь,

Улетайте прочь.

Тара-бара, домой пора,

Коров доить, тебе водить!

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу.

Он работу не нашел,

А заплакал и пошел!

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Здесь яблоки, орешки,

Медок, сахарок,

Поди, вон в уголок!

Эй, ребята,

Станьте в круг!

Аты

-баты,

Бурундук!

Кто не пляшет–

Выйди вон,

Целый кон

Считай ворон!

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай – ка, не робей!

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

кукушата просят пить.

Выходи – тебе водить!

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит - выйди вон!

«Русские народные игры»

(подвижные, малоподвижные, хороводные игры)

Младший дошкольный возраст

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Ход игры: Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Малоподвижная игра «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами; бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи.

Ход игры:

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, .

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладошки, и ребята разбегаются).

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках.  Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к воспитателю под зонтик и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Светит солнышко сильнее

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

(дети прыгают, танцуют, хлопают в ладошки)

Дождик, дождик все быстрей!

Все под зонтик поскорей!

(Бегут под зонтик)

Хороводная игра «Мыши водят хоровод»

Выбирают «кота». Остальные дети – мышки. «Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом», и игра повторяется сначала.

Малоподвижная игра «Пузырь»

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается»  до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь  «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Народная игра «Гуси, гуси»

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

Ход игры:

Указания взрослого:

- Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой – а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы – гуси!

- Гуси, гуси!

(дети: «га-га-га!»)

Есть хотите?

(«Да-да-да!»)

Хлеба с маслом?

(«Нет!!!»)

А чего же вам?

(«Конфет!!!»)

Летите домой!

Взрослый произносит вместе с детьми:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Раз, два, три – домой беги!

Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.

Подвижная игра «Снег, снег кружится…»

(по стихотворению А. Барто)

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Ход игры:

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю кружится, когда подует ветерок.

Воспитатель, предлагает покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок! вертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! («В-в-в!» - произносят дети). Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяется 3-4 раза.

Малоподвижная игра «Угадай, чей голосок»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры:

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

И как скажем скок - скок - скок! -

Угадай чей голосок?

Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию воспитателя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Хороводная игра «Карусель»

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Хороводная игра «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Ход игры:

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения, наблюдательность, активность, сообразительность. Вызвать у детей чувство радости.

Ход игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять.  Педагог ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам

По камешкам, по камешкам….

В ямку бух!

При словах «По ровненькой дорожке дети идут шагом. Когда педагог говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В ямку бух»» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - и дети поднимаются. Снова повторяем стихотворение.

После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке.

Устали наши ножки, устали наши ножки.

Вот наш дом—здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом—на скамейке, за проведенной чертой и т.д.).

Народная игра «У медведя во бору»

Ход игры:

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится медведем.

Подвижная игра «Заинька»

Цель: Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

2.Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

3.Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

5. Заинька поклонись, серенький поклонись

Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться выполняя движения.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

Заинька выбирай, серенький выбирай!

Вот так этак, выбирай (2 раза)

Хороводная игра «Зайка шел»

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.

Ход игры: Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

Хороводная игра «Каравай»

Ход игры:

Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Подвижная игра «Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Ход игры: Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

Хороводная игра «Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге выбирает пару и дети танцуют под музыку.

Картотека потешек, физминуток.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRd-OFWu5NxahKUsrdBNhoyw

Маски на головуhttps://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR2GBZ5yRAkd-TMIaKNyo5fg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида» Презентация по теме самообразования «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду» Первая младшая группа (2-3 года) Воспитатель: Челбогашева Марина Николаевна

Слайд 2

Актуальность выбранной темы : о буславливается тем, что через игру ребенку будет легче погрузиться в богатейший мир русской народной культуры. К тому же русские народные игры отличаются некоторыми особенностями (спонтанность, сюжетность , отсутствие дидактических задач, многообразие считалок, загадок, потешек ), которые увлекают ребенка 2-3 лет, помогают в адаптации к условиям детского сада . Цель работы по теме самообразования : з накомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры . Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме; 2. Создать условия для физического развития младших дошкольников через пополнение предметно-развивающей среды; 3. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой, традициями и обычаями русского народа через русские народные игры. 4. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении. 5. Повысить уровень профессионального мастерства педагога.

Слайд 3

Ожидаемые результаты: У детей: - Знают русские народные игры (согласно перспективному плану ). - Детский коллектив сплотится, что существенно поможет в адаптационный период. У родителей: - Повышение значимости национальной культуры в семьях воспитанников. - Родители будут играть с детьми в русские народные игры дома . У педагога: - Сформируются умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. - Сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества.

Слайд 4

Перспективный план (2022-2023 учебный год) Срок Этап Содержание работы Практическая деятельность Сентябрь Информационно-подготовительный этап: Изучение темы: «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры». Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме. Составление перспективного плана работы. Изучение ФЗ «Об образовании», изучение психолого-педагогической и методической литературы. Провести обзор информации в интернете. Повышение профессионального уровня педагога; развитие любознательности и познавательной активности. Перспективный план.

Слайд 5

Октябрь-Ноябрь-Декабрь Подготовительный этап: Привлечение родителей. Формирование личности ребенка средствами русских народных игр через включение их в совместную деятельность. Работа с родителями: Опрос анкетирование «Роль русских народных игр в семье» Просмотр сайтов в Интернете. Просмотр методической литературы. Получение и анализ информации по теме самообразования в семье. Картотека «Русские народные игры»; Картотеки «Считалок», «Загадок ». Беседа «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрой ».

Слайд 6

Январь-Февраль-Март Практический этап Работа с детьми. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными играми: -знакомство с содержанием игры; - Объяснение содержания игры; - Разучивание игр. Фольклорный досуг: Познавательно-речевой проект «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду» Работа с родителями -подобрать материал, консультации, разработать информацию по теме самообразования. Изготовить атрибуты к русским народным играм совместно с родителями. Заучивание с детьми считалок. Беседа-объяснение значение старинных слов, их происхождение. Проведение русских народных игр. «Масленица» Цель проекта: Формирование начальных представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре, традициях и обычаях русского народа через русские народные игры. Информация в уголок для родителей «Давайте поиграем в русские народные игры дома»; «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста ». Продукты проекта для детей: -Маски для игр «У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Курочка-хохлатка», «Мыши водят хоровод».

Слайд 7

Фольклорный досуг : Масленица!

Слайд 8

Проведение русских народных игр Русская народная игра «Гуси-гуси» Русская народная игра « У медведя во бору»

Слайд 9

Апрель-Май Итоговый этап Отчет о проделанной работе: Конспект развлечения Фотоальбом Публикации своего опыта. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. Повышение своего профессионального уровня. - «В гостях у бабушки Глаши » - «Мы играем в русские народные игры». - Образовательная социальная сеть « nsportal . ru », «Мой мини-сайт». - Выступление на педсовете ДОУ «Итоги учебного года»

Слайд 10

Итоговое мероприятие «В гостях у бабушки Глаши »

Слайд 11

Дети: - Знают русские народные игры, считалки, загадки, колыбельные песенки, потешки (согласно перспективному плану). - Умеют подбирать самостоятельно атрибуты к русским народным играм (маски на голову). - С помощью взрослого и самостоятельно играют в знакомые русские народные игры. - Детский коллектив сплотился, что существенно помогло в адаптационный период. Родители: - Повышение значимости национальной культуры в семьях воспитанников. - Родители играют с детьми в русские народные игры дома. Педагог: - Сформировались умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. - Диплом II степени НМЦ за победу во всероссийском конкурсе проектов «Учимся играя». Проект «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду». - Участие в конкурсе НМЦ «Мой лучший сценарий». Сценарий развлечения «В гостях у бабушки Глаши ». Перспектива темы по самообразованию: Продолжить знакомить детей с русскими народными играми со все более усложняющимися правилами в соответствии с возрастом. Результаты:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №200 «Детский сад комбинированного вида»

Сценарий развлечения для детей

 первой младшей группы

«В гостях у бабушки Глаши»

 

Автор-составитель:

воспитатель Челбогашева М.Н.

Кемерово, 2023

Цель занятия.

Приобщать детей к истокам народной культуры. 

Задачи.

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей архаических русских народных сказок.
  2. Расширять представления детей о русском народном фольклоре на основе ознакомления с малыми фольклорными формами.
  3. Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  1. Развивать речевую активность детей.
  2. Развивать фантазию и воображение.

Воспитательные.

  1. Воспитывать у детей чувство сопереживания, создать положительный эмоциональный настрой.
  2. Формировать представления о дружбе и добрососедстве.

Оборудование.

 Фланелеграф, герои русской народной сказки «Теремок» - мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь. Картинка - котика, «сороки-белобоки». Игрушка – петушка. Колонка, флешка.

Персонаж: кукла-би-ба-бо «Бабушка Глаша».

Музыкальное сопровождение – русская народная песня «Петушок».

Форма: Групповая.

Возрастная группа: Вторая младшая (2-3 года).

Формы деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная, физическая.

Методы и приемы:

  • Наглядный: Показ игрушек, картинок.
  • Словесный: Отгадывание загадок, вопросы, индивидуальные ответы детей, похвала.
  • Практический: Хороводная игра «Кот и мыши».

Предварительная работа - в свободное от занятий время заучивание потешек, песенок, считалки, хороводные и подвижные игры.

Индивидуальная работа -Упражнять в подражательных движениях с точной передачей образа животного, со звуковым сопровождением.

Ход развлечения:

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Стук в дверь. Воспитатель обращает внимание детей на стук. Открывает дверь, надевает на руку куклу, берет корзинку, в которой находится мешочек с плоскостным театром, картинки кота, игрушка «Петушок».  Кукла шепчет на ухо воспитателю, что зовут ее бабушка Глаша, и она хочет рассказать и показать детям сказку про теремок.

Воспитатель.

 Ребята, вы хотите послушать сказку бабушки Глаши?

Дети.

Да.

Дети рассаживаются полукругом, воспитатель устанавливает фланелеграф.

Мотивационный момент

Бабушка.

Здравствуйте, детки.

Вот мой мешочек со сказками.

Завязан волшебными завязками.

Воспитатель и дети.

 Здравствуй, бабушка!

- Бабушка, завязочки развяжи!

- С чем мешок-то покажи!

Бабушка.

А завязки-то эти волшебные, просто так не развяжутся. Чтобы из развязать, надо загадки отгадать.

II.Основная часть.

Загадки.

Живет в норке,

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боиться кошки.

(Мышка)

Появляется на фланеграфе мышка.

В поле выпала роса.

Раздаются голоса

Возле леса на опушке

Кто там квакает?

(Лягушка)

Появляется на фланеграфе лягушка.

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Зайчик)

Появляется на фланеграфе зайчик.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – ее краса.

Этот зверь лесной –

(Лиса)

Появляется на фланеграфе лиса.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый…

(Волк)

Появляется на фланеграфе волк.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Появляется на фланеграфе медведь.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите внимательно, герои какой сказки у нас на фланелеграфе появились?

А вы помните, как у нас закончилась сказка «Теремок».

«Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!».

Бабушка.

Детки, но это не конец сказки.

Давайте подумаем кого не хватает в теремочке?

Дети: Котика!

Воспитатель достает картинку с котиком, помещает ее на фланелеграф.

Потешка: «Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые».

Второй раз дети подговаривают за воспитателем текст потешки.

Бабушка предлагает поиграть с котиком в игру «Кот и мыши».

Выбирают «кота» по считалке (ранее разученной): 

- Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, воробей,

Вылетай – ка, не робей!

Остальные дети – мышки.

«Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит. Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек». Осаленная «мышка» становится новым «котом», и игра повторяется сначала.

Стал котик жить в теремочке.

III.Заключительная часть

Бабушка: Детки, но кого-то еще не хватает в нашем теремочке? Кто в деревне по утрам всех будит?

Русская народная песенка «Петушок» и хоровод.

«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?»

Стал петушок жить в теремочке, по утрам будить.

Рефлексия:

Бабушка.

Детки, какой славный теремок, сколько друзей в нем живет!

Какие вы ребята молодцы! Посмотрите, какие веселые наши друзья. Вот видите, как мы с вами хорошо вместе поиграли!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] : учебник для бакалавров / Н. С. Карпинская. – Москва : Просвещение, 1972. - 288 с.
  2. Конина, М. М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] : учеб.-практ. пособие / М. М. Конина. – Москва : Академия, 2016. - 236 с.
  3. Тюленева, Л. И. Речевое развитие дошкольников [Текст] / Л. И. Тюленева // Дошколенок Кузбасса. - 2017. - №3 (40). – С. 8.
  4. Федорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 128 с.
  5. Фофонова, И. А. Пересказать сказку? Так будет интересней! [Текст] / И. А. Фофонова // Дошколенок Кузбасса. - 2013. - №4 (25). – С. 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с  большой любовью  и огромной надеждой посвящаю вам свою работу:  «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...

Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....

План работы с родителями на 2016-2017 учебный год в группе общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста

План работы с родителями на 2016-2017 учебный год в группе общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста...

Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей   дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры...

План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования».

Актуальность выбранной темы:    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у  детей старшего дошкольн...