План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования».
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Ирина Викторовна Мещерякова

Актуальность выбранной темы:

    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у  детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования.

Цель работы по теме самообразования:

обеспечить развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования в нетрадиционной технике, повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_20-22.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №90 «Золотое зернышко»

городского округа Тольятти

План работы

по самообразованию

воспитателя

МБУ детского сада №90 «Золотое зернышко»

Мещеряковой И.В.

Тема самообразования: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования»

2020-2022 уч.г.

Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования.

Актуальность выбранной темы:

   Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

  Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

  Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных и творческих способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

  Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

  Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

  Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

  Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного    восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

  При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально - эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.                  

  Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

  Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

  Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Актуальность выбранной темы:

    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у  детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования.

Цель работы по теме самообразования:

обеспечить развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования в нетрадиционной технике, повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.
  2. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
  3. Создать необходимые условия для выполнения работ в нетрадиционной технике рисования
  4. Вызвать интерес и привлечь родителей к совместной работе с детьми по данной теме
  5. Развивать у детей умения  находить новые способы для художественного изображения;
  6. Формировать у детей умение,  передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  7. Повысить самооценку детей их уверенность в себе;
  8. Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  9. Создать условия для организации выставок детских работ через пополнение предметно - развивающей среды (уголок по изобразительной деятельности в группе, уголок для родителей в раздевальной комнате)
  10. Организовать выставку детских работ для детей и родителей
  11. Оформить альбом на тему: « Нетрадиционные формы рисования»

План работы на 2020-2022 год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

2020-2021 год

Сентябрь-май

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.

5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Изучение методической литературы

2021-2022год

Сентябрь-май

1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.

2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.

3. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми

2020-2021

Сентябрь-май

Ознакомление детей с новыми видами рисования в нетрадиционной технике. Выполнение работ.

Детские работы

Октябрь

« Осенний лист»

«монотипия»

Оформление стены в группе к празднику « Дары осени»

Декабрь

«Снег кружится»

«рисование на мокрой бумаге»

Коллективная работа по рисованию на тему: « К нам пришла зима»

Февраль

« Кораблик»

рисование в технике набрызг

Открытка для папы

Март

«Бабочка»

пластилинография

Иллюстрации к «книжке - малышке

« Насекомые»

Май

«Ландыш»

«монотипия»

Выставка детского творчества по теме: « К нам пришла весна»

Работа с детьми

2021-2022

Сентябрь-май

Ознакомление и объяснение воспитателя о способах рисования в нетрадиционной технике рисования, выполнение работ

Детские работы

Ноябрь

«Золотая волшебница осень» (рисование тычком)

Оформление иллюстраций к книжке - малышке по теме « Осень»

Декабрь

« Зимний пейзаж» «монотипия»

Выставка детского творчества « Зимушка - зима»

Январь

«Новогодняя игрушка» пластилинография

Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками»

Март

Тематическое занятие «Волшебный цветок» рисование в технике «набрызг»

«Подарим маме подарок»

Апрель

« Таинственный космос»

печать поролоном по трафарету

Выставка коллективной работы для родителей на тему « Космос»

Май

«Весенние цветы»

рисование мятой бумагой

Иллюстрации для альбома « Весна»

Работа с семьей

2020-2021

Сентябрь

Консультация для родителей « Как познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования»

Папка: «Советы для родителей»

Ноябрь

Мастер- класс на тему: « Как изготовить атрибуты для рисования в нетрадиционной технике»

Выставка атрибутов для рисования

Декабрь

Консультация для родителей на тему: « Использование литературы в обучении детей рисованию в нетрадиционной технике»

Выставка методической литературы: « В помощь родителям»

Март

 Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей»

Буклеты для родителей «Как развивать детское творчество»

Май

Круглый стол « Чему мы научились за год»

Выставка детских работ: « Юные художники»

Работа с семьей

2021-2022

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Анкеты родителей по теме.

Октябрь

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Ноябрь

Консультация для родителей «Рисовать - это важно!»

 Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»

Январь

1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

Выставка работ

«Рисуют родители вместе с детьми»

Апрель

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике рисования

Май

Гостиная для родителей «Творим вместе»

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Самореализация

2020-2021

Сентябрь-ноябрь

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года.

Декабрь

Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования.

Подбор методической литературы

Пополнение методической копилки.

Февраль

Консультация для воспитателей по теме: « Развитие творческих способностей у детей»

Советы для воспитателей, в форме буклетов.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Самореализация

2021-2022

Сентябрь-ноябрь

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям в сравнении с прошлым годом

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года

Декабрь

Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования, с учетом прошлого года.

Пополнение методической копилки.

Февраль

Доклад и презентация по теме ««Формирование  творческих способностей у  детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных форм рисования.

Выступление на семинаре-практикуме

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования .2022-2023г.

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...