Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
материал по рисованию (старшая группа)

Кузнецова А.А 1998

1. Самообразование стр. 1-5

2. План самообразования стр. 6-8

3. Диагностика стр. 9-15

4. Анкетирование для родителей стр. 16-17

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_samoobrazovanie_2024.docx72.99 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование Кузнецовой А.А.

Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Актуальность:

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Цель:

развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

  1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
  2. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  3. Формировать целостную картину мира;
  4. Расширять кругозор детей;
  5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Основные направления реализации программы:

1. Работа с детьми.

2. Взаимодействие со специалистами.

3. Работа с родителями.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Ожидаемый результат:

1. Изучена литература по нетрадиционным техникам рисования

2. Создана в группе педагогически целесообразная, художественно-эстетическая среда.

3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.

4. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о нетрадиционной техники рисования в и принимают активное участие в данной деятельности.

5. Положительная динамика показателей в художественно-эстетичексом развитии.

6. Обобщен опыт работы по теме.

Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Целью моей работы по самообразованию было- развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

В процессе самообразования я решала следующие задачи

#1056;азвивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.

#1055;рививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.

#1060;ормировать целостную картину мира;

#1056;асширять кругозор детей;

#1059;чить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу :

1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

#1043;. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004

#1056;абота с книгой: Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»;

#1040;.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

7. Электронные ресурсы.

5. Прошла курсы повышения квалификации, прослушала вебинары

Вебинар: «Нетрадиционные техники рисования»

Сертификат

Конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!

Диплом

Повышение квалификации «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с ФГОС ДО» 72 часа

Удостоверение

Городской конкурс на противопожарную тематику

Сертификат

  1. Анкетирование родителей «Выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования»

  2. Разработать перспективный план на сентябрь-май
  3. Папки-передвижки на тему: «Дидактических игр по нетрадиционному рисованию»; «Нетрадиционные способы рисования»; «Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста»
  4. Консультации на тему: «Путешествие в страну рисования», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Давай рисовать вместе», «Развития творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования», «Рисование в жизни ребенка».
  5. Оформить картотеку для детей на тему «Нетрадиционная техника рисования»
  6. Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники 1 раз в неделю
  7. Просмотр вебинаров
  8. Участие в онлайн-конкурсах совместно с детьми
  9. Мастер класс для родителей и детей Нетрадиционные техники рисования «Рисование солью и акварельными красками»
  10. Тематическая неделя «Неделя творчества»
  11. Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать .

По данной теме, мною изучена литература, где я ознакомилась с нетрадиционными техниками рисования и как их использовать.

В анкетировании приняло участие 10 родителей, было выявлено, что 100% процентов детей любят рисовать совместно с родителями, рассматривать иллюстрации в книгах.

Был составлен персептивный план работы с детьми на год; разработаны папки-передвижки для родителей, консультации, оформлена картотека для детей «Нетрадиционные техники рисования».

Наши занятия проводились 1 раза в неделю, я пользовалась перспективным планом.

Проводилась диагностика с детьми по программе Лыкова И.А., на начало учебного года и на конец. В диагностику были включены вопросы: самостоятельное создание образов, выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении, владение разными художественными техниками. Была составлена диаграмма, где можно наглядно увидеть показатели детей.

Были просмотрены вебинары, прошла повышение квалификации, дети участвовали в онлайн-конкурсах.

Была проведена педагогическая мастерская «Вместе веселее», где я рассказала родителям и детям о нетрадиционных техниках рисования, какие подручные материалы можно использовать для рисования, провела матер-класс на тему: «Рисование солью и акварельными красками»

Прошла тематическая неделя «Неделя творчества», где детям был предоставлен материал, они выбирали чем будут рисовать, рисовали на свободную тему.

Таким образом, я бы продолжила данную тему она очень интересна, у детей виден результат и большой интерес. Спасибо за внимание.

Литература:

1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».- М: Т. Ц. Сфера, 2005г.

#1043;. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004

#1056;абота с книгой: Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»;

#1040;.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

7. Электронные ресурсы.

Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

План по самообразованию на 2023- 2024 гг.

№п/п

Содержание работы

Сроки реализации

Практические выходы (рефераты, доклады, мастер-классы, участие в различных конкурсах, публикации, представление опыта работы на различных уровнях, открытый просмотр, выставки работ и т.д.)

организационно-ознакомительный этап

1.

Изучить литературу

Сентябрь

Работа с книгой: Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»;

А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

2.

Анкетирование родителей «Выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования»

Октябрь

Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей.

3.

Разработать перспективный план

Октябрь

Разработать перспективный план на сентябрь-май

4.

Оформить и разработать папки-передвижки для родителей.

Сентябрь-май

Папки-передвижки на тему: «Дидактических игр по нетрадиционному рисованию»; «Нетрадиционные способы рисования»; «Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста»

5

6

Предоставить разработанные консультации для родителей , для получения новой информации

Оформить картотеку для детей

Сентябрь-май

Декабрь

Консультации на тему: «Путешествие в страну рисования», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», «Давай рисовать вместе», «Развития творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования», «Рисование в жизни ребенка».

Оформить картотеку для детей на тему «Нетрадиционная техника рисования»

основной этап

1

Проведение занятий

1 раз в неделю

Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники

2

Диагностика художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Ноябрь

Диагностика по программе И.А. Лыкова

3

Вебинары

Сентябрь-мая

Просмотр вебинаров

4

Участие в конкурсах с детьми

Октябрь-апрель

Участие в онлайн-конкурсах совместно с детьми

-Диплом Ковалев М.А., всероссийский конкурс, победитель (2 место)

-Сертификат Медведев К., городской конкурс

5

Мастер-класс

Март

Мастер класс для родителей и детей Нетрадиционные техники рисования «Рисование солью и акварельными красками»

6

Тематическая неделя «Неделя творчества»

Апрель

Тематическая неделя «Неделя творчества»

заключительный этап

1

Видеоролик с работами детьми

Апрель

Во время собрания предоставить родителям видеоролик с работами детьми, на тему: «Нетрадиционные техники рисования»

2

Посещение НОД у воспитателей ДОУ

Апрель

Посещение занятий

3

Подведение итогов работы по самообразованию, оценка результатов, презентация по теме.

Май

План по самообразованию, презентация

Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»

Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 5-6 лет

(старшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное создание образов различных объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
  • В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
  • Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочитающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Освоение новых техник по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
  • Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).

Высокий уровень – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

старшая группа (5-6 лет)

_________________

ФИО

Самостоятельное создание образов

Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении

Владение разными художественными техниками

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

1

Пилипук

1

1

1

1

1

2

2

Тимошин

1

2

1

2

1

2

3

Правилов

1

2

1

2

1

2

4

Кочемазов

1

1

1

1

1

1

5

Циценко

1

2

1

2

1

2

Общий показатель в %

33

53

33

53

33

60

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет

(подготовительная к школе группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
  • Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
  • Успешная реализация творческих замыслов;
  • Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
  • Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
  • Планирование работы;
  • Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
  • Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

_________________

ФИО

Самостоятельное создание образов

Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении

Владение разными художественными техниками

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

1

Ковалев М.

2

3

2

3

2

3

2

Лазоровский В.

2

3

2

3

2

2

3

Медведев К.

2

3

2

2

2

3

4

Молотков Д.

2

3

2

2

2

2

5

Молотков К.

2

3

2

3

2

3

6

Нуриллоев З.

2

3

2

3

2

3

7

Разгоняева М.

2

3

2

2

2

3

Общий показатель

67

100

67

86

67

90

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Анкета для родителей

по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? ___________________________________________________________________________________

2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ___________________________________________________________________________________________

3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________

4. Рисует ли кто-то из членов семьи профессионально? __________________________________________________________________________________

5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________ __________

6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? __________________________________________________________________________________

7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________

8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами...)? ___________________________________________________________________________________

9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? ___________________________________________________________________________________

10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________

11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ____________________________________________

12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________ _____________

13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________ __________

14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? _______________________________________________________________________________

15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? __________________________________________________________________________________

16. Считаете ли вы необходимым для развития творческих способностей посещение ребенком кружка « В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? __________________________________________________________________________________

17. Как вы оцениваете организацию занятий с детьми в кружке «В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? ___________________________________________________________________________________

18. Ваши пожелания по организации работы кружка «В гостях у Кляксы-Ваксы» на базе дошкольного образовательного учреждения? ___________________________________________________________________________________

19. Хотели бы вы получить мастер – класс по использованию нетрадиционных техник рисования?__________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования .2022-2023г.

Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...