Консультация для воспитателей "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм"
картотека

Картотека подвижных игр с использованием малых фольклорных форм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podv_igr.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ  ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Хороводные игры.

Надо сказать, хороводные игры - любимые забавы у малышей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

"Карусели"

Дети встают в круг, берутся за руки и начинают кататься на "карусели".

Еле-еле-еле-еле ("Карусель медленно движется в правую сторону.)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряются.)

Все бегом-бегом-бегом!

Побежали, побежали, ("Карусель" меняет направление движения.)

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите (Темп движения постепенно замедляется, "карусель"

Карусель ос-та-но-ви-те. (останавливается, и дети кланяются друг другу.)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончена игра.

"Снежок"

Дети встают в круг и выполняют движения.

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем. (Топают ножками.)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем. (Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (Прыгают на месте.)

"Мы топаем ногами"

Дети встают в круг и выполняют движения.

Мы топаем ногами, (топают ножками)

Мы хлопаем руками, (хлопают в ладоши)

Качаем головой, (качают головой)

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем, (поднимают руки)

Мы ручки опускаем, (опускают руки)

Мы ручки подаем, (берут друг друга за руки)

И бегаем кругом. (бегают по кругу.)

"Раздувайся пузырь"

Делаем круг, говорим, что это пузырь. Сходимся к центру круга - маленький пузырик. А теперь надо опять надуть большой пузырь. Дети ставят кулачки друг на друга (это трубочки) и дуют "фффффффф", потом делают шаг назад.

После того, как отошли немного, берутся за руки, постепенно расширяют круг со словами:

"Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой!

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!"

Вот какой большой пузырь! Не лопнет? Взрослый может хлопнуть в ладоши: "Хлоп! Лопнул пузырь!" Дети хлопают в ладоши, опять сбегаются к центру и начинают сначала.

Пальчиковые игры.

В старину наши предки пели детям песенки-потешки, играли в «Ладушки», «Идет коза», «Сорока» и т.д. сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики используются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов – потешек.

Хома – хомячок.

Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:

Хома, хома, хомячок,

Разожми мой кулачок,

Ну-ка, ну-ка разожми,

Что найдешь, себе возьми.

Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке,

Сжимать и разжимать пальчики обеих кистей рук

Продает она орешки

Закончить движения закрытыми ладошками.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Заиньке усатому

Загибать по одному пальчику, начиная с большого.

Кому в платок,

Кому в зубок

Развести ручки дотронуться руками до горлышка.

Кому в лапочку.

Показать кисти рук «ковшиком».

Пекарь.

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Хлопки в ладоши.

Да сушки – Ванюшке,

Да баранки – Танюшке,

Да бублики – Гришке,

Да крендель – Маришке.

Соединять последовательно с большим пальцем остальные пальцы.

Соединить два получившихся большого и указательного пальцев колечко.

Дарики-Дарики

Дарики – дарики,

Злые комарики.

Помахивать руками.

Вились, крутились,

Вращательные движения руками.

В носик вцепились

(в щечки вцепились,

в лобик вцепились …)

Указательным пальчиком нажать на ту часть тела, о которой говорится в тексте.

Пальчик-мальчик.

Пальцы сжаты в кулачок. Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил.

С этим братцем - щи варил.

С этим братцем - кашу ел.

С этим братцем - песни пел!

У нашей бабушки.

Шевелим одновременно пальцами на двух руках.

У нашей бабушки десять внучат:

Две Акульки сопят в люльке,

Две Аринки спят на перинке,

Две Аленки глядят из пеленки,

Два Ивана на лавках сидят,

Два Степана учиться хотят.

Десять внуков, а бабушка одна.

За работу.

Пальцы сжаты в кулачок

- Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

Наших деток забавлять.

Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.

Пальчики ложатся спать.

Поочередно сгибаем пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

Пальчики разгибаем.

Зажимаем пальчики поочередно начиная с мезинца.

Этот пальчик - маленький,

Этот пальчик - слабенький,

Этот пальчик - длинненький,

Этот пальчик - сильненький,

Этот пальчик - толстячок,

Ну а вместе кулачок!

Русские народные игры.

«Колпачок»

Дети встают вокруг ребенка с колпачком на голове, сидящим на корточках.

Колпачок, колпачок, Идут по кругу, взявшись за руки.

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили, Подходят к «колпачку» поднимают его.

Танцевать заставили. Отходят назад.

Танцуй, сколько хочешь! Хлопают в ладоши, «колпачок» произвольно

танцует.

Выбирай, кого захочешь! «Колпачок» выбирает себе

партнера и кружится с ним парой.

День сегодняшний чудесный

Не растает без следа.

Мы веселый праздник этот

Не забудем никогда!

«Репка»

Педагог

Сверху репа зелена, Идут по кругу вокруг «репки».

Посередке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Раз, два, три – Хлопают в ладоши.

Нас ты, репа, догони! Убегают, «репка» их догоняет.

«Щенок Митрошка»

У стены на стуле сидит игрушечный щенок Митрошка.

Ел щенок Митрошка Воспитатель «кормит» щенка

Кашку у окошка. кашей с ложки.

Уронил Митрошка Роняет ложку на пол.

Ложку за окошко.

Кто легок на ножку,

Беги, достань ложку.

Наташа! (Саша, Ваня …) Названный ребенок подбегает,

поднимает ложку и отдает ее щенку.

«Огуречик, огуречик»

Дети идут за воспитателем и говорят:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Дети убегают от мышки. Мышка старается кого-нибудь поймать.

«Кот Васька»

Дети сидят на лавке. Кот прогуливается перед детьми.

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит стрелой…

Кот бежит, садится на лавку и «засыпает».

Глазки закрываются –

Спит иль притворяется?

Зубы у Кота –

Острая игла.

Дети подходят к коту.

Только детки подойдут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он!

Кот ловит детей, дети убегают и садятся на лавку.

«В поясок»

Воспитатель отдает поясок кому-нибудь из ребят, например Вове, и призносит:

Вот наш Вова идет,

Поясоче несет.

Кому дать, кому дать?

Кому поясоче передать?

Вова кланяется и передает поясочек следующему ребенку.

«Петух»

Дети ходят за воспитателем, высоко поднимая колени, руки на поясе.

Трух-трух, трух-трух,

Ходит по двору петух,

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

На шесте сидит,

На весь двор кричит:

«Ку-ка-ре-ку!»

«Гуси-гуси»

Воспитатель - «хозяйка», «волк» - ребенок. Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

- Гуси-гуси!

-Га-га-га

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Ну, летите же домой!

- Серый волк под горой,
Не пускает нас
 домой,
Зубы точит,

Съесть нас хочет!

-Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм.

общие сведеньякопии документовфотографииработа с родителямиметодическая копилка...

Методическая работа на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм".

1. Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта.2.Актуальность опыта.3. Ведущая педагогическая идея.4. Педагогический опыт.4.1. Фольклор способствует развитию речи детей.4.2 Загадка.4....

Конспект НОД по развитию эмоциональности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм.

Конспект НОД по развитию эмоциональности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм. (1я младшая группа)Цель: учить детей проживать эмоции удивления, сопере...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных произведений.

Речь - это один из видов общения, она имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.Наилучшим...

Проект " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста по средствам малых фольклорных жанров"

Проеки " Развитие речи детей младшего дошкольного влзраста по средствам малых фольклорных жанров"...