Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей   дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 7 «Жар-птица»           

   Перспективный план НОД по теме:  

«Нравственно-патриотическое воспитание детей   дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»  

           

   Составила: Сидорук Лидия Оскаровна - воспитатель МБДОУ ДС №  7

г. Нижневартовск

     

Перспективный план НОД по теме:  

«Нравственно-патриотическое воспитание детей   дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»  

                Составила: Сидорук Лидия Оскаровна - воспитатель МБДОУ ДС №  7

Младшая группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада

«Знакомство с русской горницей»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой

Октябрь

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

«Баю-баюшки-баю, тихо песенку пою»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

Ноябрь

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой  заучивание потешек «Как у нашего кота»

«Водичка, водичка умой мое личико»

Знакомство детей  с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

Декабрь

«К бабушке,  в гости на оладушки»

Знакомство с предметами быта в избе: печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство  детей с «Рождеством»

«Иван Иваныч  - самовар»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

Февраль

Хозяйкины помощники

Знакомство  детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

«Масленица дорогая»

Знакомство детей с «Масленицей»

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

Апрель

«Русская матрешка»    

Знакомство  детей с русской народной игрушкой - матрешкой

«Петушок с семьей»

 Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»

Май

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко.

«Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Средняя группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). разучивание  потешек и попевок о домашних животных.

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к  гостям».

Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

Ноябрь

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

 Знакомство  с предметами обихода -  прялкой и  веретеном.  Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Декабрь

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  колядки «Щедровочка»

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

 Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не  морозь мой нос»

«Маша варежку надела»

Знакомство детей с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры;

Февраль

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март

«При солнышке - тепло  при матушке – добро».

Беседа о  маме с  включением пословиц и  поговорок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

Апрель

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Русская свистулька».

 Рассказ о  глиняной свистульке. Лепка свистулек.

Май

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

«Прощание с избой »

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

Старшая группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

Октябрь

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

Ноябрь

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

«Потешный промысел наших предков»

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать русскую игрушку - глиняную и деревянную; уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях.

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о  характерных особенностях зимы с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз», знакомство со сказкой «Морозко»

«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

«Небылица в лицах,  небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

Февраль

«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»

«На героя и слава бежит »

Беседа  о русских богатырях

Март

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ  о Масленице. Беседа  о характерных признаках  весны.  Разучивание закличек о весне «Жаворонки, прилетели» Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделок в подарок маме.

Апрель

«Золотая моя прялица, я пряду, а нитка тянется»

Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с  Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

Май

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

Прощание с «избой».

 Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Подготовительная группа

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Восенушка - осень – сноп  последний косим»

Беседа  о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень»

«Хлеб - всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба.

Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе

Октябрь

Тема: «Теремок»

Познакомить детей с жилищем наших предков, традициями строительства избы

«Посиделки»

27октября

(Параскева-льняница)

Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми  русскую народную игру «Ворота»

Ноябрь

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Народная игрушка

Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства.

Декабрь

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

Беседа о характерных особенностях зимы. Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе, зиме

 «Светит, да не греет»

Беседа о  разных источниках освещения, формировать представления о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампочка)

Январь

«Пришла Коляда на кануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

«Матушка печка»

Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян;

Февраль

«На героя и слава бежит »

Рассказ о русских богатырях

Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!

Беседа  о Масленице. Пение песен, частушек.

Март

 «Сердце матери лучше солнца греет»

  Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

«Из прошлого ложки»

Познакомить с кухонной утварью - ложкой, ее возникновением и использованием; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.

Апрель

«Лапти мои, лапти липовые...»

Формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта

«Красна горка»

 Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Май

 «Как рубашка в поле выросла»

(по мотивам рассказа К. Д. Ушинского)

Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды;

Прощание с «избой».

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Приобщение детей старшего дошкольного возрасталогопедического детского сада К истокам русской народной культуры...

“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с  большой любовью  и огромной надеждой посвящаю вам свою работу:  «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...

Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....

Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству

Русское декоративно-прикладное искусство и его влияние на развитие творческой активности детей дошкольного возраста....

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления эт...

Самообразование " Приобщение детей дошкольного возраста 4 - 5 лет к истокам русской народной культуры"

Традиционная  народная культура является глубиной  основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...