Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Перспективный план НОД по теме Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Жар-птица»
Перспективный план НОД по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»
Составила: Сидорук Лидия Оскаровна - воспитатель МБДОУ ДС № 7
г. Нижневартовск
Перспективный план НОД по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»
Составила: Сидорук Лидия Оскаровна - воспитатель МБДОУ ДС № 7
Младшая группа
Тема занятия | Содержание | ||
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада | |
«Знакомство с русской горницей» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой | ||
Октябрь | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. | |
«Баю-баюшки-баю, тихо песенку пою» | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. | ||
Ноябрь | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота» | |
«Водичка, водичка умой мое личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико» | ||
Декабрь | «К бабушке, в гости на оладушки» | Знакомство с предметами быта в избе: печкой, чугунком, ухватом, кочергой. | |
«Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде | ||
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Знакомство детей с «Рождеством» | |
«Иван Иваныч - самовар» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» | ||
Февраль | Хозяйкины помощники | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. | |
«Масленица дорогая» | Знакомство детей с «Масленицей» | ||
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама» | |
«Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» | ||
Апрель | «Русская матрешка» | Знакомство детей с русской народной игрушкой - матрешкой | |
«Петушок с семьей» | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей» | ||
Май | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» | Разучивание потешки про солнышко. | |
«Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. |
Средняя группа
Тема занятия | Содержание | ||
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел». | |
«У бабушки в деревне» | Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). разучивание потешек и попевок о домашних животных. | ||
Октябрь | «Приглашаем в гости к нам » | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | |
«Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение пготешки «А тари, тари, тари». | ||
Ноябрь | «Матрешки» | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки». | |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | ||
Декабрь | «Здравствуй зимушка- зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» | ||
Январь | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» | |
«Маша варежку надела» | Знакомство детей с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры; | ||
Февраль | «Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. | |
«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины. | ||
Март | «При солнышке - тепло при матушке – добро». | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. | |
«Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | ||
Апрель | «Пасха» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко» | |
«Русская свистулька». | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | ||
Май | «Небылица- небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. | |
«Прощание с избой » | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие. |
Старшая группа
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень» |
«Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок. | |
Октябрь | «Хлеб всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. |
«Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. | |
Ноябрь | «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. |
«Потешный промысел наших предков» | Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать русскую игрушку - глиняную и деревянную; уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях. | |
Декабрь | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях зимы с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз», знакомство со сказкой «Морозко» |
«Зимние святки» | Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) | |
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. |
«Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. | |
Февраль | «Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза» |
«На героя и слава бежит » | Беседа о русских богатырях | |
Март | «Ой ты, Масленица!» | Рассказ о Масленице. Беседа о характерных признаках весны. Разучивание закличек о весне «Жаворонки, прилетели» Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно» |
«Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделок в подарок маме. | |
Апрель | «Золотая моя прялица, я пряду, а нитка тянется» | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» |
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. | |
Май | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». |
Прощание с «избой». | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. |
Подготовительная группа
Тема занятия | Содержание | ||
Сентябрь | «Восенушка - осень – сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» | |
«Хлеб - всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе | ||
Октябрь | Тема: «Теремок» | Познакомить детей с жилищем наших предков, традициями строительства избы | |
«Посиделки» 27октября (Параскева-льняница) | Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота» | ||
Ноябрь | «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. | |
Народная игрушка | Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства. | ||
Декабрь | «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Беседа о характерных особенностях зимы. Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе, зиме | |
«Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения, формировать представления о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампочка) | ||
Январь | «Пришла Коляда на кануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок. | |
«Матушка печка» | Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; | ||
Февраль | «На героя и слава бежит » | Рассказ о русских богатырях | |
Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. | ||
Март | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | |
«Из прошлого ложки» | Познакомить с кухонной утварью - ложкой, ее возникновением и использованием; способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков. | ||
Апрель | «Лапти мои, лапти липовые...» | Формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта | |
«Красна горка» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» | ||
Май | «Как рубашка в поле выросла» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского) | Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; | |
Прощание с «избой». | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Приобщение детей старшего дошкольного возрасталогопедического детского сада К истокам русской народной культуры...
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»
В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....
Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству
Русское декоративно-прикладное искусство и его влияние на развитие творческой активности детей дошкольного возраста....
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления эт...
Самообразование " Приобщение детей дошкольного возраста 4 - 5 лет к истокам русской народной культуры"
Традиционная народная культура является глубиной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...