«Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры».
статья (младшая группа)

Балашова Наталья Рудольфовна

Художественно- эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_russ.narodn.kulture_doshkol.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры».

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранён что народ пронес через столетья…» В.А. Сухомлинский.

Художественно- эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов.

Происходит то, проблемы родителей в ритме современной жизни возникают из-за постоянной трудовой занятости - они мало разговаривают со своими детьми. Поэтому дети не редко растут в условиях скудности эстетического воспитания.

И мы, взрослые, должны показать детям дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное? Необходимо развивать у детей такие качества, как культура, эстетика, художественный вкус, доброта, благородство.

Русская культура - это кладезь мудрости и опыта, красоты слова и музыки, неповторимости мастерства, величайшего трудолюбия. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что она воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.

В своей программе я поставила перед собой цель: разработать систему педагогических условий для художественно- эстетического развития детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.

Для этого перед собой поставила следующие задачи:

  • Знакомить детей с наследием русской народной культуры;
  • Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников;
  • Создать разнообразную творческую среду соответственно возрасту;
  • Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.

Для реализации поставленных задач в детском саду создана предметно – пространственная развивающая среда:

Тематические уголки в группе – « Народные ремесла России»;

-  русские музыкальные инструменты;

- информационные уголки для родителей;

- наличие методической литературы, перечень которой пополняется постоянно;

- электронные образовательные ресурсы – аудио, видео материалы ( энциклопедии, сказки, музыкальные произведение и т. д.)

- наличие детской художественной литературы – иллюстрированные русские народные сказки, былины, потешки;

- наличие материала для детского творчества - стандартные наборы, а также подручные и бросовые материал (крупа, тесто, ткань, тесьма, сухоцветы, веревка и т. д.).

В работе использую различные методы и приемы:

-  метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

-  метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, и видеофильмов и т. д.)

- словесный метод ( беседа, использование художественного слова и т. д.);

- практический метод ( самостоятельное  выполнение детьми декоративных изделий);

- эвристический метод  ( развитие находчивости и активности);

- проблемно – мотивационный метод ( стимулирует активность детей за счет включения проблемной  ситуаций в ход занятия ).

Приобщение детей к русской народной культуре осуществляются через интеграцию образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Приоритетами данного опыта являются:

- Проведение систематических занятий-игр;

- Широкое использование фольклора ( сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок др.);

- Знакомство с русскими народными играми;

Интерес у ребёнка проявляется тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу элементы театрализации и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то самостоятельно.

Широкое использование фольклора ( сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).

Как на занятиях, так и во всех режимных моментах использую фольклор. Например, при умывании:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

Когда просыпаемся:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки,

А в ручки – хватунюшки.

Русские народные игры использую на занятиях, на прогулке. На прогулке дети любят играть в « Салочки», « Лиса и цыплята».

В дальнейшем  я планирую:

- активно вовлекать родителей , воспитанников в создание совместных проектов;

- расширить  сотрудничество с социальными институтами города по художественно – эстетическому развитию.

В современном мире существует достаточный методический и художественный материал по данному направлению, к которому у меня есть доступ.