Как помочь родителям «трудных» детей?
статья на тему

Почему понятие «Трудновоспитуемый ребенок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-3, а иногда и более детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_deti_2.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДСОВ №101»

Как помочь родителям «трудных» детей.

Подготовила

Привалова Наталья Александровна

г. Братск

План

  1. Определение трудновоспитуемости.
  2. Жизненные позиции дошкольника по отношению к родителям, себе.
  3. Формы работы с родителями «трудных» детей.

Как помочь родителям «трудных» детей?

Почему понятие «Трудновоспитуемый ребенок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-3, а иногда и более детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.

Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость не возникает вдруг, ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений в процессе формирования личности. Чаще всего трудным ребенок становится в следствии не правильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания, и прежде всего в семье.

Семья для всех членов ее является «маленькой крепостью», за стенами который мы стремимся спрятаться от невзгод и проблем, отдохнуть душой. Этого хотят взрослые и тем более дети, которым так сложно ориентироваться в огромном мире. Для здорового душевного состояния каждого человека необходимо «принятие» его в семье. «Принятие» ребенка выражается в признании прав на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других.

Развитие ребенка в каждой конкретной семье зависит от характера сложившихся в ней отношений, от принятого типа воспитания и личности самих родителей. Взрослые и дети, занимая определенную позицию, способствуют формированию внутрисемейных отношений. Это не всегда осознается дошкольниками, но определяет его эмоциональное состояние, поведение, а самое главное – представляет собой фундамент будущих отношений с людьми.

Г.Т. Хоментаускас в своей книге «Семья глазами ребенка» описал установки детей, формирующиеся под влиянием семейного окружения.

Можно выделить 5 жизненных позиций дошкольника по отношению к родителям, себе и окружающему миру.

  1. Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас.
  2. Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклонятся.
  3. Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе.
  4. Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас.
  5. Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это.

Рассмотрим подробнее каждую жизненную установку ребенка:

  1. Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас:

Такая позиция может сформироваться только там, где ребенок чувствует любовь и заботу, видит своих родителей радостными и счастливыми. В таких семьях каждый человек, даже самый маленький, является уникальной личностью, имеющей право на собственное мнение, право выбора. Искренние, неподдельные человеческие чувства, общий положительный эмоциональный фон в семье способствует полноценному развитию личности ребенка.

Радостного, довольного своей жизнью человека отличает достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, уважение и доверие ко всем окружающим людям, умение общаться со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию. Дети с такой позицией склонны чем-то увлекаться, целеустремленно учиться, а главное, они без страха смотрят в будущее.

  1. Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклонятся:

Такая установка чаще всего возникает в семьях, где развит культ ребенка – ему уделяется особое внимание, все его желания и прихоти мгновенно исполняются. Малыш привыкает к тому, что его слово – закон для родителей, он начинает требовать беспрекословного подчинения своей воле, т.е. превращается в маленького деспота. Подобная позиция характерна для семей, имеющих единственного долгожданного ребенка. Она может возникнуть и в неполной семье, например, когда мама, оставшись одна, уделяет все внимание любимому чаду, видя отныне в нем единственный смысл жизни.

Самооценка детей в таких семьях настолько завышена, что их поведение уже в дошкольном возрасте не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям.

Такая позиция тормозит личностное развитие ребенка (его интересы ограничены только тем, что приносит удовольствие), сужает круг общения.

Подобные проблемы могут глубоко повлиять на жизненный путь и сформировать одинокого, озлобленного человека. такую позицию необходимо изменить. При этом надо иметь в виду, что коррекции требует не только высокая самооценка ребенка, но и сложившиеся отношения в семье, разрушение представления о том, что другие люди менее ценны и значимы.

  1. Я не любим, но очень нуждаюсь в любви и заботе:

Такая позиция возникает в семьях, где дети остро испытывают нехватку родительского тепла. Среди причин подобного отношения к ребенку известный врач-психотерапевт А.И. Захаров называет отсутствие малыша в жизненных планах родителей, неприятие его индивидуальных и возрастных особенностей, перенос внимания на более младшего ребенка.

Недостаток любви и заботы воспринимается детьми очень остро: они становятся тревожными, плаксивыми, замкнутыми, у них появляется ощущение собственной ненужности, покинутости. Все это неизбежно приводит к внутреннему дискомфорту и может сформировать низкую самооценку. Если вовремя не скорректировать отношение родителей к мальчику, то он обречен на формирование стойкого «комплекса неполноценности», на нежелание общаться с людьми, неумение достигнуть успеха в какой-либо деятельности.

  1. Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас:

Эта установка страшна тем, что ребенок полностью теряет веру в то, что кто-то может его любить, и становится равнодушным. В ответ на отсутствие любви и заботы он демонстрирует безразличие. такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, привлекающее внимание других, заслужить похвалу. Неужели они совсем не желают общения и заботы? Нет, просто эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Приобретенный «жизненный опыт» побуждает их как можно быстрее избавиться от «внимания» взрослых – наказаний, поучений, унижений.

Хочется обратиться к родителям: верните ребенку веру в себя, дайте почувствовать, что он в безопасности в своей семье, и вы увидите, что ваш ребенок прекрасно развит – и умственно, и эмоционально.

  1. Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это:

Эта установка также возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны своим ребенком. Но в данном случае ребенок считает плохим, недостойным не себя, а родителей. Ему кажется, что именно мама с папой виноваты в его оторванности от семьи, в одиночестве. Он часто ведет себя дома агрессивно, кажется, специально раздражает родителей. «Уменьшая» значимость семьи, ребенок таким образом психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно, в душе эти дети по- прежнему привязаны к матери и отцу и мечтают о сохранении с ними хороших отношений. А их плохое поведение говорит лишь о том, что они всеми силами стремятся привлечь внимание к себе.

Конечно, такая внутренняя установка, укоренившись, может в дальнейшем привести к негуманистическому или даже асоциальному поведению. И все же позиция «Вы плохие» в какой-то мере лучше позиции «Я плохой», так как спасает самоуважение ребенка.

Таким образом, рассмотрев эти позиции, можно прийти к выводу: дети всегда понимают любят ли их родители и значимы ли они для них и в соответствии с этим формируют свое отношение к ним, проявляя его в высказываниях, поступках, установках.

Итак, трудновоспитуемость как процесс для многих детей начинается в дошкольном детстве. Именно в эти годы в неблагоприятных условиях жизни и при неправильном воспитании создаются определенные предпосылки для появления и закрепления таких отрицательных качеств как жестокость, жадность, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения личности в более старшем и зрелом возрасте. Родителям и педагогам надо помнить, что пластичность нервной системы дошкольников создает наиболее благоприятные предпосылки для коррекции поведения и личностных качеств ребенка. Родители всегда имеют в своем распоряжении средства воздействия, которые, не будучи целесообразными с педагогической точки зрения, все же до поры до времени дают сиюминутный результат (например, окрик, отстранение от игры или занятия, угроза наказать и т.д.). Но этого явно не достаточно. Первый и важнейший этап в работе с родителями трудных детей – это сотрудничество педагога и семьи, главной целью которого является  настроить родителей на самостоятельную педагогическую работу и приобретения знаний и умений по работе с проблемными детьми.

Целесообразно использовать разные формы работы.

1. Целенаправленное педагогическое наблюдение. Оно дает неплохие результаты, которые обсуждаются с воспитателями. С этой целью можно предложить родителям схемы наблюдения. Например, схема наблюдения за агрессивным ребенком следующая:

Ребенок:

  1. часто теряет контроль над собой;
  2. часто спорит, ругается со взрослыми;
  3. часто отказывается выполнять правила;
  4. часто специально раздражает людей;
  5. часто винит других в своих ошибках;
  6. часто сердится и отказывается сделать что-либо;
  7. часто завистлив, мстителен;
  8. чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых) которые нередко раздражают его.

Или: критерии определения тревожности у ребенка.

  1. постоянное беспокойство;
  2. трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
  3. мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
  4. раздражительность;
  5. нарушение сна.

Данные критерии предлагают американские психологи П. Бейкер и М. Алворд.

2. Использование анкет, бесед, что  поможет родителям получить новые сведения о ребенке. Например, анкета «Признаки импульсивности», помогающая выявить импульсивность.

Импульсивный ребенок

  1. всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
  2. у него часто меняется настроение.
  3. многие вещи его раздражают, выводят его из себя.
  4. ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. обидчив, но не злопамятен.
  6. часто чувствуется, что ему все надоело.
  7. быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. нередко отвлекается на занятиях.
  10. когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. может нагрубить родителям, воспитателю.
  13. временами кажется, что он переполнен энергией.
  14. это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  15. требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. в играх не подчиняется общим правилам.
  17. горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18. легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. любит организовывать и предводительствовать.
  20. похвала и порицание действует на него сильнее, чем на других.

3. Индивидуальные консультации.

  1. Обмен между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке. При этом должно выполнятся обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что когда читают вслух книгу Игорь с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя 10 минут, то это надо отметить в карточке.

Сегодня 18.10 Игорь слушал сказку «Три поросенка» в течении 10 минут.

Это уже достижение Игоря и можно посоветовать родителям отметить его, повысив его самооценку.

Если же ребенок спокойно слушал сказку всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным, воспитатель пишет: Игорь слушал сказку 3 поросенка 2 мин.

Таким образом, родители получают информацию позитивную и делают сразу несколько выводов:

  1. ребенка никто не ругает;
  2. в группе читали сказку 3 поросенка;
  3. ребенок недослушал сказку, значит необходимо прочитать ее дома.

Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки, останется уверен, что ничего плохого он не делал, а воспитатель его по-прежнему любит и понимает.

  1. Наглядная информация, помещенная в уголке для родителей, например, шпаргалка для взрослых или Правила работы с агрессивными детьми.
  2. «Цветок достижений» (или цветик – семицветик). В центре – фотография ребенка, а на лепестках соответствующим дням недели – информация о результатах ребенка, которыми он гордится. Например, дежурил хорошо по столовой, сегодня был дружелюбным со всеми.
  3. Можно оформить стенд «Звезда недели». 1 раз в неделю вся информация будет посвящена успехам, хорошему поведению конкретного ребенка.
  4. Общие консультации – цель которых популяризация научных основ личностного и поведенческого развития ребенка.
  5. Групповые дискуссии – цель которых повысить мотивацию и вовлеченность родителей в решение обсуждаемых проблем, изменить их педагогические установки.

Во время групповых дискуссий родителям не навязывают педагогические формы. Они вовлекаются в обсуждение, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения проблем.

  1. Библиоконсультирование – обсуждение прочитанных книг, посвященных проблемам семейной жизни.

Обсуждение может проводится индивидуально и с группой родителей, озабоченных какой-то одной проблемой. Например, тем, кто жалуется на не послушание и упрямство своих детей, можно порекомендовать книгу Д. Добсона «Непослушный ребенок». Затем в личной беседе обсудить семейные ситуации, проанализировать рекомендации автора.

На общее обсуждение можно вынести содержание книг Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», А.И. Захарова «Как предупредить отклонения в поведении ребенка?», «Как преодолеть страхи у детей?», Р. Кемпбелл «Как на самом деле любить детей», А.С. Спиваковской «Как быть родителями?» и др.

Изучение подобной литературы позволяет родителям получить более глубокие знания об отклонениях в поведении и их преодолении в процессе общения и взаимодействия с ребенком. С повышением осведомленности расширяется и спектр вопросов, выносимых родителями на обсуждение.

Используемая литература

  1. Баркан А. Как научиться понимать своего ребенка. М., 2007
  2. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с трудными детьми. С-Птб., 2003
  3. Стожарова Н. Как помочь родителям «трудных» детей. // Ребенок в детском саду.-2004.- № 1, 2, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Трудный ребёнок"

Цель консультации:помочь родителям наладить взаимоотношения с ребёнком,разобраться в причинах детского непослушания.Непослушных детей,а тем более детей,"отбившихся от рук",принято обвинять.В них ищут ...

Консультация для родителей "Трудный возраст"..

Психологи выделяют три основных кризиса у детей: одного года, трёх лет и пяти - семи лет. Как их пережить?...

Консультация для родителей "Трудный звук"

Консультация для родителей "Трудный звук"...

Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети"

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

«Трудные» родители – «трудный» ребенок

Материал предназначен для родителей с целью профилактических мер по воспитанию  детей и предупреждению у них нервных расстройств....

Консультация «Как помочь родителям трудных детей»

quot;Как помочь родителям трудных детей "!...