методические рекомендации для родителей
статья по теме

ПИМЕНОВА ЛЮДМИЛА АНДРЕЕВНА

В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения.Каждому ребенку с раннего детства необходимо настойчиво и  терпеливо прививать любовь к чтению..постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privit_lyubov_k_knige.odt28.41 КБ

Предварительный просмотр:

               Как привить ребенку любовь к книгам  

Каждый знает, что книги - важная составляющая в развитии малыша. В то же время многие часто сталкиваются с тем, что очень трудно заставить прочитать ребенка рассказ, заданный в школе. Дело в том, что любовь к книге надо прививать с рождения. 

Рано – не поздно

Общение с малышом происходит еще до его рождения. Давно доказано, что кроха в утробе матери слышит разные звуки и реагирует на ее эмоциональное состояние. А значит, может слышать и то, что мама прочитает.

«До рождения мама может читать любую книгу, главное - делать это вслух.– Еще можно включать аудиокнижки.

После рождения также не нужно ждать, когда ребенок начнет понимать и слушать. Если он не спит, читайте вслух сказки, рассказы, включайте аудиодиски, для малыша это все пойдет на пользу. Причем не только с точки зрения развития речи, но и в эмоциональном плане. Чтение - один из самых лучших способов совместного общения.

«По телевизору показывают готовую картинку, и места для простора воображения уже нет, - говорит детский психолог Наталья Куделькина. - Читая же, ребенок дорисовывает картинку, придумывает образы. Книга очень хорошо развивает его фантазию и воображение. Поэтому при выборе досуга, конечно, книги должны быть в приоритете».

Пусть для вас станет хорошей традицией прочтение книг перед сном, причем начинать это можно еще до рождения, чтобы традиция стала в первую очередь вашей привычкой.

Не приучаем, а прививаем

Чтобы ребенок в дошкольном и школьном возрасте читал книжки, необходимо не приучать к чтению, а прививать любовь к нему.

«Нельзя приучить  детей читать,но родители должны сделать все возможное, чтобы ребенок полюбил книжки не меньше, чем игрушки, и важно, чтобы мама с папой ненароком не помешали ему в этом».

Первым делом разнообразьте выбор. Книг в доме должно быть много, и лучше когда они красочные, разных размеров, дизайна и содержания. Давайте ребенку подержать книги в руках, поиграть с ними. При этом у малыша всегда должна быть какая-то одна понятная и любимая книжка.

«В отличие от игрушек, в книгах дети любят постоянство,недаром они просят читать все время один и тот же рассказ или сказку, которые им хорошо знакомы. Чем чаще малыш будет видеть одну и ту же книжку, тем больше у нее шансов стать самой любимой».

Не стоит переутомлять ребенка частым и долгим чтением. Лучше всего читать или смотреть книги после активных игр, когда ребенок устает и перевозбуждается. Тогда прочтение любимого рассказа успокоит его.

«Когда вы читаете книги ребенку, то должны помнить, что делаете это не для себя. То есть читать надо с выражением, с эмоциями.- Нарисованные картинки и сюжет надо объяснять ребенку на уровне его детского восприятия, а не отталкиваясь от своего уже взрослого мышления и личного опыта».

Если ребенок не хочет читать, слушать, как ему читают, и отказывается рассматривать книжку, надо искать способы привлечь его к этому занятию. Например, пусть малыш держит книгу, а вы по памяти пересказывайте содержание. Или во время чтения используйте игрушки, пусть они будут героями рассказов. То есть попытайтесь разыграть мини-спектакль.

«Когда ребенок научился читать сам, это не значит, что теперь его можно оставить в свободном плавании, вы должны также продолжать читать вместе. Более того, разнообразьте чтение, делайте его более творческим». Делите строчки, абзацы пополам и читайте вместе по очереди.

«Также важно научить читать малыша правильно, с расстановкой ударений и верными интонациями. Помните, что научить читать неправильно намного проще, а переучить потом очень проблематично».

Если все уловки и ухищрения не действуют и ребенок отказывается читать, не надо настаивать. Возьмите себе за правило, что не следует заставлять ребенка делать что-то, когда он этого не хочет. Насильственными мерами вы только вызовете еще большее отторжение книг.Читать долго и много вредно,так как

до школы зрение детей только формируется, и долгое чтение книг негативно сказывается на глазах».

Возрастные ограничения

Еще важно, чтобы книга соответствовала возрасту ребенка. Для начала это должны быть книги с большими, яркими картинками, с минимальным текстом, а может, и вовсе без него.

      «Нужно, чтобы в книгах изображения были понятны. Персонажи должны быть узнаваемы и похожи на себя».

      После шести месяцев, когда малыш уже может сидеть, нужно давать книжки в руки, чтобы он держал их и видел картинки. Вы в свою очередь рассказывайте, что в книге изображено.

     «Читайте в этом возрасте народные потешки, прибаутки, частушки, считалки,старайтесь выбирать русское народное творчество, знакомые всем с детства стихи».

Сказки должны быть простые, с повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.п.

«Маленьким детям будет интереснее слушать такие сказки, потому что они предсказуемы, их детская логика сможет дорисовать то, что будет дальше, а для детей это важно».

Но при этом, читая сказку, не ждите, что годовалый ребенок дослушает ее до конца. У детей до трех лет считается нормой читать за один раз от трех, максимум до пяти минут. Дальше им хочется заняться чем-то новым.

«Причем это не значит, что те же три минуты ребенок будет сидеть и слушать ваше чтение, малыш может перелистывать страницы, разглядывать картинки, совершать разные другие манипуляции, все это тоже считается общением с книгой».

        С возрастом увеличивайте разнообразие стихов, сказок, их объем. Детям постарше давайте читать занимательные истории и приключения. Но опять же, большинство детей дошкольного возраста за раз могут сидеть от пяти до семи минут.

«        В начальных классах нормой считается, если ребенок самостоятельно читает от 10 до 15 минут в день, причем это время можно дробить. Родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален по характеру, темпераменту. Один может слушать, как ему читают, и сам долго читать. Другому достаточно и нескольких минут, но это не значит, что он не любит читать».

Важно, чтобы книги, их чтение, доставляли ребенку удовольствие, несли смысловую нагрузку, чтобы он любил и уважал их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Домашний логопед (сборник методических рекомендаций для родителей)

Материал предназначен для использования при подготовке родительских собраний, консультаций для родителей и педагогов....

методические рекомендации для родителей.

Упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, оздоровительный бег....

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для родителей "Двадцать простых советов логопеда родителям"

Двадцать кратких, понятных и очень важных советов для родителей по раннему развитию речи детей....

«В помощь родителям будущих первоклассников» Методические рекомендации для родителей

Последний год дошкольников    приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением в школу, в первый класс. Иногда эти тревоги, чрезмерно усиливаются, делая воспитательные у...

Методические рекомендации для родителей "Что делать, если родители бояться?

Детсво - самая незабываемая пора для каждого человека. Стадия жизненого цикла, когда начинается и продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осужествляется социализация л...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо за статью.