Чем занять больного ребенка
статья по теме

Иванова Ирина Михайловна

В дошкольном возрасте дети, к сожалению, не­редко болеют. Простуды, переохлаждения, трав­мы, ожоги, отравления, укусы животных — вот далеко не полный перечень неприятностей, которые подстерегают ребенка по мере роста его ак­тивности и самостоятельности. Несовершенство терморегуляции и невысокая иммунная устойчи­вость — одна из основных причин частых забо­леваний детей. Оказывает неблагоприятное воз­действие на детей и резкая смена образа жизни (например, начало посещения детского учрежде­ния). Нередко случается, что даже не болевший ранее малыш «не вылезает» из болезней, в ос­новном простудного характера. Сопротивляе­мость организма заболеваниям в этот сложный для ребенка период резко снижается. Малыш болеет часто и подолгу, а это, в свою очередь, ведет к затягиванию адаптационного периода. Вырваться из такого заколдованного круга иног­да не удается очень долго, и ребенок, болея, про­водит дома больше времени, чем бывает здоров и ходит в детский сад (особенно, конечно, в пер­вые годы).

Болезнь ребенка — всегда печальное событие. Угнетает она и самого малыша — плохое само­чувствие, необходимость сидеть в постели, не­приятные лекарства и лечебные процедуры. Не­мало волнений доставляют детские недуги и ро­дителям— тревога за малыша, трудности, свя­занные с уходом за ним, вынужденное прерыва­ние основной деятельности. Все это создает на­пряженную обстановку в семье.

Если ребенок заболел и характер заболевания не требует его госпитализации, он остается до­ма с родителями. И тут самое важное — нала­дить спокойную, правильно организованную жизнь в новой, усложненной ситуации, избежать ненужных трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_zanyat_bolnogo_rebenka.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Чем занять больного ребенка

В дошкольном возрасте дети, к сожалению, не редко болеют. Простуды, переохлаждения, трав мы, ожоги, отравления, укусы животных — вот далеко не полный перечень неприятностей, которые подстерегают ребенка по мере роста его ак тивности и самостоятельности. Несовершенство терморегуляции и невысокая иммунная устойчи вость — одна из основных причин частых забо леваний детей. Оказывает неблагоприятное воз действие на детей и резкая смена образа жизни (например, начало посещения детского учрежде ния). Нередко случается, что даже не болевший ранее малыш «не вылезает» из болезней, в ос новном простудного характера. Сопротивляе мость организма заболеваниям в этот сложный для ребенка период резко снижается. Малыш болеет часто и подолгу, а это, в свою очередь, ведет к затягиванию адаптационного периода. Вырваться из такого заколдованного круга иног да не удается очень долго, и ребенок, болея, про водит дома больше времени, чем бывает здоров и ходит в детский сад (особенно, конечно, в пер вые годы).

Болезнь ребенка — всегда печальное событие. Угнетает она и самого малыша — плохое само чувствие, необходимость сидеть в постели, не приятные лекарства и лечебные процедуры. Не мало волнений доставляют детские недуги и ро дителям— тревога за малыша, трудности, свя занные с уходом за ним, вынужденное прерыва ние основной деятельности. Все это создает на пряженную обстановку в семье.

Если ребенок заболел и характер заболевания не требует его госпитализации, он остается до ма с родителями. И тут самое важное — нала дить спокойную, правильно организованную жизнь в новой, усложненной ситуации, избежать ненужных трудностей.

С какими же трудностями сталкиваются обыч но родители заболевшего ребенка? Прежде все го, его нелегко удержать в постели. Маленький ребенок, если он не в очень тяжелом состоянии, не будет лежать тихо и спокойно. Психофизиоло гические особенности детей от 2—3 до 6—7 лет таковы, что даже незначительное ограничение подвижности представляет собой непростую за дачу, требует значительных усилий как от само го ребенка, так и от ухаживающих за ним. взрос лых. Эта задача усложняется тем, что больной ребенок, особенно при повышенной температуре, часто бывает слишком возбужден, что проявля ется в беспокойстве, капризах, а иногда в нездо ровом буйном веселье: малыш прыгает на крова ти, кричит, смеется, потом вдруг начинает пла кать. Одним словом, о предписанном врачом по кое говорить не приходится. Конечно, такое «соблюдение постельного режима» ничего, кро ме вреда, 'принести не может. А значит, важно не только добиться, чтобы ребенок находился в кровати, но чтобы еще и лежал или сидел там относительно спокойно.

Спокойно ребенок лежит в кровати лишь в следующих случаях:

  1. если он очень плохо себя чувствует (осо бенно младшие дети);
  2. если рядом сидит мама и развлекает его (читает книжку, рассказывает сказки, играет с ним или рассматривает картинки);
  3. если ребенок имеет возможность самостоя тельно заняться в постели чем-то интересным и доступным ему.

Конечно, целый день сидеть около ребенка и развлекать его мать не может. Поэтому необхо димо чем-нибудь занять малыша*. Обычно труд нее всего бывает с ребенком, состояние которого уже не очень тяжелое. Он скучает в постели и хочет чем-то заняться, но еще слишком быстро устает, утомляется от однообразных занятий, на чинает капризничать и плакать.

Чем, же ему помочь? Детям второго-третьего года жизни можно предложить какую-нибудь знакомую, приятную на ощупь игрушку — ку колку или мягкого зверька. Соразмерная руке ребенка, но не слишком маленькая (чтобы не по терялась в складках одеяла) игрушка займет его надолго. Привлекательны для детей в этом воз расте куклы, деревянные и резиновые фигурки лю дей и животных размером 12—15 см, игрушки- вкладыши — матрешки, бочата, вставляющиеся друг в друга, кубики или коробочки, пирамидки всех типов, чашечки, миски разных цветов и раз меров (7—12 см в диаметре), разъемные игрушки из пластмассы или дерева — грибочки, яйца, а кроме того, разноцветные лоскутки, короткие ве ревочки, крупные пуговицы, нанизанные на шну рок, и т. п. Можно дать ненадолго так называемые музыкальные игрушки — погремушку, шар манку, даже металлофон, — но не следует забы вать при этом, что, играя с такими игрушками, дети раннего возраста, очень быстро утомляются.

Лучше же и дольше всего ребенок играет в кровати с небольшими куклами или игрушечны ми зверьками — сюжетно-образными игрушками. Для них можно построить норку из одеяла или домик из коробочки и носового платка. Они мо гут ходить по горам из того же одеяла, заби раться в щелки и прятаться там. При некоторой фантазии мама может помочь ребенку развер нуть игру по новому, интересному сюжету.

Игрушки, которые следует давать детям ран него возраста, должны соответствовать возмож ностям ребенка. Не стоит давать малышу слиш ком детализированную, сложную для восприятия и манипулирования с ней механическую игрушку (заводные зверьки, клоуны, движущиеся машинки, тикающие и качающиеся часы и т. п.). Это, во-первых, потребует постоянного присутствия взрослого, потому что сам ребенок с такой иг рушкой попросту не справится, а во-вторых, она быстро ему надоест. Не нужны по тем же при чинам крупные и нарядные куклы с «настоящи ми» волосами, в нарядных, платьях с отделкой, застежками, пуговицами и пр., которые трудно снять и надеть. Гораздо большее удовольствие доставит мягкая яркая кукла с крупными отчет ливыми глазами, ртом, носом, волосами в виде нарисованного или лепного парика, в простой одежде (можно не снимающейся). Ребенок смо жет играть такой куклой не отвлекаясь, напри мер, на отдирание блесток с платья куклы или выщипывание у нее ресниц. Лишь гораздо поз же, к 5—6 годам девочки полюбят подолгу пе реодевать и причесывать кукол. Тогда и, можно им предоставить более сложную, подходящую для этого игрушку; в 2—3 года она еще мало пригодна.

Когда ребенок 2—3 лет вынужден играть в кровати, он волей-неволей сталкивается с необ ходимостью использовать в игре так называемый неоформленный игровой материал, предметы-за местители, символические игрушки, то есть иг рушки, в обобщенной форме передающие неко торые характерные особенности отображаемого предмета. Так, например, не всегда возможно да и не нужно давать в постель полный набор иг рушечной посуды для любимой игры в «кормле ние куклы» или большую игрушечную металли ческую плиту для «варки обеда». Вместо посуды можно предложить ребенку 2—3 крышечки от банок или крупных пузырьков, вместо ложки — полоску плотной бумаги, а плиту успешно заме нит перевернутая коробка от кубиков. Ребенок этому не удивится, а охотно введет в игру пред меты-заместители наряду с обычными игруш ками.

Ценность такого игрового материала заключа ется в том, что малыш в процессе игры начинает

самостоятельно оперировать имеющимися у него образами, представлениями. Игровые действия в этом случае направлены не на наглядные, пред метные признаки игрушки, а на ее игровое на значение. Действуя с такой игрушкой, малыш обобщает имеющийся у него игровой опыт. Сна чала взрослый, а потом и сам ребенок вводит в игру предмет-заместитель, опираясь на какие-то черты его сходства с изображаемым объектом, и называет предмет так, как это нужно по смыс лу, по его функции в игре — ложка, плита и т.п. Введение в игру предмета-заместителя не только облегчает саму игру, в ограниченных постельным режимом условиях способствует развитию фан тазии, воображения, мышления и речи ребенка.

Не только такие игры могут развлечь ребенка в постели, С  3—4 лет дети часто с удовольстви ем занимаются составлением разрезных карти нок, кубиков с картинками, несложных мозаик и т. п. Если ребенок уже хорошо справляется с такой деятельностью, он может с интересом и подолгу увлеченно выкладывать узоры или кар тинки из плотных бумажных или картонных де талей в специальной коробке.. Охотно играют де ти этого возраста, а также более старшие с простейшими конструкторами из крупных дере вянных или пластмассовых деталей. Необходимо только придвинуть к кровати низкий столик; это не только расширит площадь для игры, но и мо жет служить твердой площадкой, на которой удобно строить что-то из конструктора или из кубиков.

Кубики следует давать устойчивые, желатель но деревянные. Легкие, полые внутри пластмас совые кубики в данном случае неудобны: они легко переворачиваются, неустойчивы, занимают много места. Вместе с кубиками нужно предложить ребенку и сюжетно-образные игрушки, со размерные строительному материалу фигурки людей и животных.  Ребенок долго будет, строить для них домики, маленькие паровозики, маши ны, другие конструкции. Использование кубиков или  другого строительного материала в игре с сюжетно-образными игрушками обогащает игро вую деятельность, интересную и полезную для ребенка. Взрослый может помочь малышу по строить городок для маленьких кукол, магазин, скотный двор, зоопарк и т. д. в зависимости от имеющихся в распоряжении ребенка игрушек и степени его знакомства с отображаемым объек том.

В 5 лет ребёнку можно дать ножницы с закруг ленными концами при условии, что он уже умеет достаточно хорошо ими пользоваться. В этом случае нужно усадить ребенка таким образом, чтобы он даже при случайном движении не мог себя ими поранить. Удобно положение, когда ре бенок сидит на кровати, облокотившись спиной на несколько подушек, а вытянутыми ногами упи рается в специальную плотную подушку (напри-. мер, диванную) или обернутый в тонкое одеяло ящик, поставленный в ногах кровати (что пре пятствует сползанию). Если разрешил врач, мож но сесть, спустив ноги в шерстяных носках на пол, в устойчивой позе. 'Если ребенок помещает ся на кровати с сильно пружинящим матрацем, то ножницы лучше вообще не давать — подо ждите, пока он поправится.

Для вырезания ребенку можно предложить наборы цветной — глянцевой и бархатной — бу маги, трафареты, вырезанные из бумаги образ цы. Многие дети с удовольствием вырезают кру жевные салфетки, снежинки — нужно только по казать им основные приемы вырезания. Другие ребята предпочитают вырезать цветы и рисунки из старых почтовых открыток. Девочки старшего дошкольного возраста любят одевать плоских бумажных кукол в бумажные платья, которые сами и рисуют. Можно вырезать из картона це лую семью: маму, папу, дочку и ее маленького братика, можно нарисовать и вырезать зоопарк или что-нибудь еще знакомое ребенку и привле кательное для него. Подобные тематические на боры для вырезания, выпускаемые нашей про мышленностью, можно купить и в магазине.

Если ребенок рисует в постели, на специаль ном столике или выдвижной подставке, обратите внимание на освещенность его рабочего места. Недостаточность света, наряду с не самой под ходящей позой, кроме общего вредного влияния на зрение, ведет к скорому утомлению ребенка. Поэтому продолжительность такого рода заня тий не должна превышать 15—20 минут, а у бо лее старших детей — 30 минут в день. Ослаблен ный болезнью ребенок быстро устает, бросает рисовать, начинает капризничать и плакать.

Не нужно давать в постель пластилин, краски, клей. Для рисования можно ограничиться карандашами или фломастерами, а лепку вообще от ложить до выздоровления. Вместо всего этого можно научить ребенка плести бумажные коври ки, корзинки, салфетки из заготовленных цвет ных полосок бумаги, материи, шнура или мягкой проволоки, хотя для этого обычно, требуется зна чительная помощь взрослого (по крайней мере на первых этапах).

Старшим дошкольникам можно дать в постель даже приспособление для пускания мыльных пу зырей. Необходимо только предварительно за стелить поверхность постели толстым шерстяным одеялом и проследить, чтобы мисочка с мыльной водой стояла на столике у кровати достаточно устойчиво. На шерстяном одеяле не остается мыльных пятен, а если постелить еще и клеенку на стол — никаких неприятностей можно не бо яться. В солнечный день мыльные пузыри надол го займут даже самого капризного ребенка.

Малыш, играющий в постели, нуждается во внимании матери. Нужно время от времени по дойти к нему, помочь, иногда поднять упавшую игрушку, откатившийся кубик, при необходимо сти направить игру в новое русло, если нужно — заменить игрушки.

Нет никакой необходимости давать ребенку одновременно много игрушек, предоставлять несколько развлечений. Это только рассеивает вни мание, малыш быстро устает и, осмотрев все игрушки, начинает скучать, капризничать, пла кать, требовать новых. Если же постепенно да вать по 2—3 игрушки, связанные общим сюже том, время от времени дополняя и заменяя их, ребенок спокойно и с интересом сможет играть долгое время, никому не мешая. Пока он не на игрался предложенными ему игрушками, не нуж но предлагать новые, и тем более не следует привлекать его к другой деятельности, например к вырезанию или рисованию. Когда же вы заме чаете, что малыш начинает скучать, можно за интересовать его чем-то новым — постройкой ку кольного городка после вырезания или рисова нием после игры в куклы.

Больные дети быстро утомляются, поэтому мама должна вовремя прийти на помощь. Если ре бенок 3—4 лет более часа играл в постели с разно образными игрушками, нет смысла сразу предла гать ему сложные, требующие напряжения внима ния виды деятельности — рисование, мозаику или конструктор. Лучше почитать малышу книжку, вместе с ним рассматривать картинки. А если у взрослого совсем нет времени — поставить дет скую пластинку. Охотно слушает малыш и дет ские передачи по радио. Смотреть телевизор больному, а тем более маленькому ребенку не стоит, хотя, конечно, мультфильмы, передачи в утреннее или дневное время (но не в ущерб днев ному сну и другим режимным моментам) раз влекут и не утомят ребенка. Если подошло время телевизионной передачи, а не знающий об этом ребенок увлеченно играет, можно спокойно по жертвовать просмотром, так как вернуться от телевизора к игрушкам возбужденному ребенку не всегда легко. Если же малышу обещаны мультфильмы и он их ждет, то лучше напом нить это ему, ненавязчиво предложив посмотреть телевизор, а потом играть дальше.

Режим легкобольного ребенка остается, как правило, обычным, привычным для него, за исключением того, что несколько увеличивается продолжительность сна, требуют определенного времени медицинские процедуры. Самым труд ным является период от завтрака до обеда и по сле дневного сна до ужина, В утренние часы мать бывает особенно загружена домашними де лами, поэтому целесообразно так распределить занятия ребенка, чтобы он в это время ей не очень мешал. С утра даже больной ребенок бы вает, как правило, относительно бодр, и его лег че занять самостоятельной игрой с куклами, зве рушками и т. д. Незаметно направляя его игру, мать может выкроить себе время для работы по дому и приготовления обеда.

Во второй половине дня можно занять ребенка выкладыванием мозаики, дать ему кубики или конструктор. Когда это надоест, — почитать ма лышу сказку, просто посидеть рядом, поговорить о чем-либо интересном. Время, о котором идет речь, удобно использовать и для медицинских процедур — померить температуру, сменить по вязку, дать лекарство. Если ребенку неприятно то или иное назначение врача, лучше постарать ся справиться с этим лечебным мероприятием ненавязчиво, без скандала. Для этого можно ус пешно использовать, например, игру в больницу, где доктор-мама лечит всех больных: и ребенка, и кукол, мишку. Они без плача принимают таб летки и даже хвалятся друг перед другом своей смелостью. После такой игры ребенок может еще долго играть по тому же сюжету, уже сам изображая врача.

К вечеру уставший ребенок требует большего внимания матери, неохотно играет один. Пойди к нему, побудьте с ним. В это время можно поиграть в настольные игры, соответствующие возрасту ребенка. Только надо учитывать, что у легко возбудимых, азартных детей выигрыш или проигрыш ведет к резким перепадам настроения, от волнения у них может даже повыситься тем пература. Чтобы этого избежать, для таких детей лучше выбрать игры поспокойнее, где нет отчет ливо выраженных выигрышей — например, лото разных типов, парные картинки, простые дидактические игры.

В дидактические игры можно играть с ребен ком в утреннее и дневное время, когда малышу, пока он не устал, легче сосредоточиться. В каче стве дидактических игр используются варианты игры «в фанты» («Да» и «нет» не говорите, чер ного и белого не называйте»); «Что изменилось?» (Ребенок закрывает глаза и не открывает их, пока не будет дан сигнал, а за это время мама уберет или поменяет местами предметы на сто лике); «Назови три предмета» (нужно вспомнить названия животных, овощей, фруктов, транспорт ных средств, посуду, мебель и т. п.).

Для маленьких детей интересны и полезны игры-загадки: определение знакомых предметов на ощупь («Чудесный мешочек»), отгадывание действий (народная игра «Где вы были, что де лали?»). Для более  старших детей игра «Да — нет», в которой нужно отгадать задуманный пред мет, задавая вопросы и получая в ответ только «Да» или «Нет». С большим удовольствием иг рают дети и в веселые словесные игры — путани цу или небылицы.

Играя с ребенком в настольные, дидактиче ские и им подобные игры, не следует быть слиш ком требовательным, укорять ребенка за непра вильный ответ или действие, ругать его. Лучше играть в такие игры недолго, чтобы не утомить ребенка, и осторожно, чтобы не возбудить и не расстроить его.

Перед сном можно опять почитать малышу или рассказать ему сказку, придумать, что он

будет делать завтра, составить вместе с ним план дня. Такое планирование особенно нравит ся детям среднего и старшего дошкольного воз раста.

При правильной организации жизни больного ребенка он не будет скучать и сможет самостоятельно занять себя, не слишком отрывая от  за бот взрослых. Дело обойдется без ссор и капри зов, без лишних слез — надо проявить лишь не много изобретательности.

Правильно

организованный сон — важное условие физического и психического здоровья ребенка

В много звеньевой системе воспитания решаю щее значение имеет научно обоснованное, адек ватное сочетание интеллектуальных, моральных и иных социальных воздействий на формирую щуюся личность ребенка. Это выражается в со стоянии физического и психического здоровья ребенка.

Новорожденный ребенок получает от приро ды определенные физические и психические предпосылки, задатки, физиологические особенности. Он получает от природы и такую важнейшую физиологическую функцию головного мозга, как сон. Ребенок очень много получает от рождения, вплоть до будущего своего развития и продол жительности жизни, но по сравнению с детены шами некоторых животных он совершенно беспо мощен и как бы всецело рассчитан на социаль ную среду.

Вот почему, чем меньше ребенок, тем больше внимания он требует к себе, тем адекватнее, элективнее (избирательнее) для него должна быть обстановка в среде, тем больше заботы он требует от взрослых и в первую очередь от ма тери. В этом плане следует особо подчеркнуть: главными объектами состояния ребенка, на ко торые необходимо обращать внимание, от кото рых зависит его дальнейшее благополучие, — это питание и сон. И если питание в первый период жизни малыша обеспечивает мать, то сон зави сит от многих привходящих факторов, внешних и внутренних условий, требует больше внимания со стороны окружающих. Сразу же отметим, что глубокий, спокойный, оптимальной продолжительности сон — залог, необходимое и обязательное условие физическо го и психического развития ребенка. И напротив, недостаточный по тем или иным причинам сон — основная причина всех бед, которые постигнут ребенка в его дальнейшем развитии.

Сон, как показала физиологическая школа И. П. Павлова, — это состояние торможения нервных клеток головного мозга, необходимое для совершения биохимических процессов вос становления их функциональной способности, очищения от продуктов распада, возникающих в процессе жизнедеятельности и функционирова ния. Без возникающего периодически сонного торможения нервная клетка долго функциониро вать не может, она подвергается дегенеративным процессам и в конечном итоге погибает.

Нервная же система, согласно принципу Пав лова — Боткина, играет доминирующую роль в регуляции и управлении всеми органами и систе мами организма.

Нервная система новорожденного ребенка, осо бенно нервные клетки коры головного мозга,- еще незрелые, очень хрупкие, неустойчивые, они нуждаются в постоянной защите. Поэтому ребе нок спит почти круглые сутки, за исключением времени кормления. Этот сон жизненно необхо дим организму ребенка, поэтому следует созда вать все условия для того, чтобы не нарушить, не ослабить его, а, напротив, укрепить: тишина, постоянное и равномерное тепло, свежий, насы щенный кислородом воздух, сухие пеленки, от сутствие какой бы то ни было стимуляции, на правленной на то, чтобы малыш проснулся.

По мере созревания и укрепления нервной си стемы у ребенка появляются периоды бодрство вания, продолжительность которых с Течением времени увеличивается. Искусственно увеличи вать продолжительность бодрствования не сле дует, так как это может привести к перенапря жению не созревших еще корковых нервных кле ток и задержке их развития. У ребенка сущест вует динамичная потребность в продолжительности сна и бодрствования. И эта потребность должна всегда удовлетворяться, развитие орга низма и нервной системы при этом будет прохо дить нормально.

Однако потребность в продолжительности сна и бодрствования претерпевает определенные из менения в зависимости от многих внешних и внутренних факторов. Это атмосферное давление, влажность, температура окружающей среды, ос вещение, насыщение воздуха кислородом, загрязненность атмосферы, запыленность и многое дру гое. Так, при пасмурной погоде, дожде потреб ность в продолжительности ночного и дневного сна увеличивается, сон становится глубже. При солнечной погоде, хорошем насыщении воздуха кислородом, озоном, аэроном продолжительность сна уменьшается, потребность в бодрствовании

увеличивается. Конечно, при этом, допустил время пробуждения практически может изменяться лишь незначительно и его следует придерживаться, вырабатывать стойкий условны рефлекс, потому что впоследствии будут занятия в школе, а затем работа на производстве.

Хороший ориентир благополучия в состоянии ребенка в каждый данный момент — это его по ведение, выражение эмоций, мимика. Если ребе нок спал, а затем без видимых внешних причин; проснулся, бодрствует, не плачет, значит, бодрствование ему необходимо и полезно. Если же ребенок заплакал — это сигнал какого-то неблагополучия или возникшая необходимость удовлетворить какую-то потребность (без причины дети обычно никогда не плачут). Разгадать эту; потребность, если ребенок сам еще не может ее выразить, обычно не трудно. Потребность удовлетворена — малыш успокаивается.

Однако следует отличать истинную потребность от каприза. При идеально правильном вое питании, учитывая индивидуальные особенности! ребенка, элементы капризности в поведении ш должны отмечаться.

Сонное торможение — надежный страж здоровья и успешного развития ребенка. Но при наличии помех в воспитании, под влиянием неблагоприятных внутренних и внешних факторов она может ослабевать, а сон, следовательно, рас страиваться. Может быть, это недостаточная глубина сна, в результате чего ребенок капризничает. И стоит ему хорошо поспать, как капризы исчезают. Засыпание может расстраиваться чаще всего при неровном режиме дня. Ребенок должен отходить ко сну в одно и то же время с небольшими колебаниями. Если это правило нарушается, выработанный условный рефлекс на время засыпания угасает, засыпание расстраива ется. Возникает психический дискомфорт, малыш начинает капризничать.

У ребенка может расстраиваться и просыпа ние. При глубоком, здоровом, достаточной про должительности сне просыпание наступает спо койно, или внезапно, или постепенно, в зависи мости от подвижности — инертности основных нервных процессов. Независимо от темпа нор мального просыпания, субъективное самочувст вие ребенка хорошее, он не плачет, не капризни чает. И напротив, при недостаточном сне просы пание происходит неровно, с колебаниями, ма лыш то просыпается, то опять засыпает, вскри кивает, всхлипывает, проявляет другие признаки внутреннего дискомфорта, психофизиологическо го неблагополучия.

Расстройства сна у ребенка нередко являются причиной страха, боязни (страх темноты, боязнь теней); иногда возникают элементарные зритель ные иллюзии, учащено мочеиспускание, расстро ен стул, нарушен аппетит. Дело в том, что лю бые разновидности расстройства сна в итоге ве дут к недосыпанию. Таким образом снижаются. Такая подготовка ко сну оправдывает себя. В положенное время ребенок засыпает, спит глубоко и утром просыпается в отличном состоя нии и хорошем настроении.

I. Комната, где спит ребенок, заранее хорошо проветривается и, когда малыш уже лег, следу ет приоткрыть форточку. Ведь сон в прохладном помещении достигает наибольшей глубины, при носит максимум эффекта и предупреждает про студные заболевания. Конечно, надо следить, чтобы ночью ребенок не раскрывался.

Ужинать малыш должен за 2 часа до сна. По лезны манная каша, картофельные, свекольные, морковные или манные котлеты, яйцо всмятку, оладьи, блинчики, картофельное пюре, вареники с картошкой. Не разрешается кофе, какао, блю да с резким вкусом (соленое, кислое, горькое), со специями. После ужина ребенок чистит зубы (маленькие с помощью взрослых), полощет рот теплой водой.

Предположим, что ребенок проснулся и всплак нул. Подойдите к нему, тихо скажите ему ласко вые слова, погладьте по голове, дайте глоток воды. Малыш, конечно, заснет. И тогда в доме соблюдается тишина. Если кому-то из взрослых необходимо уйти, он это делает тихо и незамет но. Разговор по телефону ведется вполголоса, яркий свет исключается. Неверно утверждение некоторых родителей: ребенок должен привы кать к резким звукам, яркому свету и т. д. Пока нервная система ребенка не созрела, такое при выкание может дорого обойтись, пострадает нервно-психическое здоровье.

Если строго соблюдать указанные рекоменда ции, то малыш, проспав (глубоким сном всю ночь, в положенное время (скажем, в 8 часов) сам проснется в хорошем расположении духа.

Наступило утро, родители собираются на ра боту. Времени, казалось бы в обрез. И тем не менее родители выполняют некоторые обязанно сти, чтобы помочь ребенку перейти от сна к бодрствованию. Прежде всего, перед подъемом легко растираются ножки, руки, тело. Это способствует движению лимфы, улучшает кровоснабжение мышц, благоприятно воздействует на нервные окончания. В дальнейшем эту процеду ру заменит утренняя физическая зарядка.

После растирания или физической зарядки малыш сразу же переходит к умыванию. Вода для умывания должна быть холодной, однако приучайте к холодной воде постепенно. Не пре пятствуйте проявлению самостоятельности, стремлению совершить эту процедуру самому.

Наконец наступает время завтрака. Меню — мясная котлета, сыр, сметана, чай, т. е. блюда, содержащие белки, жиры и углеводы. И не за бывайте о хлебе. В рацион ребенка обязательно должен входить хлеб. Ограничение в хлебе не благоприятно воздействует на физиологическую динамику желудочно-кишечного тракта и выде ление пищеварительных соков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем заняться с ребенком в дождливую погоду.

Играйте со своими детьми - это сделает вас счастливей!...

Консультация с родителями: "Игры и занятия с больным ребенком"

Консультация с родителями: "Игры и занятия с больным ребенком"...

Консультация для родителей "Чем и как занять гиперактивного ребенка"

В статье рассматриваются игры и упражнения для гиперактивных детей...

Чем заняться с ребенком дома?

Консультация для родителей - чем можно заняться с ребенком дома...

Консультация для педагогов :"Что делать , если в детский сад привели больного ребенка?"

Консультация для педагогов :"Что делать , если в детский сад привели больного ребенка?"...

Консультация для родителей "Больной ребенок в детском саду?"

Больной ребенок в детском саду?Дети постоянно приносят домой инфекции. Особенно, если они находятся в ежедневном контакте с другими детьми.Давайте разберемся. Когда ваш ребенок должен остать...