Чтобы ребенок не заикался...
статья по теме

Шириязданова Эльвира Вильевна

В статье даны рекомендации родителям детей с заиканием, а также предложены памятка и речевые правила при заикании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы ребенок не заикался…

Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему еще недавно малыш говорил хорошо, даже лучше многих ровесников, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребенку? Когда лучше начать лечение? Как воспитать спокойного, уравновешенного ребенка?

Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса).

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления  у ребенка фразовой речи. Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи: у французов заикается 5-7%, у немцев – 2% населения. Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

    При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Посещение детского сада в таких случаях противопоказано! Нужно обеспечить домашний режим  минимум на два месяца. Попробуйте мобилизовать для этого всех членов семьи. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз!

Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума такое общение, даже если это члены одной семьи.

Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают или расстраивают ребенка. Учтите, что даже радостное возбуждение противопоказано для вашего ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий. Гуляйте в парках, скверах, но избегайте на прогулках контактов с другими детьми. Оставьте несколько игрушек, знакомые книжки и пластинки, которые заведомо не действуют возбуждающе.

Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор. И уж, конечно, не может быть и речи о том, чтобы проводить у телевизора часы. Но если малыш привык к каким-то детским передачам, и вы не можете отвлечь его, не ссорьтесь из-за этого. Хорошо кому-нибудь из взрослых сидеть рядом с ребенком и объяснять то, что покажется ему непонятным или пугающим.

При остро возникшем заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, дети подражают речи окружающих взрослых! Постарайтесь говорить медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности.

Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком. Полезно петь, двигаться  под музыку. Привлекайте детей к спокойным домашним делам: зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.

 Нужно как можно раньше показать ребенка врачу-невропатологу, ведь однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально для каждого ребенка. Иногда для такого подбора требуется 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго (иногда 2-3 года) после того, как речь нормализуется. Это способствует предупреждению обострений, которые могут возникнуть в кризисные периоды – 7- 9- 11- 13 лет. Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз!

Если заикание у ребенка  отмечается более двух-трех месяцев, режим должен оставаться щадящий. Основная установка – ведение обычного образа жизни. Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия до 6 лет. Не следует забывать, что домашний режим намного предпочтительнее детского сада. Ребенок, естественно, должен продолжать находиться под наблюдением врача-психиатра, контролирующего медикаментозное лечение.

 После охранительного речевого режима следует перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей. Уже в 3 года многие дети могут начать занятия с учителем-логопедом. Не стоит откладывать  их. Если кроме нарушения   плавности,  отмечаются задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, то начинать нужно с них. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребенка ограничен словарный запас, и он долго подбирает нужное слово,  затрудняется построить фразу или не может правильно произнести звуки.

О волнообразном течении заикания ни при каких обстоятельствах забывать нельзя. В моменты так называемого ухудшения в процессе улучшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание. В период улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

 Очень хорошо, если вы сумеете организовать домашний театр, можно кукольный. Такие игры не только дают возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим - незаикающимся  персонажем, но и улучшают умение высказываться.

 

 Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Чем раньше это сделать, тем лучше! Во-первых, овладение чтением – неплохо само по себе. Если занятия не раздражают малыша (а, как правило, дети с радостью осознают, что способны делать что-то взрослое), то они и не создают нагрузки нервной системе. Во-вторых, чтение по слогам – бесценное логопедическое занятие. Овладение чтением по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи.

 Школа – серьезное жизненное испытание как для детей, так и для родителей. Далеко не все легко справляются с ним. Понятно, что для детей с уязвимой психикой школьная ситуация окажется особенно трудной. Речь заикающегося ученика во многом будет зависеть от той обстановки, которая сложится вокруг него в школе. Разумно искать не престижную школу, а спокойного терпеливого учителя. Следует заранее сообщить учителю о речевых трудностях ребенка. Расскажите ему, что логопед не рекомендует подгонять ребенка  во время ответа, что ваш ребенок иногда может молчать, даже если он знает материал урока. Пожалуйста, предупредите учителя, что специалисты категорически против проверки скорости чтения у заикающихся школьников.

Не ругайте ребенка (и не огорчайтесь сами), если он будет получать не такие высокие оценки, как вам хотелось бы. Не ставьте перед собой цель добиться того, чтобы у вашего ребенка была речь оратора. Помните: ваша задача не требовать, чтобы ребенок сам справлялся с новыми обязанностями, а во всем ему помогать! 

И помните, что нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи. Постарайтесь быть благодушны, как писал Владимир Даль, «благодушествовать – наслаждаться физическим и нравственным спокойствием».

    Конечно, самые прекрасные советы не должны подменять здравый смысл. И не бойтесь доверять своему материнскому, родительскому  инстинкту!

Речевые правила для заикающихся:

1.Прежде чем начать  говорить, подумайте о том, что хотите сказать.

2.Не спешите с ответом. Сначала проговорите ответ «про себя».

3.Говорите всегда на нижне-диафрагмальном дыхании. Ни  в коем случае при вдохе не поднимайте плечи.

4.Перед началом речи сделайте вдох и сразу начинайте говорить на плавном выдохе, не допуская утечки воздуха.

5.Никогда не говорите на вдохе, это противоестественно.

6.Выдыхаемый воздух расходуйте в основном на гласные звуки, четко артикулируя их.

7.Произносите гласные широко и громко, согласные – легко, без нажима.

8.В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, т. е. произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.

9.Строго выдерживайте паузы между предложениями.

10.Длинные предложения делите на смысловые отрезки (3-5 слов), между которыми выдерживайте паузу и делайте новый вдох.

11.Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

12.Старайтесь говорить громко, четко и выразительно.

Памятка заикающемуся:

  1. Объясните о своем решении бороться с заиканием близким и товарищам по работе и учебе.
  2. Воспитывайте в себе смелость, решительность, выдержку и волю. Не отступайте от намеченной цели, будьте упорными в достижении ее. Верьте в свои силы и возможности. Запомните, что отныне «не могу» для вас не существует.
  3. Старайтесь быть все время в хорошем настроении. Что бы ни случилось, не теряйте бодрости. Учитесь на ошибках преодолевать трудности. Не оправдывайте заиканием неудачи в учебе, выборе профессии, личной жизни – это результат безволия.
  4. Считайте себя полноценным членом общества:
  1. Активно участвуйте в общественной жизни.
  2. Не стесняйтесь высказывать свое мнение вслух.
  3. Выступайте на собраниях, совещаниях, конференциях.
  4. Будьте общительны с окружающими, не замыкайтесь в себе, в своих переживаниях.
  1. Не миритесь с заиканием, творчески ищите пути и методы преодоления его. Используйте для работы над речью и над собой любые условия и ситуации, заинтересуйтесь работой над речью и полюбите ее.
  2. Планируйте свой день, вводите речевую работу в распорядок дня. Используйте свой отпуск для активной самостоятельной работы над речью.
  3. Боритесь с мнительностью, обидчивостью, раздражительностью. Учитесь владеть собой и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
  4. Старайтесь не думать о своем заикании. Чаще вспоминайте случаи, когда вы говорили без затруднений. Учитывайте малейшие успехи в борьбе с заиканием. Автоматизируйте правильные речевые навыки в повседневной жизни, не обращая на возможные трудности и неудачи.
  5. Всегда при разговоре смотрите в глаза собеседнику. Держитесь во время речи спокойно, не напрягаясь. Не прибегайте к уловкам, не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем. Пользуйтесь всегда (во время речи и в состоянии покоя) только нижне-диафрагмальным дыханием, этим вы автоматизируете его.
  6. Исключите из своей речи ненужные слова «ну», «вот», «значит» и др. Стройте фразы грамматически правильно. Совершенствуйте культуру своей речи, чаще обращайтесь к словарям русского языка.
  7. Помните, что речь тесно связана с общим физическим состоянием организма:
  1. Регулярно питайтесь.
  2. Нормально спите.
  3. Чередуйте труд и отдых, правильно организуйте отдых.
  4. Не курите, не употребляйте спиртных напитков.
  5. Занимайтесь такими видами спорта, как плавание, гребля, художественная гимнастика, лыжи, коньки, но без участия в соревнованиях. Не рекомендуются виды спорта, требующие больших мышечных напряжений или резких движений – штанга, бокс, борьба, бег, прыжки, футбол, баскетбол и т. п.
  1. Всегда и везде при разговоре соблюдайте речевые правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок стал заикаться...

Консультация для родителей...

Что делать, если Ваш ребенок начал заикаться..

Говорите со своим ребенком не торопясь, часто делая паузы. Подождите несколько секунд, после того как Ваш ребенок закончил говорить и прежде, чем Вы начнете говорить снова. Ваша неторопливая, спокойна...

чтобы ребенок не заикался

чтобы ребенок не заикался...

Чтобы ребёнок не заикался

Консультация для родителей...

Чтобы ребенок не заикался

Рекомендации для родителей по преодолению заикания у ребенка....

Чтоб ребёнок не заикался

Рекомендации при инициальном  (начальном) заикании...