Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года, 6-7 лет. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskaya_rabota_s_giperaktivnymi_detmi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Психолого-педагогическая работа с   гиперактивными детьми в условиях ДОУ"

Что такое гиперактивность?

      "Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает "действенный, деятельный”.      

               Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

                 Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года, 6-7 лет. .

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

 Для эффективной диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «традиционно» используется  два основных подхода: медицинский и психологический.

           Психологический подход учитывает особенности самоорганизации поведения гиперактивных детей и проблемы общения со взрослыми и свестниками, которые возникают из-за нарушения внимания и координации движения. Диагностика проводится по 3 параметрам

  1. Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимамания, памяти, мышления), степень развития учебных навыков»
  2. Двигательная расторможенность и импульсивность.
  3. Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.

     Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек» и др., пробы на уровень развитияпроизвольных движений А.Р.Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)

Перед началом диагностики необходимо определить основные цели и методы их достижения, которые для наглядности представили в виде таблицы.

 

Цели диагностики

Методы диагностики

1.выявление адекватности представлений родителей о степени тяжести нарушений развития у детей и связанных с ними особенностях воспитания

- метод наблюдения;

- метод устного и письменного опроса;

-метод моделирования;

- метод статистической обработки результатов исследования.

2. Проведение комплексной диагностики детей, позволяющий выявить эффективные условия их воспитания в семье и ДОУ

- метод наблюдения;

-- метод устного и письменного опроса;

-метод моделирования игровых ситуаций ;

- метод статистической обработки результатов исследования.

Соотнесение результатов выявленных особенностей представлений родителей и реальных проблем, существующих в воспитании детей и разработка методических рекомендаций для родителей и воспитателей

- метод корреляционного и сравнительного анализа;

-метод активизации родителей;

-метод экспертных оценок.

      В  2010-2011 году в нашем детском саду по результатом  диагностики были выявлены 14  детей с признаками гиперактивности. После проведения комплексной диагностики был составлен перспективный план по работе с данной категорией детей. Разработана программа по работе с гиперактивными детьми.

 Коррекционно-развивающая работа с детьми

                   Одной из важных задач  работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка-  его умений, навыков, черт личности.  Игры и упражнения  помогут ребенку ощутить себя успешным,  повысят самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать комплекс игр и упражнений, для этого была разработана специальная программа, в которую обязательно должны входить следующие игры:

-         Растяжки - для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц( “ Лучики”, “ Травинка на ветру”,  “ Кошечка”, “Половинка”;

-         Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ;

-         Глазодвигательные упражнения - для расширения поля зрения и улучшения восприятия ;

-         Функциональные упражнения- для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( “ Черепаха”, “ Руки-ноги”. “ Считалочки - бормоталочки”, “ Буратино” . “ Шалуны”);

-         Упражнения для развития мелкой моторики рук ( “ Колечки”, “ Кулак-ребро-ладонь”, “Лезгинка”, “ Ухо-нос”, “ Зайцы”);

-         Коммуникативные упражнения- восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом (“ Тряпичная кукла”, “Животные”, “Головомяч”);

-         Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;

-         Музыкальные игры -  упражнения с  лентами, хороводные игры.

       Чаще всего работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами.  Желательно использовать новые нетрадиционные формы работы с элементами арттерапии, одной из форм, используемых в нашем  ДОУ песочная терапия.

      Пескотерапия (sand-play). Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит…Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

           Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Взаимодействие педагога-психолога с родителями.

            Первый этап диагностический, где психолог совместно с родителями выясняют причину нежелательного поведения у ребёнка (признаки гиперактивности).

      После постановки диагноза родителям и ребёнку следует разъяснить смысл предстоящей психо-коррекционной работы. Родителям необходимо объяснить, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специальных занятий педагогов, но в значительной степени от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Для этого существуют правила поведения  с    г иперактивными детьми.

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:

поддерживать дома четкий распорядок дня;

выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);

автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);

сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

не запрещать действие ребенка в категоричной форме;

не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);

не приказывать, а просить (но не заискивать);

не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения

 

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ДОУ

      Для эфективной работыс гиперактивными детьми необходимо взаимодействие всех специалистов ДОУ (писхолога, воспитателей, логопеда, муз. работника, физкультурного работника). Все вместе они проводят комплексную диагностику, а затем состовляют план коррекционно-развивающей работы. Подробнее об этом Вам расскажут специалисты нашего ДОУ.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на  будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ

Гиперактивные  дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвле...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Бытует ошибочное мнение, что гиперактивность – следствие родительских ошибок. На самом деле, это особенность нервной системы ребенка, которая на медицинском языке называется «синдром дефицита внимания...

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ.

Князева Ю.И."Гипер. ” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык и...

Семинар – практикум на тему: «Методы работы с гиперактивными детьми в условиях ДОУ».

Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Ч...

Практические рекомендации для педагогов и родителей "Работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ".

Гиперактивные дети требуют большего внимания к себе и необходимо знать как с ними общаться, чем занять и во что поиграть. Данный материал поможет педагогам и родителям в работе с гиперактивными детьми...

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ

               Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователе...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...