СКАЗКОТЕРАПИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДУШЕВНОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ О. В. Азаматова, МАДОУ д/с №146 г. Тюмени
статья по теме

Азаматова Ольга Владимировна

 

сборник «Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 1-2 марта 2011года»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сатья45 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в формировании душевного и духовного здоровья дошкольников

О. В. Азаматова, МАДОУ д/с №146 г. Тюмени

На рубеже ХХ  и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании  духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста  взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии,  водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст  ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым?

Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии  в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают,  т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было [3, 4, 6, 8, 10].         Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи [1].

Наше исследование, проведенное на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 146 г.Тюмени свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У каждого второго ребенка зарегистрирован  низкий уровень самооценки, у 40% детей  отмечается высокий уровень тревожности, у 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим мы поставили цель – провести коррекцию психологического неблагополучия детей, развивая духовно-нравственные качества ребенка. Для достижения этой цели нами был использован потенциал психотерапевтических сказок.

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [9].

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей психотерапевтических сказок [5]:

  1. тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых; образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания;
  2. концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации о жизненно важных явлениях, жизненных ценностях, внутреннем мире автора (в случае авторской сказки);
  3. в сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.

Работа со сказкай начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию [2, 5, 7].

Детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.

В экспериментальном исследовании, проводимом в 2009-2011гг на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №146 г. Тюмени, приняло участие 111 детей старших и подготовительных групп.  Сказкотерапия  проводилась 1 раз в неделю по 30 минут. Занятие делилось на несколько этапов: 1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось; 2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу; 3) затем проводится игра на эту же тему; 4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике). После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Для решения этой задачи проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. На занятиях нами используются следующие виды игр: коммуникативные, психогимнастические,  ролевые, а также игры,  направленные на развитие воображения. В группе существует три обязательных правила: нельзя бить и обижать людей, нельзя ломать и портить результаты труда других, нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

После проведенного курса сказкотерапии было осуществленно диагностическое исследование, результаты которого свидетельствуют о том, что у  воспитанников повысилась самооценка (уже у 80% дошкольников зафиксирован нормальный её уровень), снизился уровень тревожности (высокий уровень был зарегистрирован только у 15% детей), и агрессивности (высокие показатели отмечены у 10% экспериментальной группы дошкольников). Экспертная оценка (в качестве экспертов выступали: заместитетель директора детского сада по учебно-воспитательной работе, психолог, воспитатели детских групп и родители)  дети стали более дружелюбно относится к сверстникам и взрослым, стали менее тревожными, более отзывчивыми на просьбы, добрее, смелее, трудолюбивей, настойчивей и упорней.  

Таким образом, сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;  расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

В целом, сказкотерапия – это один из методов духовно-нравственного воспитания как формирования ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.  

Список литературы

  1. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
  2. Гребенщикова, Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с.
  3. Ефимкина, Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р.П.  Ефимкина, СПб.: Речь, 2006. 263 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
  5. Киселева, М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.
  6. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с.
  7. Сакович, Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.
  8. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
  9. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.
  10. Пезешкиан, Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ

Данный материал будет интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста...

Статья "Игровое пособие как средство формирования и развития духовно-нравственного здоровья дошкольников"

В данном материале рассказывается о создании и возможностях использования авторского игрового пособия в работе  по формированию духовно- нравственного здоровья дошкольников....

ТЕХНОЛОГИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

В данной статье речь идет о коррекции психологического неблагополучия воспитанников, развитие духовно-нравственном качеств в воспитании дошкольников с использованием потенциала психотерапевтических ск...

Опыт по организации физического воспитания дошкольников в МАДОУ детский сад №149 города Тюмени на тему: «ГТО широкими шагами шагает в детские сады»

laquo;ГТО широкими шагами шагает в детские сады» Мы строим будущее смело,Шагаем к цели как спортсмены!С пути мы, верно, не сойдем –Здоровье нации вернем!России будущее – дети,Ц...