Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений
статья (старшая группа) на тему

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.56 КБ
Файл seminar.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Материал к родительскому собранию


Учитель-логопед: Агапова  А.В.

 У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У детей дошкольного возраста пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных

проблем – перенести как можно больше пассивных слов в активные. У детей с  нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного , так и пассивного, преобладает в основном предметно- бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

   Дети, имеющие речевые нарушения характеризуются тем, что качество и объем активного словаря не соответствуют возрастной норме.  У них более значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря:

  1. не зная наименования части предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»);  
  2. название действий заменяют словами близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» - «шьет»);
  3. название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение («шнурки» - чтобы завязывать);
  4. замена названий профессий названием действий («продавец» - тётя  продает яблоки);
  5. замена видовых понятий родовыми и наоборот

  («ромашка» - «роза», «колокольчик» – «цветок»);

  1. не понимают и не могут показать, как штопать, переливать, подпрыгивать, кувыркаться, перелетать;
  2. не знают оттенков цветов;
  3. плохо различают форму предметов;
  4. мало обобщающих понятий, а основном это игрушки, посуда, одежда;
  5. редко употребляют антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуя величину предмета, используют только понятие: большой-маленький вместо длинный, короткий, тонкий);
  6. много ошибок при употреблении приставочных глаголов.

    Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

С учетом всех факторов формирования лексики проводится по следующим направлениям:

  1. Расширение объема словаря
  2. Уточнение значения слов
  3. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного словаря в активный.

    Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря. 

    Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем Вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садится за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

  1. Игровое упражнение «Кто? Что?»

 Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

  1. Назовет слов на звук (букву) М
  2. Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

  1. Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

  1. Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

  1. Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

   Помоги разобраться.

  1. Игровое упражнение «Слова-неприятели»

  Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

  1. Игровое упражнение «Слова – приятели»

 Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

  1. Игровое упражнение «На что похоже?»

 Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

  1. Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

 Например: кнопка

  1. для прикрепления бумаги к доске;
  2. можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
  3. сдать в металлолом;
  4. провести маленький круг
  5. положить на стол  и т.д.

Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

  1. Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

  1. Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

  1. Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

  1. Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

  1. Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

 « дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

 

 



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Материал к родительскому собранию


Учитель-логопед: Агапова  А.В.

 У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У детей дошкольного возраста пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных

проблем – перенести как можно больше пассивных слов в активные. У детей с  нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного , так и пассивного, преобладает в основном предметно- бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

   Дети, имеющие речевые нарушения характеризуются тем, что качество и объем активного словаря не соответствуют возрастной норме.  У них более значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря:

  1. не зная наименования части предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»);  
  2. название действий заменяют словами близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» - «шьет»);
  3. название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение («шнурки» - чтобы завязывать);
  4. замена названий профессий названием действий («продавец» - тётя  продает яблоки);
  5. замена видовых понятий родовыми и наоборот

  («ромашка» - «роза», «колокольчик» – «цветок»);

  1. не понимают и не могут показать, как штопать, переливать, подпрыгивать, кувыркаться, перелетать;
  2. не знают оттенков цветов;
  3. плохо различают форму предметов;
  4. мало обобщающих понятий, а основном это игрушки, посуда, одежда;
  5. редко употребляют антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуя величину предмета, используют только понятие: большой-маленький вместо длинный, короткий, тонкий);
  6. много ошибок при употреблении приставочных глаголов.

    Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

С учетом всех факторов формирования лексики проводится по следующим направлениям:

  1. Расширение объема словаря
  2. Уточнение значения слов
  3. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного словаря в активный.

    Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря. 

    Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем Вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садится за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

  1. Игровое упражнение «Кто? Что?»

 Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

  1. Назовет слов на звук (букву) М
  2. Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

  1. Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

  1. Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

  1. Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

   Помоги разобраться.

  1. Игровое упражнение «Слова-неприятели»

  Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

  1. Игровое упражнение «Слова – приятели»

 Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

  1. Игровое упражнение «На что похоже?»

 Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

  1. Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

 Например: кнопка

  1. для прикрепления бумаги к доске;
  2. можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
  3. сдать в металлолом;
  4. провести маленький круг
  5. положить на стол  и т.д.

Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

  1. Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

  1. Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

  1. Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

  1. Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

  1. Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

 « дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей дошкольного возраста

Информация будет полезна воспитателям как для самообразования, так и для размещения какого-то фрагмента в родительском уголке....

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Консультация для родителей Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифиц...

Анализ формирования словаря детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности

Экологический проект: «Мы желаем много знать об окружающем мире»....

Статья "Формирование словаря детей дошкольного возраста"

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой...

Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...

Использование дидактических игр при формировании словаря детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра в педагогике — это способ организации познавательной деятельности ребёнка, направленный на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышлен...