Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений
статья (старшая группа) на тему

Дидактические игры и упражнения направленные на формирование словаря дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx27.56 КБ
Файл seminar.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Материал к родительскому собранию


Учитель-логопед: Агапова  А.В.

 У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У детей дошкольного возраста пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных

проблем – перенести как можно больше пассивных слов в активные. У детей с  нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного , так и пассивного, преобладает в основном предметно- бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

   Дети, имеющие речевые нарушения характеризуются тем, что качество и объем активного словаря не соответствуют возрастной норме.  У них более значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря:

  1. не зная наименования части предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»);  
  2. название действий заменяют словами близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» - «шьет»);
  3. название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение («шнурки» - чтобы завязывать);
  4. замена названий профессий названием действий («продавец» - тётя  продает яблоки);
  5. замена видовых понятий родовыми и наоборот

  («ромашка» - «роза», «колокольчик» – «цветок»);

  1. не понимают и не могут показать, как штопать, переливать, подпрыгивать, кувыркаться, перелетать;
  2. не знают оттенков цветов;
  3. плохо различают форму предметов;
  4. мало обобщающих понятий, а основном это игрушки, посуда, одежда;
  5. редко употребляют антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуя величину предмета, используют только понятие: большой-маленький вместо длинный, короткий, тонкий);
  6. много ошибок при употреблении приставочных глаголов.

    Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

С учетом всех факторов формирования лексики проводится по следующим направлениям:

  1. Расширение объема словаря
  2. Уточнение значения слов
  3. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного словаря в активный.

    Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря. 

    Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем Вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садится за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

  1. Игровое упражнение «Кто? Что?»

 Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

  1. Назовет слов на звук (букву) М
  2. Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

  1. Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

  1. Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

  1. Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

   Помоги разобраться.

  1. Игровое упражнение «Слова-неприятели»

  Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

  1. Игровое упражнение «Слова – приятели»

 Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

  1. Игровое упражнение «На что похоже?»

 Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

  1. Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

 Например: кнопка

  1. для прикрепления бумаги к доске;
  2. можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
  3. сдать в металлолом;
  4. провести маленький круг
  5. положить на стол  и т.д.

Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

  1. Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

  1. Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

  1. Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

  1. Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

  1. Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

 « дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

 

 



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Материал к родительскому собранию


Учитель-логопед: Агапова  А.В.

 У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У детей дошкольного возраста пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных

проблем – перенести как можно больше пассивных слов в активные. У детей с  нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного , так и пассивного, преобладает в основном предметно- бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

   Дети, имеющие речевые нарушения характеризуются тем, что качество и объем активного словаря не соответствуют возрастной норме.  У них более значительное расхождение в объеме пассивного и активного словаря:

  1. не зная наименования части предметов, дети заменяют их названием самого предмета («рукав» - «рубашка»);  
  2. название действий заменяют словами близкими по ситуации и внешним признакам («подшивает» - «шьет»);
  3. название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение («шнурки» - чтобы завязывать);
  4. замена названий профессий названием действий («продавец» - тётя  продает яблоки);
  5. замена видовых понятий родовыми и наоборот

  («ромашка» - «роза», «колокольчик» – «цветок»);

  1. не понимают и не могут показать, как штопать, переливать, подпрыгивать, кувыркаться, перелетать;
  2. не знают оттенков цветов;
  3. плохо различают форму предметов;
  4. мало обобщающих понятий, а основном это игрушки, посуда, одежда;
  5. редко употребляют антонимы, практически отсутствуют синонимы (характеризуя величину предмета, используют только понятие: большой-маленький вместо длинный, короткий, тонкий);
  6. много ошибок при употреблении приставочных глаголов.

    Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.

С учетом всех факторов формирования лексики проводится по следующим направлениям:

  1. Расширение объема словаря
  2. Уточнение значения слов
  3. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слов из пассивного словаря в активный.

    Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры - одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря. 

    Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем Вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садится за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

  1. Игровое упражнение «Кто? Что?»

 Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

  1. Назовет слов на звук (букву) М
  2. Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

  1. Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

  1. Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

  1. Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

   Помоги разобраться.

  1. Игровое упражнение «Слова-неприятели»

  Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Утро -…

Зима - …

Друг - …

Добро - …

Войти -…

Ложиться -…

Говорить - …

Смеяться - …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

  1. Игровое упражнение «Слова – приятели»

 Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

  1. Игровое упражнение «На что похоже?»

 Предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

  1. Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

 Например: кнопка

  1. для прикрепления бумаги к доске;
  2. можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
  3. сдать в металлолом;
  4. провести маленький круг
  5. положить на стол  и т.д.

Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …

  1. Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

  1. Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга - …

Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака - …

Пальто – пуговица, ботинок - …

  1. Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

  1. Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

  1. Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

 « дети по памяти называют металлические , бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на процесс формирования словаря детей дошкольного возраста

Информация будет полезна воспитателям как для самообразования, так и для размещения какого-то фрагмента в родительском уголке....

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Консультация для родителей Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифиц...

Анализ формирования словаря детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности

Экологический проект: «Мы желаем много знать об окружающем мире»....

Статья "Формирование словаря детей дошкольного возраста"

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой...

«Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»

Тема «Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста»Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым усло...

Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...