родительское собрание "Маленькие разбойники". Ругать или баловать?
план-конспект по теме

Плакина Елена Владимировна

 

                            Тема: «Маленькие разбойники»

«Детей надо баловать. Тогда они вырастают настоящими разбойниками». Эта фраза, которую произносит Атаманша из «Снежной Королевы» Евгения Шварца, удержала от необдуманных действий не одно поколение родителей. Кто же хочет вырастить разбойника из собственного ребенка? Но есть и другая фраза Владимира Набокова о том, что баловать детей надо, потому что мы не знаем, что их ждет в будущем. По какому же пути пойти любящим родителям. Встречаются родители, которые осознанно принимают решение «баловать». Обычно это те люди, которые остались недовольны своим детством: их воспитывали слишком строго или материальные средства семьи были ограничены. Сознательно принимают решение потакать всем капризам малыша и те родители, у которых ребенок появился поздно, малыш часто и серьезно болел, после стольких переживаний родители принимают решение ни в чем ему не отказывать. Другие родители не принимают таких осознанных решений, но и их поступками руководят обстоятельства: балует малыша один из родителей, если считает, что второй родитель слишком строг, мама, испытывающая чувство вины за развод с отцом, разведенные родители постоянно ведут борьбу за первенство в детском сердце. Но многим из нас настолько приятно доставлять малышу радость, что мы делаем это снова и снова, пока в один прекрасный день не обнаруживаем, что ребенок уже сам требует от нас еще и еще конфет, развлечений и капризничает, если не получает все сразу. Второй тип родителей занимает позицию «не баловать ни в коем случае». Руководствуются они соображениями о том, что, как бы ни сложилась дальнейшая жизнь ребенка, преодолеть любые препятствия ему будет легче, если к трудностям он привыкнет с детства. Некоторые из «не балующих» родителей считают, что любой подарок нужно заслужить. У таких родителей  ребенок может вырасти черствым, не умеющим ни выразить свои, ни оценить чужие чувства. Он будет торговаться по каждому поводу: «Я вымою свою тарелку, а за это я посмотрю мультики».

  Чтобы выбрать правильную линию произведения, главное понять -  мы не можем теми удовольствиями, которые хотим доставить малышу, компенсировать негативные переживания нашего детства и будущие возможные несчастья ребенка. Только в семье, где соблюдаются интересы всех, а не только ребенка, маленький человечек может чувствовать себя спокойно и комфортно. Если вы балуете малыша, пренебрегая своими интересами, у него формируется двойной комплекс: собственной исключительности и чувство вины перед близкими.  По-настоящему избалованный ребенок чувствует себя несчастным из-за того, что его научили только одному способу получать удовольствие – потребляя. А ведь можно еще получать удовольствие делясь, отдавая. Даже самые приятные вещи после многочисленных повторений перестают приносить радость. Конечно, неизбалованным детям привычка к ограничениям тоже не обязательно принесет успех во взрослой жизни. Они часто вырастают с чувством обделенности. Многие из них вырастают трудоголиками, не умеющие занять себя в выходные. Получается, что можно сделать ребенка несчастным как балуя его, так и воспитывая в строгости. Родителям сложно держаться срединного пути, потому как одни родители считают, что ребенок не счастлив, если не побывал в развлекательном центре, другие избалованными считают детей, которым разрешают дома играть в шумные игры. Есть несколько советом, которые помогут найти золотую середину.

·        Если все, что вы разрешаете малышу, не ущемляет интересов взрослых или старших детей, если семья живет не только радостями ребенка, но у каждого есть еще и свои общесемейные праздники, избаловать малыша вам не грозит.  К примеру, у избалованного ребенка – своя еда, свой рацион (элитный, дорогой).

·        Если ваш достаток выше среднего, научите малыша дружить, не выбирая друзей по материальным возможностям их родителей, дарить подарки от души, помогать в трудную минуту.

·        Если ребенок уже избалован, постарайтесь покупать ему только то, что он просит, не задаривая ни с того, ни с сего. Не устраивайте сюрпризов слишком часто.

·        Не отгораживайте ребенка от семейных забот и проблем (в меру своего понимания), будучи полноправным участником общих дел, малыш не проникнется сознанием собственной исключительности и не вырастет избалованным и капризным.

Нам самим подчас трудно определит, насколько избалован ваш ребенок.  Конечно, это всегда лучше видно со стороны. Однако и окружающие могут ошибаться: ведь они ориентируются на свой собственный опыт, а у каждого он индивидуален. Хорошо бы воспользоваться оценкой опытного специалиста, но таковой не всегда есть рядом. Поэтому в помощь нам – тест, который, если не способен заменить психоаналитика, хотя бы поможет вам определить степень сложности вашей ситуации.

 

 

 

Результаты теста:

10 – 16баллов: вам бывает непросто с вашим ребенком, потому, что вы пока не выбрали оптимальное соотношение между строгостью и лояльностью. Почитайте правильные книжки на этот счет или посоветуйтесь со специалистами, иначе родственники будут напоминать вам, что вы слишком балуете кроху.

17 – 24 балла: далеко не во всех случаях вам удается вести себя с ребенком так, чтобы не избаловать его. Но вы уже на правильном пути и даже можете давать ценные советы тем мамам, которые запутались в отношениях с маленьким избалованным «тираном». Впрочем, нельзя останавливаться на достигнутом, совершенствуйте свои воспитательные навыки.

25-30 баллов: похоже, у вас в семье штиль и спокойствие. Возможно, это не первый ваш ребенок или вы правильно подошли к вопросу воспитания, но факт остается фактом: у вас получается воспитывать неизбалованного малыша, даже не прикладывая к этому особых усилий. Так держать! Можете давать советы и консультации друзьям.

 

 

                                                                 Анкета.

                                              

1.Если вы оказались в магазине с ребенком, то обязательно:

·        Поссоритесь с крохой – 1

·        Все будет как нельзя лучше – 3

·        Всякое может случиться - 2

2.     Получая от вас подарки, ваш кроха:

·         Часто делает недовольный вид - 1

·        Просто благодарит – 3

·        Искусно скрывает свой восторг или разочарование – 2

3.     Как считаете, ваш ребенок умеет бороться со своим нетерпением в получении чего бы то ни было

·        да, умеет – 3

·        нет, пока очень нетерпелив – 1

·        умение терпеть и ждать воспитывается у моего малыша очень медленно – 2

4.     Ваш ребенок готов принять логические доводы: почему нельзя получить что-либо, что он хочет

·        логики совсем не принимает – 1

·        иногда можно объяснить что-то – 2

·        да, у него уже начало работать логическое мышление – 3

5.     Ваш ребенок знает, что такое «нельзя»?

·        знает, но простым нельзя его остановить сложно – 2

·        для него слово нельзя – пустой звук – 1

·        на «нельзя» реагирует адекватно, в некоторых случаях готов добровольно отказаться от «запретного плода» - 3

6.     Вы считаете, вы в детстве чего – то недополучили и сейчас хотели бы компенсировать своему ребенку?

·        Да, мой малыш должен получить то, чего я недополучила – 1

·        Нет, у меня было вполне счастливое детство – 2

·        Мое детство и детство моего крохи никак не связаны – 3

 7. Держать ребенка в ежовых рукавицах – ваш принцип воспитания?

·        Нет, я очень терпимая – 1

·        Считаю, что надо чередовать в воспитании кнут и пряник – 3

·        Придерживаюсь строгости в воспитании – 2

8.     У вашего малыша всегда – особые условия в семье, которые позволяют ему пользоваться неограниченными правами над взрослыми?

·        Нет, ребенок – равноправный член семьи, хотя ему делаются уступки в силу того, что он еще маленький – 3

·        Малыш – это человечек, которому нужно создавать особые условия, чтобы ему было комфортно – 1

·        Пытаемся создать в семье равенство, но не всегда получается – 2

 

9.     Вы боитесь расстроить вашего ребенка отказом в его просьбе?

·        Да, боюсь – 1

·        Нет, не боюсь – 3

·        Любой отказ чреват слезами, а это неприятно – 2

10.         Все члены вашей семьи солидарны в вопросе воспитания детей?

·        Да, все воспитывают ребенка одинаково – 3

·        Нет, разные члены семьи придерживаются разных взглядов, в том числе на баловство – 1

·        Затрудняюсь ответить – 2

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танец "Разбойников"

Описание танца для мальчиков старшего и подготовительной группы...

Игра для подготовительных групп "Казаки-разбойники"

Дворовая игра, адаптированная для детского сада....

Сценарий развлечения «Казаки-разбойники»

Игра нашего детства незнакоиа детям нынешнего поколения, я сдела развлечение, которое им ичень понравилось, они не только познакомились с этой увлекательной забавой, но и очень повеселились, а так же ...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

- сообщить элементарные исторические сведения об эпохи Древней Руси;- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки;- воспитывать у де...

Квест- игра "В поисках разбойников"

"В поисках разбойников" является квестом, в ходе которого участники( семейные команды) преодолевают препятствия. После прохождения каждого уровня команда получает часть карты, которая ведет их к спрят...

Сценарий для детей средней группы "Как разбойник с Баба-Ягой Новый год украли"

Зимняя сказка вся из чудес.Вас ждут приключенья, загадочный лес,Речка – замёрзшие берега,Баба Яга – костяная нога…,Кажется, если ёлки коснуться,Сразу волшебники все отзовутся…Что будет у н...