Главные вкладки

    «Дидактические игры для всех» Совместное с детьми игровое занятие в подготовительных к школе группах
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Гатина Оксана Иосифовна

     

    Цель: показать роль дидактических игр и игр с правилами в подготовке детей к школе.

     

    План.

    1. Вступление, приветствие.

    2. Теоретическая часть: Дидактические игры для всех (сокращенно).

    3. Практическая часть: игры и игровые упражнения.

    4. Заключительная часть: упражнение «Дождь».

     

    1. Вступление, приветствие.

     На приветствие можно использовать игру «снежный ком» или «комплименты».

     

    1. Мини-лекция«Игра для подготовки к школе». 

     Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
    В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка -  не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

    Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Структурным элементом игры являетсяигровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
    Одним из составных элементов дидактической игры являютсяправила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, вы управляете игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
    Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
    Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми.

     

    3. Практическая часть: игры и игровые упражнения.

    Головоломка с палочками

    Цель: развитие у ребенка способности мысленно перегруппировывать элементы объекта и планировать свои действия в уме.

    Возьмите несколько палочек или спичек и сло­жите из них схематическое изображение какого-ни­будь предмета. После этого предложите малышу мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить.

    image

    Зашифруй сказку

    Цель: Игра на развитие умения создавать простейшую графическую план-схему логически связанноготекста.

    Приготовьте для игры небольшие сказки или рассказы, состоящие из 5-7 основных эпизодов (лучше, если вы сочините их сами). Расскажите ре­бенку, например, историю про то, как Маша и Тарас спасли зайчика. Однажды они пошли в лес за грибами. В лесу их застал сильный дождь. Они промокли и решили возвратиться домой. Когда Маша и Тарас подошли к речке, они увидели, что по реке плывет бревно, а на нем сидит испуганный зайчик. Дети сели в лодку, которая стояла у берега, доплыли до бревна и спасли зайчика.

    Затем попросите малыша пересказать текст. Сде­лать это ему будет не просто. Поэтому после пере­сказа скажите малышу, что научите его записывать сказки, чтобы потом их легче было воспроизводить. А для записи вы будете использовать не буквы, ко­торые малыш еще может не знать, а картинки.Теперь возьмите лист бумаги и карандаш и на­рисуйте слева вверху квадратную рамку. Вместе с малышом вспомните, с чего начинается рассказ (например, черепашка подползла к пальме, чтобы полакомиться бананами). В квадратике нарисуйте схематическое изображение черепашки и пальмы и скажите ребенку, что так можно записать начало рассказа. Затем возле первого квадрата справа на­рисуйте второй квадрат, а между ними стрелку. Во втором квадрате нужно изобразить то, что было дальше. Вместе с малышом определите следующий эпизод и нарисуйте его с помощью условных обо­значений. И так следует изобразить остальные эпи­зоды рассказа.

     

     

    Назови одним словом

    Цель:Эта игра направлена на развитие умения выде­лять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. 

    Игра словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующих групп слов, не требуется:

    1)          молоток, пила, рубанок — ... (столярные ин­струменты);

    2)          суп, каша, котлета — ... (еда);

    3)          компот, сок, чай — ... (напитки);

    4)          юла, пирамидка, кукла — ... (игрушки);

    5)          рояль, скрипка, волынка — ...^(музыкальные инструменты);

    6)          орел, коршун, сокол — ... (хищные птицы);

    7)          сосна, кедр, ель — ... (деревья хвойные);

    8)          коньки, лыжи, ракетка — ... (спортивный ин­вентарь);

    9)   тюлень, морской котик, морж — ,.. (морские животные);

    10)        персик, абрикос, апельсин — ... (фрукты);

    11)        акула, меч-рыба, ставрида — ... (морские рыбы);  

    12)        кастрюля, половник, сковорода — ... (метал­лическая посуда).;

    13)        Украина, Германия, Россия — ... (страны);

    14)        желтый, зеленый, синий — ... (цвета);

    15)        ранец, пенал, ручка — ... (школьные принад­лежности);

    16)        запад, восток, север — ... (стороны света);

    17)        телевизор, пылесос, утюг — ... (бытовые при­боры)»

    Вы называете три слова, относящиеся к одной группе, а ребенок должен назвать  одним обоб­щающим понятием (правильный ответ указан в скоб­ках), Совсем не обязательно, чтобы обобщающим было только одно слово. Очень часто обобщающие понятия состоят из двух слов, и чем точнее малыш подберет обобщающее понятие, тем лучше.

    Эту игру можно проводить и в группе детей. Для этого достаточно ввести только одно правило: обоб­щающее слово нужно назвать как можно быстрее; выигрывает тот, кто сделает это первым.

    Игру можно сделать более сложной, если ввести такое дополнение — перед тем как назвать обоб­щающее слово, ребенок должен добавить к назван­ным трем словам еще два-три своих слова, имею­щих отношение к данной группе.

    Заполни матрицу

    Цель: развитие умения упо­рядочивать объекты по внешним признакам (про­стая и мультипликативная сериация и классифи­кация).

    Необходимы матрицы 2x2 и 3x3. Внутри матрицы имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенной закономерности. Одного предмета не хватает, на его месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность располо­жения предметов в матрице и выбрать недостаю­щий из тех, которые пронумерованы и находятся вне матрицы.

     

    image

     

     

    Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?


    Цель: Игра для развития навыков свободной речи, установления понятийных связей

            Играть лучше большой группой. Ведущий - взрослый или ребенок более старшего возраста - называет слово, а все остальные вспоминают слова, обозначающие почти тоже самое, но слегка отличающиеся - синонимы (поскольку совершенно одно и, то, же не может быть названо разными словами).
            Например, ведущий называет слово: "Большой". Дети подбирают слова: "Огромный, громадный, колоссальный, крупный, гигантский".
           
            Затем задание меняется. Ведущий просит называть не синонимы, а другие-слова, описывающие тот предмет, который он называет. Например: "Лес". Дети добавляют: «Густой, дикий, темный, шелестящий, мелколиственный и т. д.».
           Победителем считается ребенок, назвавший больше слов, чем другие.

    4. Заключительная часть: упражнение «Дождь».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_igr_dlya_rod-y_.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»

    Цель: познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью которых они могли бы помочь ребенку подготовится к школе, ознакомление родителей с важными сторонами психического развития дошкольников для успешного школьного обучения и более легкой адаптации детей к школе.

    План.

    1. Вступление, приветствие.

    2. Теоретическая часть: Что такое игра (сокращенно).

    3. Практическая часть: игры и игровые упражнения.

    4. Заключительная часть: упражнение «Дождь».

    1. Вступление, приветствие.

    На приветствие использовать игру: «Комплименты»

    1.1.  Здесь  проводим анкетирование, готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?      Анкета для родителей «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?» (приложение).

    Итак, для того чтоб начать разговор о готовности детей к школе, необходимо узнать, а готовы ли вы сами, родители, отдать своих детей в школу? (Родители отвечают на вопросы анкеты, подсчитывают балловые результаты, зачитывается интерпретация.)                                                                                А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

    Если общий показатель принимает значение

    до 4 баллов – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка;

    5-9 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

    10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

    А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

    1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.

    2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми.

    3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но есть ещё время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

    4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные  и сюжетно-ролевые игры.  

    5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.                                                        

    1.2 Упражнение «Как выбрать школу?»

    Цель: помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.

    Инструкция: «В таблице выделены некоторые суждения о том, какая школа может быть. Обведите номера тех суждений, которые устраивают вас полностью.

    Вывод: С помощью предлагаемой таблицы вы можете сформулировать для себя желаемый образ школы, соотнести идеальный вариант с теми, что имеются в реальности, взвесить свои возможности и принять ответственный и осознанный выбор».

    2. Мини-лекция «Игра для подготовки к школе».  

    Наверное, каждому  воспитателю  каждый день приходится отвечать на вопрос родителей: «Как вел себя мой ребенок на занятии? Как справился с задание?».  Все эти вопросы родители напрямую связывают  с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребенок? Умеет ли он играть в различные игры?» Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и имен но в ней должны формироваться важнейшие личностные и психические новообразования, необходимые для успешного обучения в школе. Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уров не развития ребенка в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если ребенок  пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию, это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка.

    Для того чтобы  ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не обязательно ему читать лекцию на эту тему (да и не действенно это), надо просто играть в полезные для его возраста игры.

    3. Практическая часть.

    Игра «Солдатики» (на развитие произвольности, самоконтроля). В эту игру можно играть дома и на улице. По приказу командира – взрослого солдатик-ребенок поворачивается налево, направо, поднимает левую руку и пр. По аналогии можно играть в робота – ребенок должен дотронуться до правого уха, до левой щеки,  и пр. можно с предметами. Если ребенок затрудняется, необходимо ему помочь.

    Упр-е «Закончи предложение» Игроки поочередно бросают друг другу мяч, произнося начало предложения, поймавший мяч  формулирует вариант ответа. Можно несколько раз повторить одно и то же начало, с различными окончаниями.

     Игра «Передай движение». Дети становятся в круг и закрывают лаза. Ведущий придумывает какое-нибудь движение, затем будит своего соседа и показывает ему движение. Тот будит своего соседа и показывает ему так. Как запомнил. Так все по кругу просыпаются.

    <ИграИгра  «ЧЕРЕПАХИ»                                                                                                                                             Цель: <Научить ><детей ><контролировать ><свои ><действия, ><слушать ><и ><понимать ><инструкцию ><взрослого.>

    Содержание: <Дети ><встают ><по ><одну ><сторону ><ковра. ><Воспитатель> <встает ><напротив ><них ><по ><другую ><сторону ><ковра. ><По ><его> <команде ><дети ><должны ><двигаться ><к ><нему. ><Их ><задача ><-> <идти ><как ><можно ><медленнее. ><Побеждает ><тот, ><кто ><прейдет ><последним. ><Стоять ><на ><одном ><месте ><нельзя.>

    <Игра Игра Игра «Головомяч» 

    Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и трой ках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, что бы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Поло жите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нуж но его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». Для детей 4 — 5 лет правила упрощаются: например, в ис ходном положении можно не лежать, а сидеть на корточ ках или стоять на коленях

    Игра «Прогулка с компасом»                                                                                                      Цель: формирование у детей чувства доверия к окружаю щим.

    Группа разбивается на пары, где есть ведомый («ту рист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игро вое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помога ет ведомому держать направление, избегая препят ствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чув ствовали, когда были с завязанными глазами и полага лись на своего партнера.

    Упражнение «Ток» (с 5 лет)

    Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

    Игра «Да и нет, не говорите»

    Цель: развитие произвольности, умения контролировать  свои действия.

    Водящий задает участникам различные вопросы, участникам необходимо отвечать правильно и быстро на вопросы, но не употреблять слова «да» и «нет».

    Примерные вопросы:

    - Вы ходите в детский сад?

    - Вы живете в Африке?

    - Вы любите мороженое?

    - Вы умеете ходить на руках?

    - Ночью солнце светит?

    - Люди ходят по потолку?

    - Корова умеет летать?

    - Снег горячий?

    - Вы пришли в куртке?

    - Арбузы вкусные? и прочие вопросы.

     

    Игра «Каскад слов». Игра развивает память, объем памяти, речь, мышление. Проводится по типу «Снежного кома». Выбирается тема, например: фрукты. Первый игрок говорит слово на эту тему: апельсин. Второй повторяет слово предыдущего игрока и добавляет свое: апельсин, яблоко. Третий повторяет все слова, сказанные ранее и добавляет свое: апельсин, яблоко, груша. Игра продолжается, пока ребенок повторяет слова, сохраняя их порядок. Далее выбирается новая тема, игра повторяется.

    Игра «Сходства и различия». Игра развивает воображение, логическое и ассоциативное мышление, речь. Необходимо найти не меньше пяти сходств и различий разных понятий, например: молоко – вода, самолет – поезд, стул – стол, и т.д.

    Игра  «Бег ассоциаций». Игра развивает ассоциативное мышление, слуховую память, связную речь, воображение. Необходимо связать высказыванием любые названные предметы. Например: 1 игрок называет слова «крыса», «табуретка». 2 игрок составляет предложение  «Папа бросил табуреткой в крысу», и называет третье слово «молоко». Следующий игрок связывает 2-е и 3-е слова, например: «На табуретке было пролито молоко» и называет следующее слово.

    Игра «Бусы из слов». Развивает произвольность поведения, память, умение слушать других, работать сообща. Выбирается стихотворение, которое все хорошо знают, играющие читают его, произнося по одному слову по очереди. Вариант: стихотворение разбивается на стихотворные строчки.

    Игра  «Где применить?». Игра расширяет личный опыт ребенка, развивает его связную речь, мышление, воображение.

    Газета нужна для чтения. Для чего еще может быть нужна газета? (Необходимо придумать не менее пяти способов использования предмета)

    1. Книга;
    2. Тетрадь;
    3. Консервная банка и т.д.

    4. Заключительная часть.

    В игре к ребенку вместе с удовольствием приходит ощущение эмоционального  комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности,  в которых заключен мощный импульс детского развития. Игра для растущего ребенка – необходимый механизм «запуска» самых разных сторон его личности, является наиболее «плодородной почвой» для благополучного и своевременного «прорастания» как личностных качеств, так и опыта социальной компетентности в общении с окружающими людьми.

    Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются  с жизненными проблемами. Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря игре он ощущает настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и отношений становятся доступными.

    Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть (Ф. Роджерс).

    Игра – естественный язык ребенка.

    Упр-е «Австралийский дождик».

    Приложение

    Как выбирать школу?

    Цель: помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.

    Напротив каждого пункта поставьте оценку:

    1 -  соответствует вашему идеальному образцу школы;     2 – вы могли бы согласиться;    3 -  для вас это неприемлемо.

    Примерные критерии

    описание

    оценка

    Территория школы

    1. Оборудована спортивная площадка.
    2. Имеется  игровая площадка для младших школьников.
    3. Ухоженная территория с газонами и деревьями.
    4. Отсутствует оборудование на площадках.
    5. Площадка нуждается в ремонте.

    Внешний вид здания

    1. Школа – новостройка.
    2. Ухоженное здание.
    3. Нуждается в ремонте, исписано неприличными словами.

    Внутренний климат

    1. Приветливый персонал.
    2. Доступна вся информация о школе.
    3. Серость, неприветливость обстановки в школе.

    Педагогические кадры

    1. Стабильный коллектив.
    2. Опытные учителя.
    3. Текучка кадров.
    4. Молодые кадры – студенты (высшее или среднее образование)

    Порядок записи в школу

    1. По месту жительства
    2. на основании вступительного собеседования.
    3. Сложное тестирование.

    Внешний вид школьников

    1. Обязательная для всех школьная форма (по классам).
    2. Деловая форма одежды.
    3. Неформальная  одежда

    Особенности обучения в школе

    1. Учеба по субботам для всех классов.
    2. Только для средних и старших классов.
    3. По субботам не учатся.
    4. Использование в обучении экспериментальных программ.

    Внешкольные занятия

    1. наличие кружков и секций.
    2. Плата за посещение кружков.
    3. Кружок (секция) существует первый год.
    4. Участие школьников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного масштаба.

    Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?

    Тест для родителей.

    1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
    2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
    3. На мой взгляд,  четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
    4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
    5. Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
    6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать, писать.
    7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
    8. Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
    9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
    10. Мой ребёнок не ходит в детский сад, и никогда не расстанется с матерью.
    11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
    12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
    13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
    14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.
    15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!».

    Занесите свои ответы в табличку: если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

    1

    2

    3

    4

    5

     1/

     6/

    11/

     2/

     7/

    12/

     3/

     8/

    13/

     4/

     9/

    14/

     5/

    10/

    15/

    Всего


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»

    Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

    Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

    Совместная образовательная деятельность с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы на тему: «ЦИРК, ЦИРК, ЦИРК!»

    Основные задачи: 1.     Учить детей концентрировать своё внимание;2.     Развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие и память;3....

    Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп

    Здесь  представлены  игры и ситуации по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Ведь это так актуально в наше время....

    Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

    Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"...