Советы для родителей. "Конфликты и ссоры между детьми"
статья (младшая группа) по теме

 

КОНФЛИКТЫ И ССОРЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

 

В младшем дошкольном возрасте посягательство на чужую территорию или игрушку, неловкость, нескоординированность действий в игре часто приводят к тому, что один ребенок вольно или невольно затрагивает интересы другого. Подобные конфликты легко уладить даже не прибегая к психологическому анализу причин и изощренным приемам управления. Достаточно развести детей, успокоить каждого в отдельности и объяснить, что другой не хотел причинить ему вреда, не посягал на его интересы. Подобные столкновения не мешают общей доброжелательности отношений детского общения, не снижают взаимную тягу и симпатию друг к другу. Здесь столкновению интересов и противоположных тенденций не предшествуют глубокие межличностные или социальные противоречия. Предугадать и предупредить их появление практически невозможно. Наиболее оптимальный вариант исхода конфликта представляет его угасание.

В детских потасовках (в старшем дошкольном возрасте) ребенок получает первый опыт противоборства, впервые реализует различные тактики поведения в конфликте. Выбору и предпочтению какой-либо из них в немалой степени способствует пример и указания взрослых.

Если ребенка, не пожелавшего поделиться игрушкой со сверстниками (предметом, представляющим для обоих интерес) или отстраненного от игры и потому устроившего крик и потасовку, успокоят, а затем уведут от детей, комментируя это следующим образом: «Раз не умеешь вместе с ребятами, играй один», то вряд ли ребенок в следующий раз предпочтет тактику сопротивления и конфронтации. Но когда ребенок увидит, как его отец, выпятив грудь вперед и сквернословя, наступает на случайно задевшего его сумкой прохожего, он, пусть и бессознательно, придет к заключению, что конфронтация — наиболее продуктивный способ поведения, и именно так следует вести себя в аналогичных ситуациях. То же можно сказать и про тактики ухода, манипуляции, компромисса. Взрослые своими оценками и суждениями формируют у детей готовность прибегать к той или иной тактике поведения в конфликте или избегать ее.

Примерами тому могут служить фразы:

«Что ты жалуешься да нюни распускаешь? Постоять, что ли, за себя не можешь?»

«Всегда можно по-хорошему договориться, а не толкаться. Надо вежливо сказать или попросить. Помнишь волшебное слово? »

«Чтобы я больше такого не видела. Разбирайтесь сами, нечего мне ходить и жаловаться, а то нашлепаю и правым, и виноватым и по разным углам поставлю».

В таких высказываниях происходит своеобразное программирование детей взрослыми. Через восприятие оценок взрослых складывается представление детей о нормах социального взаимодействия. Поэтому родителям, воспитателям важно быть особенно внимательными и осторожными в своих высказываниях. Взрослые должны уметь предвидеть возможные последствия необдуманных суждений в адрес детей и с детства закладывать в них стремление к партнерству, сотрудничеству и взаимопомощи.

Каждый конфликт имеет свою продолжительность, свою протяженность во времени. Между дошкольниками конфликты могут тянуться несколько дней, а могут завершиться за несколько минут. Но всегда их протекание подчинено определенной логике, в ходе взаимодействия участников выделяются следующие этапы:

1.Завязка, или конфликтная ситуация (нарастание).

2.Этап открытого противоборства, называемый инцидентом (реализация).

3.Тот или иной исход, который ведет к завершению конфликта или переходу его на другой уровень (затухание), последующее взаимодействие.

Следует отметить, что успешная блокировка конфликта (переведение его из области коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную) возможна лишь на первой стадии его возникновения. Если конфликт разгорелся и подавить его сразу не удалось, то воспитателю следует разрешить конфликт, проведя его разбор (анализ) с выяснением обстоятельств и применением воспитательных действий после того, как произошла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

Практические методы социально-психологического анализа конфликтов заключаются, прежде всего, в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны воспринимают конфликт и как его оценивают. В этих целях используется метод «активного слушания» или беседы с детьми, участвующими в конфликте, а также с детьми, которые были свидетелями инцидента. Иногда разбор конфликта сопровождается сложностями в определении его объекта, так как далеко не всегда причины конфликта лежат на поверхности и осознаются детьми. Сбор информации на месте конфликта можно провести путем опроса детей - свидетелей столкновения, что особенно важно, если в ссоре кем-то из ее участников были получены травмы или телесные повреждения. В этом случае нужно оказать первую помощь при травмах. Необходимо также выяснить у сторон, были ли попытки примирения в конфликте, и чем они закончились. Воспитатель, исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей совокупностью традиционных и нетрадиционных методов. Надо при этом заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших результатов (выяснения, кто кого сколько раз ударил), другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон.

По поводу действий со стороны воспитателя, желающего конструктивно разрешать детские конфликты, необходимо отметить, что он должен содействовать тому, чтобы дети — участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий и высказываний, отдавали себе отчет в том, какими путями они хотят достичь желаемого и какие средства они собираются использовать или используют на самом деле. Разрешение конфликта во многом зависит от умения воспитателя вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию. Конфликт предваряется более или менее очевидными сигналами — «сигналами конфликта». Когда ребенок рвет свою связь с партнером по игре или общению, проявляет негативные эмоциональные реакции без открытого вступления с ним в конфликт, осуществляет действия, которые могут провоцировать возникновение конфликтной ситуации, тогда становится ясно, что необходимо принять меры по ее предупреждению. Насилие, проявление агрессии указывает на несомненное присутствие проблемы, равно как и ожесточенные споры, когда дети оскорбляют друг друга, потеряв контроль над эмоциями. В ходе конфликта ребенок может утратить обычные нормы поведения и пойти на крайности. Следует помнить, что конфликт всегда в качестве одной из составляющих имеет своей целью проверку партнера на сопротивляемость. Посещая детский сад в течение нескольких лет и общаясь в группе со сверстниками по нескольку лет, дети достаточно хорошо изучают друг друга и знают сильные и слабые стороны каждого.

Психологический анализ конфликтной ситуациивоспитатель может провести по предлагаемым схемам.

Первый вариант:

1. Описание ситуации конфликта (участники, место возникновения, обстоятельства, деятельность участников конфликта).

2. Что предшествовало возникновению ситуации?

3. Определение в ситуации момента, когда воспитатель мог бы определить переход конфликтной ситуации в конфликт.

4. Что помешало воспитателю это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность и т. д.)?

5. Какие возрастные, индивидуальные особенности участников конфликта, проявились в их поведении, поступке, ситуации?

6. Ситуация глазами детей и самого воспитателя.

7. Личностная позиция воспитателя в возникновении конфликтной ситуации (отношение ее к детям).

8. Какие приемы воспитательного воздействия мог бы использовать воспитатель в конфликтной ситуации и как он их использовал в реальности? Оценка этих приемов.

9. Что нового узнал воспитатель о своих воспитанниках, их поступках, поведении в конфликтной ситуации?

10. Основные причины возникновения конфликта и его содержание (конфликт поведения, отношений)?

11. Варианты погашения, предупреждения и разрешения, корректировка поведения воспитанников?

12. Вывод и рекомендации по выбору средств воспитательных воздействий и определение участников реализации поставленных целей на ближайшее время и на перспективу.

Второй вариант:

1. Описание конфликтной ситуации или конфликта.

2. Причины возникновения конфликтной ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения).

3. Повод (инцидент) перехода конфликтной ситуации в конфликт и его динамика (возможно, любое случайное событие).

4. Смысловое содержание конфликта для каждого из его участников.

5. Психологический анализ отношений между участниками конфликтной ситуации (личные симпатии или антипатии).

6. Определение дальнейших перспектив воспитания и познавательных целей при разных вариантах разрешения ситуации.

В психологическом анализе конфликтной ситуации весьма информативными являются результаты наблюдения взаимоотношений детей в игре. Воспитатель в ходе наблюдений отмечает следующие аспекты:

- ребенок проявляет в игре лидерство или он ведомый;

- конфликтует в игре со сверстниками;

- подчиняется правилам игры, согласовывает действия;

- готов радоваться успеху другого ребенка;

- готов делиться игрушками;

- оказывает помощь другим детям;

- переживает свой успех в игре: чувствует превосходство над другими;

- переживает неудачи в игре: обижается (огорчается), плачет, теряет интерес, отказывается от игры, проявляет агрессию.

Осуществляя анализ взаимоотношений детей, воспитатель должен:

- стараться определить причины их объединения (или необъединения);

- направлять эти взаимоотношения (при определяющей инициативе);

- оценивать действия детей, помня об их обостренной чувствительности;

- помогать им анализировать собственную личность;

-обращать внимание на выбор игрушек, имея в виду половую идентификацию;

- осуществлять общение с детьми с учетом их пола;

-при общении придерживаться личностно - ориентированной модели общения, так как именно она дает оптимальный результат;

- приучать детей к общению в таком стиле, который необходим именно в этом возрасте;

-прививать детям коммуникативные навыки и обучать способам ненасильственного разрешения конфликтов, возникающих в ходе игры.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты и ссоры между детьми.

Одним из наиболее ярких проявлений неблагоприятной атмосферы в группе являются частые споры и ссоры между детьми, порой переходящие в драки. Драка - крайний способ решения конфликта, а точнее - неумен...

Консультация для педагогов «Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми»

Консультация для педагогов: «Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми» Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые мож...

Консультация для воспитателей "Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми"

Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях дет...

Педагог наблюдающий ситуацию ссоры между детьми!

Педагог наблюдающий ситуацию ссоры между детьми!1.Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности ,можно научиться решать конфликты только путём участия в них....

Консультация для родителей «Ссоры между детьми - пути решения»

laquo;Разве родителям не стоит вмешиваться в ссоры детей?» — возможно, спросите вы. Иногда следует, а иногда и нет....

Консультация для родителей "Ссоры между детьми: как помирить?"

К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Роль взрослого, научить ребенка великому искусству – умению разрешать конфликты мирно, что пригодится ему в течение всей жи...

Консультация для родителей "Ссоры между детьми. Как помирить?"

Ссоры в детских колективах и в семье не редкость. Практические советы как помирить детей...