Рекомендации по адаптации детей в детском саду "Кирпичики"
статья (младшая группа) по теме

Мясникова Светлана Евлампиевна

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5—3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.

Для любого ребенка начало посещения детского сада — сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помогла бы в ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершен¬но незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома...

В возрасте 2—3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.

Вы должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжитель¬ности (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.

Рекомендации родителям

Психологически очень важным моментом является то, что ребенок понимает (после соответствующих объяснений) — никто не остается в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители.

Есть дети, которым очень трудно есть и спать в незнакомой обстановке. Может пройти несколько дней, прежде чем ребенок согласится остаться в группе один, без мамы. Хорошо посоветовать маме дать ему с собой игрушку (не новую, но и не самую любимую — во избежание конфликтов), просто чтобы с ним оставалось что-то родное, "кусочек дома". Кроватку такому ребенку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.

В целом наличие в группе и на прогулке посторонних — мам, бабушек — очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников — для начала этого достаточно.

На первое время воспитатель попросит вас дать ребенку с собой носовые платки, дополнительную смену белья , если есть необходимость, запас памперсов и др.

Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет.

Будет ли малыш есть в детском саду?

Это зависит не только от обслуживающего персонала дошкольного учреждения и от родителей. Причин тому, что малыш в первые дни отказывается от еды, может быть несколько: напряженное эмоциональное состояние ребенка, непривычные блюда, неумение есть самостоятельно. Поэтому, готовясь к посещению детского сада, стоит заранее подумать и об этой проблеме.

Как подготовить малыша к питанию?

Для начала нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду. В дошкольном учреждении завтрак – в 8.30, обед – в 12.00, полдник – в 15.00, ужин – в 17.00. перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин. Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно. Дети тяжело отвыкают от сложившегося стереотипа. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды, ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут, и начинать это надо, как минимум, за 2-3 месяца до того, как ребенок начнет посещать детский сад.

Сложнее в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае режим питания необходимо установить сразу же по поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы.

Не перекармливайте вашего ребенка!

В детском саду объем предлагаемых ребенку блюд строго нормирован и объем пищи рассчитывается с учетом возраста.

Соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление. Часто родители считают, что ребенок недоедает, дают ему больше пищи, чем может усвоить его желудок. Дома такие дети кушают реже, часто отказываются от еды, поэтому, возможно, в саду они будут испытывать чувство голода. В течение дня малыш должен получать столько пищи, сколько требуется организму. Накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, учитывайте его возраст.

Постепенно отучайте малыша от еды между кормлениями: ведь приносить съестное в детский сад не разрешается.
Рацион питания ребенка составляйте с учетом меню детского сада. Меню на целый день в детском саду вывешивается в «Уголке для родителей».

Старайтесь включать в рацион мясо, хлеб, овощи, фрукты, соки и витаминные напитки. Если у ребенка сформировано стойкое предпочтение каких-то блюд, то ему будет значительно труднее приспособиться к новой кухне.

После 1,5 лет рацион питания малыша должен быть достаточно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое борщи, супы-пюре, пюре, компоты, кисели, запеканки и т.д. Тогда ваш малыш не откажется от них в детском саду, если привык к подобной пище дома.

Также стоит придерживаться и некоторых правил приготовления еды в домашних условиях. Блюда в детском саду нежирные, в основном готовятся на растительном и сливочном масле. Не злоупотребляйте соусами, майонезом, пряностями, специями.

Ребенок должен есть самостоятельно.

Одной из причин отказа от еды в детском саду – неумение пользоваться ложкой. Если ребенок после 1,5 лет все еще ест с вашей помощью, постепенно приучайте его к самостоятельности. Особенно он должен перестать получать еду из бутылочки. Ребенок, попадая в детский сад, должен уметь пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки. Дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, одеться) быстрее адаптируются к условиям дошкольного учреждения.

Воспитатели отмечают, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними. В процессе еды их многое отвлекает. Поэтому дома старайтесь, чтобы ребенок с 2-х лет ел вместе с вами за общим столом.
В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Еще дома малыш должен научиться укладываться в эти временные рамки.

С вопросами питания можно обратиться к медсестре или заведующей. Они вам расскажут о специфике питания детского сада.

Самый трудный первый день.

Первые дни пребывания ребенка в детском саду самые сложные. Отсутствие мамы, незнакомый коллектив, смена привычного уклада жизни. Все это сказывается на эмоциональном состоянии малыша. Как следствие, снижается аппетит, а у детей ранимых, с неустойчивой нервной системой он может вовсе пропасть. Поэтому питанию малыша в первые дни посещения детского сада следует уделять больше внимания. Готовьте в этот период дома более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда.

Вместо привычных макарон и каш следует чаще готовить салаты и овощные блюда, включить фрукты, соки, кисломолочные напитки, витаминные препараты. Откажитесь на время от сладких поощрений. Они не обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, перебивают аппетит ребенка, так что он может отказаться от полноценного ужина дома. Интересуйтесь тем, как ребенок ел в течение дня. При поступлении маленького человека в группу, предупредите воспитателя о его привычках. Для новичка в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш кроха, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то воспитатель или няни его обязательно накормят.

Адаптация детей 5 – 6 лет

В особом положении оказываются дети 5 — 6 лет, которых отдают в детский сад сразу в старшую или подготовительную группу, "чтобы ребенок привык к коллективу перед школой". С одной стороны, эти дети "взрослее", с ними легче войти в контакт, они умеют есть ложкой и не забудут зайти в туалет. Но с другой стороны, это "домашние" дети, привыкшие быть в центре внимания семьи, одного или нескольких взрослых и зачастую совсем не умеющие общаться с большим количеством детей. Они устают от шума, плохо запоминают имена сверстников, не могут разобраться в их достаточно сложных взаимоотношениях и влиться в коллектив. Они не привыкли и не понимают "безличного" обращения: "Все в музыкальный зал!", стесняются обращаться к воспитателю по поводу своих трудностей или, наоборот, постоянно к нему пристают вместо того, чтобы брать пример с окружающих сверстников.

Основная беда таких детей заключается в том, что они не воспринимают себя как часть группы, им трудно присмотреться к другим детям и вести себя так же, они вообще часто не отличаются большой наблюдательностью по отношению к окружающим. Их социальная некомпетентность, усугубляемая стрессом, может сильно затруднить адаптационный период.

Дети, пришедшие в этом возрасте в детский сад, чаще всего плохо рисуют, неуверенно пользуются ножницами, путают движения на физкультурных и музыкальных занятиях. Всем этим они скоро овладеют, а первое время все их силы будут ухолить на то, чтобы просто привыкнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_po_adaptacii_detey_v_detskom_sadu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Большинство детей начинают посещать детское учреждение в возрасте 2,5—3 лет. Для некоторых из них переход от домашней обстановки, знакомых и любимых игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2—3 месяца они привыкают к детскому саду. Для других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений.

Для любого ребенка начало посещения детского сада — сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помогла бы в ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершен¬но незнакомых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома...

В возрасте 2—3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Посторонних же взрослых некоторые дети просто могут испугаться.

Вы должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянии на ребенка, продолжитель¬ности (1,5—3 месяца), о возможных нарушениях.

Рекомендации родителям

Психологически очень важным моментом является то, что ребенок понимает (после соответствующих объяснений) — никто не остается в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители.

Есть дети, которым очень трудно есть и спать в незнакомой обстановке. Может пройти несколько дней, прежде чем ребенок согласится остаться в группе один, без мамы. Хорошо посоветовать маме дать ему с собой игрушку (не новую, но и не самую любимую — во избежание конфликтов), просто чтобы с ним оставалось что-то родное, "кусочек дома". Кроватку такому ребенку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.

В целом наличие в группе и на прогулке посторонних — мам, бабушек — очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников — для начала этого достаточно.

На первое время воспитатель попросит вас дать ребенку с собой носовые платки, дополнительную смену белья , если есть необходимость, запас памперсов и др.

Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет.

Будет ли малыш есть в детском саду?

Это зависит не только от обслуживающего персонала дошкольного учреждения и от родителей. Причин тому, что малыш в первые дни отказывается от еды, может быть несколько: напряженное эмоциональное состояние ребенка, непривычные блюда, неумение есть самостоятельно. Поэтому, готовясь к посещению детского сада, стоит заранее подумать и об этой проблеме.

Как подготовить малыша к питанию?

Для начала нужно приблизить домашний режим питания к тому, что будет в детском саду. В дошкольном учреждении завтрак – в 8.30, обед – в 12.00, полдник – в 15.00, ужин – в 17.00. перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин. Если время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно. Дети тяжело отвыкают от сложившегося стереотипа. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды, ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут, и начинать это надо, как минимум, за 2-3 месяца до того, как ребенок начнет посещать детский сад.

Сложнее в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае режим питания необходимо установить сразу же по поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы.

Не перекармливайте вашего ребенка!

В детском саду объем предлагаемых ребенку блюд строго нормирован и объем пищи рассчитывается с учетом возраста.

Соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление. Часто родители считают, что ребенок недоедает, дают ему больше пищи, чем может усвоить его желудок. Дома такие дети кушают реже, часто отказываются от еды, поэтому, возможно, в саду они будут испытывать чувство голода. В течение дня малыш должен получать столько пищи, сколько требуется организму. Накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, учитывайте его возраст.

Постепенно отучайте малыша от еды между кормлениями: ведь приносить съестное в детский сад не разрешается.
Рацион питания ребенка составляйте с учетом меню детского сада. Меню на целый день в детском саду вывешивается в «Уголке для родителей».

Старайтесь включать в рацион мясо, хлеб, овощи, фрукты, соки и витаминные напитки. Если у ребенка сформировано стойкое предпочтение каких-то блюд, то ему будет значительно труднее приспособиться к новой кухне.

После 1,5 лет рацион питания малыша должен быть достаточно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое борщи, супы-пюре, пюре, компоты, кисели, запеканки и т.д. Тогда ваш малыш не откажется от них в детском саду, если привык к подобной пище дома.

Также стоит придерживаться и некоторых правил приготовления еды в домашних условиях. Блюда в детском саду нежирные, в основном готовятся на растительном и сливочном масле. Не злоупотребляйте соусами, майонезом, пряностями, специями.

Ребенок должен есть самостоятельно.

Одной из причин отказа от еды в детском саду – неумение пользоваться ложкой. Если ребенок после 1,5 лет все еще ест с вашей помощью, постепенно приучайте его к самостоятельности. Особенно он должен перестать получать еду из бутылочки. Ребенок, попадая в детский сад, должен уметь пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки. Дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, одеться) быстрее адаптируются к условиям дошкольного учреждения.

Воспитатели отмечают, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними. В процессе еды их многое отвлекает. Поэтому дома старайтесь, чтобы ребенок с 2-х лет ел вместе с вами за общим столом.
В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Еще дома малыш должен научиться укладываться в эти временные рамки.

С вопросами питания можно обратиться к медсестре или заведующей. Они вам расскажут о специфике питания детского сада.

Самый трудный первый день.

Первые дни пребывания ребенка в детском саду самые сложные. Отсутствие мамы, незнакомый коллектив, смена привычного уклада жизни. Все это сказывается на эмоциональном состоянии малыша. Как следствие, снижается аппетит, а у детей ранимых, с неустойчивой нервной системой он может вовсе пропасть. Поэтому питанию малыша в первые дни посещения детского сада следует уделять больше внимания. Готовьте в этот период дома более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда.

Вместо привычных макарон и каш следует чаще готовить салаты и овощные блюда, включить фрукты, соки, кисломолочные напитки, витаминные препараты. Откажитесь на время от сладких поощрений. Они не обладают высокой питательной ценностью и, кроме того, перебивают аппетит ребенка, так что он может отказаться от полноценного ужина дома. Интересуйтесь тем, как ребенок ел в течение дня. При поступлении маленького человека в группу, предупредите воспитателя о его привычках. Для новичка в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш кроха, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то воспитатель или няни его обязательно накормят.

Адаптация детей 5 – 6 лет

В особом положении оказываются дети 5 — 6 лет, которых отдают в детский сад сразу в старшую или подготовительную группу, "чтобы ребенок привык к коллективу перед школой". С одной стороны, эти дети "взрослее", с ними легче войти в контакт, они умеют есть ложкой и не забудут зайти в туалет. Но с другой стороны, это "домашние" дети, привыкшие быть в центре внимания семьи, одного или нескольких взрослых и зачастую совсем не умеющие общаться с большим количеством детей. Они устают от шума, плохо запоминают имена сверстников, не могут разобраться в их достаточно сложных взаимоотношениях и влиться в коллектив. Они не привыкли и не понимают "безличного" обращения: "Все в музыкальный зал!", стесняются обращаться к воспитателю по поводу своих трудностей или, наоборот, постоянно к нему пристают вместо того, чтобы брать пример с окружающих сверстников.

Основная беда таких детей заключается в том, что они не воспринимают себя как часть группы, им трудно присмотреться к другим детям и вести себя так же, они вообще часто не отличаются большой наблюдательностью по отношению к окружающим. Их социальная некомпетентность, усугубляемая стрессом, может сильно затруднить адаптационный период.

Дети, пришедшие в этом возрасте в детский сад, чаще всего плохо рисуют, неуверенно пользуются ножницами, путают движения на физкультурных и музыкальных занятиях. Всем этим они скоро овладеют, а первое время все их силы будут ухолить на то, чтобы просто привыкнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по адаптации детей к детскому саду

При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится  адаптироваться не только на социальном, псих...

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Рекомендации по адаптации детей в детском саду. Будет ли малыш есть в детском саду?...

Рекомендации по адаптации детей к детскому саду

Интересная статья, можно распечатать и поместить в родительский уголок...

Рекомендации по адаптации детей в детском саду

Рекомендации по адаптации детей в детском саду...

Рекомендации по адаптации детей к детскому саду

Практические советы и рекомендации для успешного адаптирования малыша к детскому саду...