Консультации
материал по теме


Предварительный просмотр:

Вербальные и невербальные средства коммуникации.

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. "Говорите с ребёнком как можно больше и чаще", - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными "ярлыки": неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец:

Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит "ярлык" становится установкой, прогнозом на будущее.

Где бы табличку повесить: "Осторожно - слово. Словом можно покалечить душу"?

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви недостаточно" просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям:

"Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя". (Ребёнок воспринимает это так: "Такой, какой я есть, я неприемлем").

"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей." ("Я наверное плохой").

"Ну разве можно быть таким глупым?" ("Должно быть я не умён").

"Ты никогда ничего не понимаешь." ("Я тупой, неспособный!").

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: "Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста".

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

 

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница "молчаливой педагогики", что ребёнок - существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.

Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок - правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что "личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная - это её эмоциональное проживание.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста".

Доказано, что существуют два языка общения:

один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;

второй язык - это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций, переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?

Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением.

Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.

Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка.

 

Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.

И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.

Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый?

Бессловесная коммуникация - самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.

Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует?

Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: "Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять".

Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

Заповеди для родителей и воспитателей.

Детей учит то, что их окружает.

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.

Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Вопросы для обсуждения:

Какие средства коммуникации, вербальные или невербальные, преобладают в дошкольном возрасте? Почему?

Верно ли утверждение, что детей учит то, что их окружает?

Что, на ваш взгляд, главнее: научить ребёнка чему-либо или построить добрые отношения с ним? Обоснуйте свой ответ.

Выберите пять заповедей, соблюдение которых вы считаете особенно важными в воспитании детей. Обоснуйте свой выбор.



Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Важная задача, стоящая перед воспитателями детского сада, это обогащения словаря ребенка. У детей  дошкольного возраста есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников пассивный словарь в значительной степени превышает активный, перенести как можно больше пассивных слов в активные является основной задачей воспитателя.

В детском саду обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок. В работе при обучении детей монологической речи в нашем детском саду широко используется сказкотерапия. Одной из задач сказкотерапии является обучения детей монологической речи. На начальном этапе это приём совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. Формы работы со сказкой разнообразны. Это: различные типы занятий: двигательно-творческие, сюжетные, театрализованные физкультурные, музыкально — ритмические, игровые, познавательные, интегрированные. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием. Образец рассказа не предлагается, т.к. этот приём не способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о близких, взаимопомощь, дружба и доверие. Часто занятия проводятся в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности, раскрывает природный потенциал детей.

Как рассказывать сказки детям? Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.  К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти – шести годах.

Сказка - самый удивительный жанр устного народного творчества. В ней все необычно и все возможно. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных. Сказка - великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читать ее.

Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Пересказ и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не надо сразу напрямую объяснять своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможности почувствовать то, что он еще не может осмыслить. Важным этапом при работе над сказкой является рассматривание иллюстраций, которые учит детей замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.



Предварительный просмотр:

Наказывать или прощать?

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребёнка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться.  Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твёрдыми, но доброжелательными, осознать, что ребёнку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребёнок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать  на наше понимание, помощь и поддержку.

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извёл, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно, эти выражения перестают быть значимыми для ребёнка, он их просто не замечает.

Не разговаривайте с ребёнком раздражённо, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие развёрнутого ответа. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.

Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если её  нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

Никогда не наказывайте, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте  поступок и ребёнка. Тактика «Ты плохо себя ведёшь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясняйте, в чём заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Но если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, готов шлёпнуть, вряд ли ребёнок поймёт, что кричать и драться нехорошо.

Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нём, стыдить ребёнка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок может, не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребёнку хороших братьев и сестёр, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Памятка

«Искусство наказывать и прощать».

  1. Чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, подбадривайте его, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  2. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребёнку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  5. Воинственность ребёнка можно погасить своим спокойствием.
  6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребёнка.
  7. Попытайтесь понять ребёнка и оценить с его позиции плохой поступок.
  8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
  9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

-нарочитое непослушание означает, что ребёнок хочет быть в центре внимания;

 - проказы свидетельствуют о том, что ребёнок жаждет эмоциональных впечатлений;

 - упрямство – свидетельство желания быть независимым;

 - агрессия – ребёнок ищет способ самозащиты;

 - суета, беготня - ребёнок даёт выход энергии.

Воспитывая добром.

Воспитывая добром, в ответ мы получаем добро! Не зря народ сложил столько пословиц и поговорок о значении добрых дел в жизни человека:

  1. За добро добром платят.
  2. Делай другому добро – будешь сам без без беды.
  3. Худо тому, кто добра не делает никому.
  4. Добрый человек в добре живёт век.
  5. Добро сеять, добро и пожинать.
  6. Жизнь дана на добрые дела.
  7. Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
  8. Истинное добро всегда просто.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей и педагогов                                                                                   «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

  1. Молчанием. Выдержать бойкот ребёнку дошкольнику очень трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, при условии, если эта любовь к ребёнку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, так как оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.
  3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребёнка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили его бояться наказания, но и преподали ребёнку урок жестокости.
  4. Кричать на ребёнка, поскольку крик воспринимается ребёнком дошкольного возраста как словесное битьё.
  5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребёнка путём поощрений тем самым закрепляет его)
  6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребёнка (чем меньше ребёнок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  7. Упрекать и помнить былые грехи ребёнка, тем самым закрепляя плохое поведение ребёнка.

Памятка для родителей и педагогов                                                                 «Как нужно поощрять  детей дошкольного возраста».

  1. Так, чтобы оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений  в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  2. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребёнка. Выбирая подарок для поощрения ребёнка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  3. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  4. Давать особо почётные поручения, когда ребёнку доверяется, поручается  нечто большее, чем обычно.
  5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.д.

Словесные способы поощрения                                                                                                   и поддержки ребёнка-дошкольника.

  1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
  2. Замечательно! Превосходно! Чудно!
  3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Ещё немного времени и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  4. Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя!
  6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
  7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
  8. Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты – чудо!



Предварительный просмотр:

Памятка

«Как воспитывать у ребёнка самостоятельность».

  1. Постоянно обогащать знания и умения детей.
  2. Создавать условия, побуждающие ребёнка активно использовать имеющиеся знания и навыки.
  3. Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.
  4. Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребёнка: от прямых приёмов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).
  5. Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
  6. Ориентировать ребёнка на получение хорошего результата.
  7. Постоянно расширять область самостоятельности ребёнка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
  8. Поддерживать у ребёнка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

Что эффективнее –  похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто.

Но без поддержки взрослого  ребёнок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания обычно вызывают тревогу, усиливают боязнь неудачи.  А тревога, боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений.                      

Страх – достаточный мотив для достижения какого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (осознаваемой как незаслуженная) обычно даёт обратный эффект.



Предварительный просмотр:

Памятка

«Как преодолеть страх перед школой»

Первое сентября у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребёнок не хочет идти в школу, поскольку панически её боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы не допустить подобного.

  1. Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести. Таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» ит.д.
  2. Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
  3. Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
  4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
  6. Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

«Роль игры

при подготовке ребёнка к школе».

Дошкольный возраст – замечательный период  жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка -  игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии ребёнка дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того, чтобы научить ребёнка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребёнок начнёт писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не даёт для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка: «Поиграй со мной! Ну, пожалуйста!» И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем  супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б.В.Никитин. – Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нём ваш ребёнок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть всё, что необходимо для полноценного развития ребёнка. И в этом её незаменимое значение. В играх ребёнок формируется как  активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности – играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребёнком ситуации и действий, в значительной степени приближённых к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребёнку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы её решить, необходимо выполнить определённые действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребёнка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

  1. Чётко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  2. занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребёнка;
  3. во время игры давать ребёнку возможность быть в роли как участника, так и ведущего;
  4. варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  5. обязательно поощрять победителя игры.

Весёлые диктанты.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  1. мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов для развития таких качеств, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание);
  2. пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а так же в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперёд-назад и т.д.);
  3. чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  4. изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а так же с помощью графических упражнений.

Для подготовки руки к письму необходимы следующие упражнения:

  1. Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров. При этом ребёнок  осваивает изображение  элементов узора, приёмы расположения элементов на плоскости, учится  определять направление линий и движение руки, развивает глазомер.
  2. Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. Необходимо обращать внимание ребёнка на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
  3. Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий. Их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

   Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, треугольников.




Предварительный просмотр:

Право ребёнка на любовь родителей.

Родительская любовь является важным условием нормального развития личности ребёнка и создаёт основу для удовлетворения его основных потребностей. К счастью, многие дети рождаются и растут в атмосфере любви и доброты. Их окружают вниманием и заботой близкие люди. Но вот ребёнок «вырастает из пелёнок» и вскоре становится капризным, истеричным, агрессивным. Родители, вкладывая в малыша все силы, хотят видеть его покладистым, сообразительным, добрым и т.п. Появляется некоторая раздражительность, неудовлетворённость тем, что ребёнок не совсем такой или совсем не такой, каким его хотели бы видеть.                  Но нужно помнить, что дети нам не принадлежат. Мы лишь временно являемся их  проводниками и наставниками. От нас, родителей, зависит, что вложить в их светлые головы, и мы не должны определять их путь и сознание. Наша задача – лишь разглядеть данную им свыше искорку и помочь ей разгореться в негасимое пламя. И если родители по-настоящему желают своему ребёнку счастья, то они должны внушить ему, что любят его таким, какой он есть, что тон вовсе не обязан быть лучшим. И вообще, прежде чем высоко поднять планку для своих детей, стоит сначала так же высоко поднять её для себя.  Любовь предполагает заботу о человеке, преодоление трудностей и конфликтов, прощение, доверие, посвящение себя его благополучию, принятие его таким, какой он есть, без всяких условий.                                                                                         Часто любящим родителям не хватает знаний об особенностях развития ребёнка в определённый возрастной период, о причинах его сложного поведения. Даже просто зная то, что такое поведение малыша типично для многих в этом возрасте, мамы и папы будут более уверены, спокойны и терпеливы в его воспитании.                                                         Первое настоящее испытание терпеливости взрослых – кризис 3-х лет. Он может начаться и в 2,5 года и в 4. Продолжительность его в большей степени зависит от умения и желания взрослых подстроиться под изменившиеся способности и желания ребёнка. Детские психологи заметили: от того, как ребёнок переживает этот первый серьёзный кризис, как родители помогают (или мешают) ему приобретать новые навыки, напрямую зависит характер ребёнка, который окончательно формируется к трём годам. Поэтому так важно знать, что скрывается за капризами и упрямством маленького бунтаря.                                                                         Формирование нового, захватывающего чувства «Я» - главное достижение кризиса трёх лет. Ребёнок требует от близких признания своей независимости и самостоятельности, но из-за своих возрастных особенностей трёхлетка может далеко не всё и по-прежнему  остаётся зависимым от взрослых. Поэтому дети этого возраста обидчивы, чувствительны и эмоциональны. А их возмущение часто выливается на родителей, особенно маму, которая больше остальных проявляет заботу.         Если взрослые излишне проявляют свою волю и ограничивают самостоятельность ребёнка, кризис приобретает характер противостояния. Капризность, агрессивность и крайняя раздражительность будут усиливаться и могут закрепиться, став отрицательными чертами характера. Но излишняя мягкость вредит не меньше. Уступая капризам и истерикам, родители подрывают собственный авторитет и формируют в ребёнке завышенную самооценку и эгоизм. Конечно, нелегко найти середину между этими крайностями. Но проявленные в течение кризисного периода тактичность, доброжелательность и гибкость принесут свои плоды в виде самостоятельности, инициативности и сговорчивости ребёнка.                 Чего же хочет ребёнок от взрослых, проявляя упрямство  и строптивость. Он хочет быть взрослым и общаться на равных. Трёхлетка ценит, когда взрослые с ним говорят, обсуждают, оценивают (поступок, а не ребёнка). Во время кризиса  эмоции буквально захлёстывают детей. Сдерживание их ведёт к напряжению, поэтому ребёнок «хочет кричать и плакать». Задача взрослых – помочь ребёнку дать выход эмоциям так, чтобы от этого никто не пострадал. Лучше всего малышам подходят подвижные игры: попрыгать, побегать, побеситься. А смех разрядит атмосферу и даст ребёнку уверенность в том, что «всё хорошо». Дети в этом возрасте хотят знать, что можно и что нельзя, знать свои обязанности. Именно взрослые должны определить границы приемлемого поведения для ребёнка, проявляя  при этом последовательность, единодушие, твёрдость. А ещё дети хотят, чтобы их хвалили, ведь похвала – это источник положительных эмоций и уверенности в себе.                                         Таким образом, в основе кризиса трёх лет лежит мечта ребёнка о том, чтобы взрослые изменили своё отношение к нему. Уважение и терпение – вот главные помощники в переживании этого трудного периода и ещё любовь, безусловная и безоговорочная, которая помогает услышать и понять ребёнка в любом возрасте.



Предварительный просмотр:

Тест  для родителей.

  1. На некоторые поступки ребёнка Вы часто реагируете настоящей бурей, а потом жалеете об этом. (Да, нет, не всегда)
  2. Вы пользуетесь советами со стороны, если не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребёнка. (Да, нет, не всегда)
  3. Вы считаете лучшими советчиками в воспитании ребёнка собственные опыт и интуицию. (Да, нет, не всегда)
  4. Иногда Вам случается доверить ребёнку секрет, который Вы никому другому бы не рассказали. (Да, нет, не всегда)
  5. Вас обижает отрицательное мнение посторонних о ребёнке.                     (Да, нет, не всегда)
  6. Вам случается просить прощения у ребёнка за какие-то свои слова или поступки. (Да, нет, не всегда)
  7. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей – таково Ваше глубокое убеждение. (Да, нет, не всегда)
  8. Некоторые различия между Вашим характером и характером Вашего ребёнка Вас радуют. (Да, нет, не всегда)
  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребёнка. (Да, нет, не всегда)
  10. У ребёнка полно игрушек, поэтому Вы запросто можете удержаться от приобретения очередной. (Да, нет, не всегда)
  11. Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный аргумент для ребёнка – ремень. (Да, нет, не всегда)
  12. Ваш ребёнок – настоящий идеал, именно о таком Вы и мечтали.              (Да, нет, не всегда)
  13. Ваш ребёнок доставляет Вам больше хлопот и неприятностей, чем радости. (Да, нет, не всегда)
  14. Иногда Вам кажется, что именно от ребёнка Вы набираетесь новых мыслей и идей. (Да, нет, не всегда)
  15.  Вы часто находитесь в состоянии конфликта с ребёнком.                           (Да, нет, не очень)

На вопросы теста можно отвечать: да, нет, не знаю. За каждый ответ «да" на вопросы под чётными номерами, а так же «нет» на вопросы под нечётными номерами начислите себе по 10 очков, за каждые «не знаю» - по 5 очков. Теперь подсчитайте полученную сумму.

100-150 очков. Вы хорошо понимаете ребёнка. Для идеала вам не хватает одного шажка. Им может стать мнение ребёнка. Рискнёте?

50-99 очков. Вы на правильном пути к пониманию ребёнка. Проблемы с ребёнком Вы можете решить, если начнёте с себя. И не надо оправдываться нехваткой времени или сложной натурой ребёнка.

  Увы, ваш ребёнок вызывает сочувствие. Но ещё не всё потеряно. Обратитесь за советом к опытному педагогу.

Анкета для родителей

  1. Считаете ли Вы себя компетентными в вопросах воспитания:

 да , не совсем, нет.

  1.  Кто, по-Вашему, более ответственен за воспитание ребёнка – семья или дошкольное образовательное учреждение? 
    семья, д/с ,  обе стороны.

3.Вас наказывали Ваши родители?  Да, нет, редко.

 4. Какие наказания применяли по отношению к Вам родители в детстве?  ставили в угол, ремень, лишали удовольствий, не разговаривали, шлепок, ругали, не отпускали гулять, пощёчина, лишение еды, кулак, помещение в тёмное место, наказание на коленях на крупе.

5. Как Вы наказываете Вашего ребёнка?

Ставим в угол

Шлепок

Никак

Лишаем удовольствий

Повышение голоса

Физически не наказываем, можем поругать, отказать в покупке чего-либо

Не наказываем, но иногда повышаем голос

Не включаю мультфильмы

Не разговариваю

6. Продолжите высказывание «Мне приходится наказывать ребёнка, когда он…»:

Плохо себя ведёт, не выполняет просьбы и требования

Не слушает с первого раза

Не наказываю

Не прибирает игрушки

Совсем не слушается меня

Не слышит меня, вредничает, делает назло

Не понимает меня  после нескольких замечаний

Игнорирует просьбы о чём-либо

Упрямится

7.Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребёнку?

Лишать удовольствий

Шлепок

Поставить в угол

Воспитательные (слово, серьёзный разговор)

           Лишение просмотра мультфильмов

           Повышение голоса

           Не унижающие достоинства ребёнка  и не телесные

  1. Что Вас раздражает в ребёнке?

Ничего

Вредность и упрямство

Невнимание к словам и просьбам старших

Когда он грубит взрослым, капризничает

            Нежелание заниматься

  1. Что Вас раздражает в себе?

Нетерпимость

Ничего

Характер

            Усталость, меланхолия

            Вспыльчивость

           Неуравновешенность, раздражительность

           Плохое знание законов

           Не всегда могу вовремя уделить ребёнку внимание по его требованию

  1. Знакомы ли Вы с основными документами по защите прав детей? Если знакомы, то с какими?

            Нет

Конвенция о правах  ребёнка

Семейный кодекс

            Конкретно не знакома, но знаю, что есть такие

             Конституция РФ

  1. Существуют ли в Вашей семье проблемы, по которым Вам нужна помощь специалиста (врача, психолога, юриста)?

             Нет

            Да

           Хочется иногда поговорить с психологом

           Требуется консультация юриста

  1. В чём, по-Вашему, проявляется нарушение прав ребёнка?

Не знаю

В насилии над детской психикой, оскорблении, унижении

В лишении своего мнения

Отсутствие мест в д/садах, (особенно до 3-х лет), отсутствие детских площадок во дворах

Дополнительного дошкольного образования

Отсутствие финансирования на модернизацию базы д/садов (мебель, ремонт и т.д.)

Медицинское обслуживание (нет диагностики, профилактика заболеваний низкая)

В нашей семье права ребёнка не нарушаются ни в чём

В применении физической силы

В посягательстве на его «я»

В неправильном наказании ребёнка

 

 



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Социально-личностное развитие Вашего ребёнка»

  1. Легко ли рассмешить Вашего ребёнка?
  2. Как часто он капризничает?
  3. Ложится ли он спать спокойно, не выводя из терпения всех домашних?
  4. Всё ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?
  5. Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно играет?
  6. Часто ли он выходит из себя?
  7. Всегда ли нужно присматривать за ним?
  8. Нет ли у него привычки сосать палец, часто хныкать или слишком много фантазировать?
  9. Можете ли Вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, да так, словно Вы покидаете его навсегда?
  10. Хорошо ли он ведёт себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре с Вашей стороны?
  11. Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

Варианты ответов: «да», «нет», «не знаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....