КОГДА МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ.
статья по теме

Статья посвящена роли художественной литературы в нравственном воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_my_chitaem_detyam.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

        КОГДА МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ.

Трудно переоценивать значение художественной литературы для развития ребёнка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания. Задумайтесь о том, как использовать художественные произведения для развития у детей воображения и творческого мышления.                                                                Как правило, прежде всего, родителей интересует то, что же в конце концов понял ребёнок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребёнок  приходит  к  этому  понимаю. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенным ребёнком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведёт к открытию чего –то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать во едино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – всё это показатель сформирования у ребёнка логического, рассуждающего мышления. Как развитие воображения, так и развитие логического мышления происходит   при сталкивании ребёнка с новыми для себя проблемными ситуациями. Многие литературные произведения могут стать, хорошим материалом для совместного обсуждения с ребёнком тех своеобразных проблемных ситуаций. Начинать подобные обсуждения полезно уже с детьми 4-5 лет, а для дошкольников совместное решение проблемных ситуаций должно стать существенной частью бесед по содержанию прочитанного.

    Прежде всего, о том, какие произведения  лучше использовать для этой цели. Для чтения со старшими  дошкольниками уже недостаточно тех книг, сюжет которых построен прямолинейно: каждое последующие событие в них однозначно вытекает из предыдущих и может быть ими полностью объяснено. Понимание подобных текстов часто может сводиться к воспроизведению уже усвоенных ребёнком образцов: достаточно легко определиться, кто из героев «хороший», а кто «плохой», и дальнейшее течение событий можно предсказать, «став на место» соответствующего персонажа. Такие произведения могут послужить закреплению у  ребёнка определённых нравственных норм и оценок, но для развития мышления они  не вполне подходят. Постарайтесь подобрать для чтения с ребёнком такие произведения, где описываются события неоднозначные и противоречивые, смысл которых можно понять, только исходя из общего контекста. Подобные тексты можно найти среди рассказов М.Зощенко, Н.Носова, В.Осеевой и других детских писателей. Теперь о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребёнка в самом ходе обсуждения прочитанного. Сначала ещё раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами и если разобраться, ваша интерпретация  событий ни чуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребёнка, чтобы он вынес из  текста  одну – единственную «мораль». Может быть, ребёнок предложит вполне разумное объяснение, соответствующие логике текста – не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришёл самостоятельно. Однако пусть ребёнок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий. Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребёнка радости «сотворчества».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что и когда читать детям

рекомендуемая по возрасту литература...

Презентация на тему: "О чем и когда нужно читать детям-дошкольникам".

С этой презентацией выступала на педагогическом совете после закрытия в ДОУ недели по художественному чтению. Работа была высоко оценина коллегами. Буду рада, если моя работа кому-нибудь пригодится....

Буклет для родителей «Как и когда читать детям сказки»

Как часто нужно читать ребенку?Ни дня без книги — это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка — это не просто развлечение для ребёнка, она источник информации о мире, ...

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. Исследование федерального агентства по печати и массовым коммуникациям показало, что 35% россиян...

Консультация для родителей "Что и когда читать детям 5 - 6 лет"

Консультация содержит материал: что и когда читать детям, как правильно читать детям, какие книги читать детям, список интересных книг для детей....

Что и когда читать детям?

Когда начинать читать детям? Этот вопрос задают себе родители.Специалисты считают, что начинать читать надо уже тогда, когда вы поняли «всю серьезность своего положения». Само  ...

Чем опасно раннее развитие детей. Когда можно учить детей читать.

Материал содержит психологические аспекты раннего развития детей. Поможет определиться родителям в вопросах обучения детей чтению.   Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с...