Методические рекомендации по лексическим темам
методическая разработка (старшая группа) по теме

Методические рекомендации по лексическим темам помогут родителям закрепить с детьми пройденный материалл на занятиях с учителем-логопедом, расширить словарный запас  детей, развивать грамматически правильную связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._rekom._dlya_rodit.st_gr..doc86 КБ

Предварительный просмотр:

      Методические рекомендации по лексическим темам:

                             Лексическая тема: «Овощи».

1. Поговорите с ребенком об овощах. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в огороде, парнике, теплице. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи.

2. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много». (Вы называете овощ в единственном числе, а ребенок - во множественном):

огурец-огурцы,

кабачок-кабачки,

баклажан-баклажаны,

помидор-помидоры и т. д.

3. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».

Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил салат из из капусты, какой это салат? Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.  

Например:

салат из капусты – капустный салат,
сок из моркови – морковный сок,

икра из кабачков – кабачковая икра,

котлеты из картофеля – картофельные котлеты и т.д.

4. Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:

- Как называется этот овощ?

- Где он растет?

- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

-Что можно приготовить из него?

Например: Это помидор. Он растет в теплице или на грядке. Помидор красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

                             Лексическая тема: «Фрукты».

1. Поговорите с ребенком о фруктах. Выясните, понимает ли он, что фруктами мы называем плоды, растущие в саду на деревьях. Пусть ребенок перечислит известные ему фрукты.

2. Поиграйте с ребенком в игру «Один - много». (Вы называете фрукт  в единственном числе, а ребенок - во множественном):

яблоко-яблоки;

груша – груши;

абрикос- -абрикосы и т.д.

3. Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар».

Бросаете ребенку мячик и спрашиваете: повар приготовил сок (варенье ) из персиков, какой это сок (какое варенье)?

Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает вам мяч.  

Например:

сок из персиков –персиковый, варенье - персиковое.

       из  яблок – яблочный, яблочное.

       из слив – сливовый, сливовое.

Обращайте внимание, как ребенок произносит окончание

 в слове.

4. Предложите ребенку рассказать об одном из фруктов по плану:

- Как называется этот фрукт?

- Где он растет?

- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?

-Что можно приготовить из него?

Например: Это яблоко. Оно растет в саду на дереве. Яблоко красное,  круглое, гладкое, твердое, кисло-сладкое. Из него можно приготовить сок, компот, варенье.

                             Лексическая тема: «Одежда».

1. Поговорите с ребенком об одежде, покажите и назовите

   детали одежды: (воротник, манжеты, брючину, рукав,

    карманы и       т.д.).

2. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду.

     Познакомьте ребенка с их названиями.

3. Расскажите ребенку, кто шьёт одежду. Какие инструменты

    и материалы используются в работе.

4. Поиграйте с ребенком в игру «Из чего- какой?». Мама

     сшила   разную одежду. Назови, что из каких материалов

     сшила мама. Закончи предложение. (Брюки сшили

     из   шерсти.      Они шерстяные. Платье сшили из шелка.

     Оно   шелковое. И т.д.. )

Лексическая тема: «Дикие животные».

  1. Выясните, знает ли ребенок диких животных.

Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных.

  1. Выясните, знает ли ребенок то, что дикими эти животные называются потому, что живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.
  2. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие

животные.

  1. Вспомните с ребенком названия детенышей диких

животных. Предложите ребенку поиграть в игру

 «Кто у кого?» Взрослый называет любое дикое животное, а ребенок называет детеныша этого животного.

  1. Выясните, знает ли ребенок названия жилищ  животных.

 Для уточнения знаний ребенка предложите ребенку

поиграть в игру с мячом « Кто где живет?»

Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.

  1.  Предложите ребенку отгадать загадки  о диких животных.
  2.   Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие  диких животных.

(Например: медведь - бурый, большой, лохматый,  неуклюжий, сладкоежка;

лиса -  рыжая, хитрая, ловкая, плутовка, коварная  и т. д)

Об одном из животных  ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

- Как называется животное?

- Какого оно размера?

- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

- Чем покрыто  его тело?

- Чем оно питается?

- Как называется его жилище?

- Как называются его детеныши?

Лексическая тема: «Почта».

  Выясните, знает ли ребенок, что место, откуда можно

отправить письмо, посылку, бандероль, называется почтой.

  1. Посетите с ребенком почту. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и отправляют посылки, бандероли, телеграммы.
  2. Помогите ребенку ответить на вопросы:

- Кто работает на почте?

- На почте работает  почтальон.

- Что делает почтальон?

- Почтальон разносит письма, телеграммы, газеты, журналы.

- Откуда люди достают газеты, письма?

-Люди достают газеты, письма из почтового ящика.

  1. Предложите ребенку игру: « Какая? Какой?

Н-р:

     - Открытка какая?

 Ребенок подбирает слова (праздничная, яркая, красочная, поздравительная).

- Журнал какой? (интересный, яркий, красочный). Аналогично подбираются  прилагательные к словам «конверт», «газета».

Лексическая тема: «Животные Севера».

  1. Выясните, знает ли ребенок  животных  севера, их названия.

Рассмотрите с ним картинки, изображающие  животных севера, назовите их.

  1. Побеседуйте с ребенком о том,  что эти животные приспособлены жить только на севере, а в другом климате

 они не выживут.

  1. Предложите ребенку поиграть в игру

 «Кто у кого?» Взрослый называет любое животное севера, а ребенок называет детеныша этого животного.

  1. Предложите ребенку отгадать загадки  о  животных севера.
  2.   Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие  животных.

(Например:  белый медведь - белый, большой,  огромный, лохматый,  неуклюжий.

Соболь -  белый, пушистый, ловкий .

Олень - гордый, большой, сильный, выносливый

Об одном из животных  ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

- Как называется животное?

- Какого оно размера?

- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

- Чем покрыто  его тело?

- Чем оно питается?

- Как называются его детеныши?

Лексическая тема: «День защитника Отечества».

  1. Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы

готовимся отметить. Это День защитников Отечества.

  1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением

людей военных профессий, подскажите названия этих

профессий.

  1. Расскажите ребенку о профессиях военных: летчике,

моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике.

Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан.

  1. Организуйте с ребенком игру « Один- много»

Взрослый называет одного человека военной профессии,

 а ребенок много. Например:  Один солдат, а много солдат,

один  летчик, а много летчиков и  т.д.

  1. Разучите с ребенком стихотворение:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся в даль

Самолетов звенья.

Это праздник февраля- Армии рожденье.

Лексическая тема: «Профессии».

Пусть ребенок расскажет, какие профессии он  знает.

Выясните, знает ли ребенок,  чем занимаются люди таких профессий как: парикмахер, учитель, швея, повар, строитель,

шофер, продавец, воспитатель.

Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях.

Выясните, знает ли ребенок о вашей профессии, кем работают мама и папа.

Помогите ребенку составить рассказ о профессии мамы или

 папы:

- Кем и где работает

- В чем заключается эта работа.

Прочитайте ребенку стихотворения В.В. Маяковского

« Кем быть?» и Дж. Родари « Чем пахнут ремесла?»

Лексическая тема: «Одежда».

  1. Выясните,  названия каких инструментов знает ваш

ребенок.

  1. Помогите ребенку вспомнить названия орудий труда (инструментов) и побеседуйте о том, кому и для чего они

нужны.

Можно предложить ребенку поиграть в игру

«Кому что нужно для работы?»:

Взрослый называет инструмент, а задача ребенка сказать, человеку какой профессии нужен этот инструмент.

Например: ножницы- ножницы нужны швее, закройщику, парикмахеру.

  1.   Побеседуйте о том, зачем людям нужны инструменты.

Поиграйте с ребенком в игру

 « Что этим инструментом можно делать?»

Взрослый называет инструмент, а ребенок должен подобрать

как можно больше слов действий.

Например: молоток- молотком можно забивать, прибивать, стучать, приколачивать и т.д.

  1. Выясните, знает ли ребенок, что инструменты бывают музыкальные
  2.  Предложите ребенку отгадать загадки об инструментах.

Лексическая тема: «Мебель».

  1. Рассмотрите  вместе с ребенком мебель, которая есть  у вас дома. Попросите ребенка назвать предметы мебели.
  2. Предложите ребенку назвать детали мебели: ножка, спинка, сиденье, подлокотники, дверцы и т.д.
  3. Побеседуйте о том, для чего нужна мебель.

Предложите ребенку поиграть в игру с мячом

« Для чего нужна эта мебель?»

Вы  бросаете ребенку мяч и называете один из предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит для чего эта мебель

нужна и возвращает мяч вам.

  1. Предложите ребенку отгадать загадки о мебели.
  2. Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых

сделана мебель.

Можно организовать игру « Из чего какая?»

Вы называете материал, а ребенок называет, какая мебель получится из этого материала:

Например: шкаф из дерева – деревянный

Стол из стекла - стеклянный

Диван обшит велюром – велюровый и т.д.

  1. Помогите ребенку составить рассказ описание о любом из предметов мебели

Лексическая тема: «Посуда».

  1. Рассмотрите  вместе с ребенком посуду, которая есть  у вас дома. Попросите ребенка назвать посуду.
  2. Предложите ребенку назвать детали такой посуды как

 чайник: дно, ручка, крышка, носик.

  1. Выясните, знает ли ребенок, что посуда бывает чайной, столовой, кухонной.
  1. Предложите ребенку назвать чайную, кухонную и

столовую посуду.

  1. Побеседуйте с ребенком о материалах, из которых

сделана посуда.

Можно организовать игру « Из чего какая?»

Вы называете материал, а ребенок называет, какая посуда получится из этого материала:

Например: стакан из стекла – стеклянный

Чашка из фарфора- фарфоровая

Миска из алюминия- алюминиевая

Тарелка из пластмассы- пластмассовая

Интересно ребенку будет поиграть в игру с мячом « Один- много»

Вы бросаете ребенку мяч и называете одну посуду, ребенок ловит мяч, бросает мяч вам, называя много посуды:

Чашка - много чашек

Тарелка - много тарелок  и т.п.

  1. Помогите ребенку составить рассказ описание о любой посуде по плану:

Что это?

Какая это посуда?

Какого цвета, формы эта посуда?

Для чего нужна эта посуда?

Лексическая тема: «Хлеб».

  1. Выясните, знает ли ребенок как можно назвать одним

словом  булочки, пряники, пирожки, сушки, ватрушки

(хлебобулочные изделия)

  1. Побеседуйте с ребенком о том, как растят хлеб.

Пусть ребенок скажет, как называются люди, которые растят

хлеб. Расскажите ребенку о труде хлеборобов.

  1. Предложите ребенку подобрать как можно больше

прилагательных к слову хлеб (ароматный, аппетитный, свежий, душистый, хрустящий, мягкий, поджаренный, пропеченный, вкусный)

  1. Побеседуйте с ребенком о том, как он понимает выражение золотая рожь, золотые руки.
  2. Предложите ребенку объяснить поговорку «Хлеб всему голова». Пусть ребенок попробует рассказать. Как он понимает эту поговорку.
  3. Выясните, знает ли  ребенок, из каких злаковых культур

мелят муку для хлеба,  какой хлеб получается из этих культур.

Организуйте с ребенком игру: «Какой хлеб».

Например: если хлеб пекли из пшеничной муки-

хлеб пшеничный; если хлеб пекли из ржаной муки –

хлеб ржаной, если печенье пекли из овсяной муки- печенье овсяное.

Лексическая тема: «Домашние животные».

  1. Выясните, знает ли ребенок домашних животных.
  2. Выясните, знает ли ребенок,  почему эти животные называются домашними (живут рядом с человеком,

приносят человеку пользу, а он ухаживает за ними)

  1. Вспомните с ребенком названия детенышей домашних

животных. Предложите ребенку поиграть в игру

 «Кто у кого?»: Взрослый называет любое домашнее

 животное, а ребенок называет детеныша этого животного.

  1. Выясните, знает ли ребенок, как подают голос животные:

Кошка- мяукает                    свинья - хрюкает

Собака –лает                          овца- блеет

Корова- мычит

  1.  Предложите ребенку отгадать загадки  о домашних

животных.

  1.   Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие  домашних животных.

(Например: кошка – пушистая, ласковая, ловкая, усатая;

лошадь-  сильная, быстрая, выносливая, грациозная  и т. д)

  1. Об одном из животных  ребенок может составить рассказ- описание. Для составления рассказа предложите ему план:

- Как называется животное?

- Какого оно размера?

- Какие у него туловище, голова, ноги, хвост?

- Чем покрыто  его тело?

- Чем оно питается?

- Как называются его детеныши?

  1. Поиграйте с ребенком в игру « Бюро находок»: вы

бросаете мяч ребенку и называете часть тела животного,

ребенок образовывает словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: уши

кролика - кроличьи, хвост собаки- собачий и т.д.

Лексическая тема: «Насекомые».

  1. Попросите ребенка назвать одним словом бабочку, муравья, комара, пчелу, жука. (насекомые)

  1. Объясните ребенку, что насекомые так называются потому,

что у них на брюшке есть насечки, отсюда и такое название: насекомые.

  1. Предложите описать одного из насекомых по вашему

образцу:

Это насекомое - пчела. У пчелы есть тело, голова, лапки, нежные тонкие крылья усики, она полосатая. Пчела очень

 трудолюбивое насекомое. Она собирает  пыльцу с цветов и

нектар.

  1. Организуйте с ребенком игру «Один – много»

Н-р: Жук- жуков

         Пчела-пчел и т.д

  1. Организуйте с ребенком игру «Назови ласково»

Комар- комарик                          

Гусеница- гусеничка

Жук- жучок

Пчела- пчелка

Лексическая тема: «Грибы, ягоды».

Выясните, помнит ли ваш ребенок названия грибов и ягод.

Предложите  ребенку поиграть в интересную игру: вы будите бросать  друг другу мяч, называя при этом грибы; победит тот,

кто назовет гриб последним. Так же можно поиграть, называя ягоды.

Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать

из лесных ягод и грибов. Знает ли он, как называется варенье из земляники (земляничное), желе из малины (малиновое), джем из черники (черничный), повидло из брусники (брусничное),

компот из ежевики (ежевичный).

Помогите  ребенку составить рассказы- описания об одном из грибов и об одной из ягод по плану.

- Как называется гриб?

- Он съедобный или несъедобный?

- Как выглядит ножка гриба?

- Какая у него шляпка?

- Что можно из него приготовить?

- Как называется ягода?

- Где она растет?

- Какая она на вид, на вкус, по запаху?

- Что из нее готовят?

        

Лексическая тема: «Домашние животные».

Предложите ребенку вспомнить и назвать домашних животных

и их детенышей.

Предложите ребенку назвать части тела домашних животных.

(рога, копыта, пятачок)

Выясните, знает ли ребенок как называются жилища домашних животных: овцы живут в овчарне, лошади- в конюшне,

кролики-в крольчатнике, свиньи – в свинарнике, куры- в курятнике, коровы- в коровнике.

Организуйте с ребенком игру «Бюро находок» предложите

ребенку ответить на ваши вопросы:

- Чей это хвост? (бараний, овечий, собачий)

- Чья это голова? (баранья, овечья, собачья)

Предложите ребенку отгадать загадки о домашних животных:

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она  знать дает.

                                                                                       (собака)

Поупражняйте в толковании пословиц и поговорок:

Гусь свинье не товарищ.

Дареному коню в зубы не смотрят.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по лексической теме"домашние птицы и их птенцы"

методические рекомендации для родителей по лексической теме"Домашние птицы и их птенцы"...

Картотека методических рекомендаций по лексическим темам для родительского уголка

Данный материал предназначен для родителей, которые при желании могут закреплять дома с детьми знания, полученные на занятиях с логопедом в детском саду. Материал расчитан на работу с детьми старшего ...

Методические рекомендации по лексической теме "Профессии"

Методические рекомендации для родителей по лексической теме "Профессии"...

Методические рекомендации по лексической теме "Космос" для родителей во время самоизоляции.

Методические рекомендаций для родителей по организации образовательной деятельности с детьми в период самоизоляции. Игры и задания соответствуют образовательной программе детского сада и...

Методические рекомендации по лексической теме "Насекомые"для детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи, мелкой моторики, и ознакомлению с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Н...

Методические рекомендации по лексической теме "Лето"

Методические рекомендации по лексической теме "Лето". Педставлены задания на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, связной речи, слуховой памяти, мелкой м...

Методические рекомендации по лексической теме "Летние забавы"

Методические рекомендации по лексической теме "Лето". Педставлены задания на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, связной речи, слуховой памяти, мелкой м...