Тематическая встреча с родителями детей старшего дошкольного возраста "Большой секрет для маленькой компании за чашкой чая"
материал (подготовительная группа) по теме

Котова Альбина Александровна

На тематической встрече с мамами будущих первоклассников подняты для обсуждения серьёзные проблемы, а именно: о чем мечтают ваши дети, знаете ли вы своих детей, что такое семья, каковы бывают мамины роли, роль бабушек в воспитании будущих первоклашек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshoy_sekret_dlya_malenkoy_kompanii_za_chashkoy_chaya.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №46 комбинированного вида Колпинского района

 Санкт-Петербурга

Тематическая встреча

с родителями  детей старшего дошкольного возраста:

«Большой секрет для маленькой компании за чашкой чая»

(авторская работа)

Составила педагог-психолог

Котова А.А.

Санкт-Петербург, 2012 год

Содержание:

  1. Предисловие.
  2. О чём мечтают дети? Знаете ли вы своих детей?
  3. Что такое семья? (по мнению детей)
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогического образования (выступление психолога Котовой А.А.).
  5. Какие бывают мамы: мамины роли.
  6. Первый ребёнок последняя игрушка, а первый внук – первый ребёнок (типы бабушке).
  7. Знакомство с эмблемой 2008 года - года семьи.
  8. Подарок маме – цветок (заветное желание).
  9. Заключение

1. Предисловие

Трепещет и манит

И заставляет думать о пути,

Что нашим детям суждено пройти.

Зло и добро – вот две дороги разных

Одна – поступков страшных, безобразных

Другая – Света, Веры и Надежды

Какую выбрать… Наш ребёнок сам решит.

Но прежде…

Обдумать и понять должны мы с вами

Каким путём хотим идти мы сами.

2.  О чём мечтают дети? Знаете ли вы своих детей?

Муж и жена – это две первоосновы семьи.

Отец и мать – это не просто родители, а люди, взявшие на себя ответственность за то, что они родители, прежде всего перед самими собой.

Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, её украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них этот огромный мир, но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. И сейчас мы предоставляем Вам возможность взглянуть на себя как в зеркало. Наши дети, такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они как открытая книга, как чистый белый лист, на котором можно написать всё, что захочется. А иногда – загадка, маленькая тайна. Знаем ли мы её?. Знаете ли Вы своих детей? Вот как Вы думаете, о чём мечтает ваш ребёнок?

(Опрос родителей «О чём мечтает Ваш ребёнок?)

3. Что такое семья? (по мнению детей)

А теперь я хочу, чтобы Вы послушали высказывания самих детей.

(Видеозапись беседы с детьми, о чём они мечтают)

4. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня их педагогического образования (выступление психолога Котовой А.А.).

Что ребёнку надо – домик с тихим садом.

Мама с добрым взглядом и отца родного слышать ласки слова.

Семья – это тёплый очаг и вечера у новогодней ёлки, дружба и поддержка на всю жизнь. Это ты да я, да мы с тобой.

Как вы думаете, по мнению детей, что такое семья?

Проводится обсуждение вопроса.

А теперь послушайте ответы ваших детей.

(Воспитатель зачитывает)

5. Какие бывают мамы: мамины роли.

Психолог предлагает мамам по желанию провести тест «Дом, дерево, семья».

Затем показывает рисунки их детей, даёт общую характеристику работам.

Хранительница домашнего очага всегда была женщина. Она поддерживала огонь, создавала уют. Ухаживала за детьми. От её мудрости зависит очень много. Но главное назначение женщины – материнство. В материнском труде, как и во всяком другом, возможны ошибки и радости, сомнения и удачи, поражения и победы. Материнская любовь, переживания и хлопоты – сложная и многогранная часть жизни женщины. Все мамы не похожи друг на друга, как не похожи и дети.

 Какие бывают мамы, мамины роли.

Мамы – наседки. Они приносят себя в жертву своему бесценному чаду. Следит за каждым шагом ребёнка, бережёт его от дождя, от солнца, от дурного влияния. Вечные попытки всё сделать за ребёнка, оградить его от решения возникающих проблем и даже заменит собой сверстников, рано или поздно заканчиваются протестом со стороны ребёнка. Чрезмерная опёка для подрастающего малыша становится невыносимой. Мама без конца хлопочет и трясётся над ребёнком, а он хнычет и капризничает, требуя и добиваясь своего. Мама – наседка всегда находит повод для тревоги, показывает ребёнка множеству врачей, посещает с ним самые разные клиники. Такое отношение к ребёнку может только ухудшить ситуацию.

Мама, которая вместо своей проживает жизнь собственного ребёнка, всё время тревожится, беспокоится, причём чаще всего о вымышленных, а не о реальных трудностях и проблемах. Часто меняющая свои решения, постоянно раскаивающаяся в своих поступках, сомневающаяся всегда и во всём мама – наседка может:

- потерять уважение своего ребёнка;

- издёргать его;

- дезориентировать малыша своими подсказками, контролем и готовностью решать за него проблемы и самые простые вопросы, а этим воспитать ребёнка, неспособного самостоятельно принимать решения.

Мама –кукушка. Во время Второй мировой войны нацисты провели на детях такой эксперимент. Сначала они отобрали совершенно здоровых физически и психически мужчин и женщин. При этом проследили, чтобы у них не было наследственных заболеваний. Двадцать рождённых у этих родителей детей отобрали у матерей сразу же после их появления на свет и начали воспитывать в специальном детском доме. Нацисты стремились создать сверхлюдей «чистой» расы. Условия содержания детей, их питание, уход за ними были прекрасными. Из сообщений воспитателей, принимавших участие «в выращивании людей новой расы», выяснилось, что все 20 детей сильно отставали в развитии. Эти дети не играли, были грустными и подавленными, не проявляли интереса к окружающему миру, сосали пальцы, поздно научились говорить, навыки опрятности приобретали только после пяти лет. Некоторые дети оценивались как «идиоты». Что же произошло? Почему дети, которые родились генетически здоровыми, хорошо питались и жили в прекрасных условиях, не стали весёлыми, озорными карапузами? Каковы причины отставания их психического развития? Ответ оказался простым. Без материнского тепла, без человеческого общения не может сформироваться полноценная личность. Сон, еда и уход – это ещё не всё, что нужно ребёнку для того, чтобы стать человеком. Малышу нужно ощущать искреннюю заботу и участие, слышать звуки голоса, обращённого к нему, видеть улыбку взрослого, смотреть ему в глаза, разговаривать с ним, петь ему, гладить его.

Что общего в поведении мамы и птицы? Кукушка подкладывает свои яйца с ещё невылупившимися птенцами в чужие гнёзда. Мама – кукушка тоже перекладывает заботы о собственном ребёнке на кого-то другого – на бабушку или няню. Причин такого поведения может быть несколько:

  1. Необходимость много работать, чтобы не лишиться привычного заработка;
  2. Необходимость учиться, чтобы получить образование;
  3. Незапланированное появление малыша;
  4. Карьера и честолюбивые профессиональные планы на будущее;
  5. Рождение ребёнка – уступка желанию мужа иметь детей;
  6. Ребёнок – лишь средство удержания партнёра в браке или способ заставить мужчину заключить брак;
  7. Мнение, что маму прекрасно может заменить любая женщина;
  8. Нежелание заниматься пелёнками и ползунками;
  9. Эгоизм;
  10. Мнение, что для роста ребёнка необходимы лишь пища и уход.

Мама – следователь. Мама – следователь очень энергична, эмоциональна, любопытна. Это женщина властная  и знающая. Существует несколько типов мам – следователей.

Первый тип. Это профессионально очень успешная, деловая женщина – руководитель. Манеры управления на работе она автоматически переносит на отношения с ребёнком: получает информацию и реагирует кнутом или пряником в зависимости от того, какая информация о малыше поступила. Эта мама контролирует словом.

Второй тип. Эта женщина не добилась успехов в работе, поэтому ей нужен максимальный успех ребёнка. Свои честолюбивые замыслы и планы ей не удалось реализовать в жизни по разным причинам: не хватало усердия, сил или желания. Внутреннее недовольство собой находит выход – это подрастающий малыш, вся надежда на него, он вместо мамы достигнет успеха. Контроль удваивается. Это контроль и словом, и сопровождением, и присутствием, это контроль, который не даёт ребёнку спокойно жить, дышать, действовать… Такие мамы считают, что главное в деле воспитания – это контроль: нужно всё и всегда знать о ребёнке, его поступках, мыслях, друзьях и планах. Если обо всём знать, можно повлиять, подсказать, предотвратить, не допустить. Самое грустное в этой истории, что подавляются активность, самостоятельность ребёнка. Для того, чтобы знать, что и когда делает ребёнок, как он поступил, что сказал друзьям, мама постоянно спрашивает или выпытывает, собирает информацию, сопоставляет и сравнивает всё, что узнала.

Мама – Баба-Яга.

  1. Не будешь есть – придёт врач и сделает тебе укол!
  2. Пойдём скорее домой, а то придёт Бармалей и утащит тебя с собой!
  3. Не будешь слушаться – милиционер тебя заберёт!
  4. Не убегай далеко, потеряешься, а там Баба-Яга!
  5. Время всем спать! Марш по своим комнатам! Только на минуту зайдите поцеловать бабушку и папу. Нечего бродить и хныкать, пора спать. Я же сказала! Да, и ночью не надо вскакивать, куда-то бежать, плакать, включать свет, звать бабушку, вы уже большие дети, запомните, что я сказала!

Эта мама пытается добиться послушания ребёнка, запугивая его требованиями, добиваясь послушания гневом и раздражением. Если маленький человек поступает по своему, то чаще всего следует наказание, в том числе физическое. Баба-Яга грубо и безапелляционно разговаривает с детьми, только она знает, что и как делать, - поэтому она указывает, командует, понукает, принижает чувство их достоинства, не допускает самостоятельности детей. Она легко раздражается и выходит из себя. Может кричать и ругаться.

Мама – Снежная Королева. Эта мама не только строга и непреклонна, но и высокомерна и тщеславна. Она повелевает со своего трона, а ребёнка окутывает ледяной холод. Между расчётливой и эгоистичной, жёсткой и равнодушной мамой и её малышом – ледяная пустыня. Ей нет дела до переживаний и ошибок, сомнений и тревог маленького человека.

Мама – Спящая Красавица. Мама – Спящая Красавица находится в мире сна и сладких грёз. Она никуда не спешит и ни о чём не беспокоится. Это мама расслабленная и самовлюблённая, разочарованная и ждущая перемен. Разве мама – Красавица должна заниматься бытом, потребностями ребёнка, его пелёнками или уроками? Нет ребёнок – это слишком большая обуза, для этого есть бабушки.

Мама – тиран. Ребёнок с утра до вечера спешит выполнить её приказы. У него нет своей маленькой личной жизни, он постоянно находится в оглядке и желании маме понравиться. Она часто недовольна его успехами, критикует его по поводу и без повода. С трёх лет дитя обучается языкам, музыке, танцам… На улице она его держит за руку, контролируя каждое его движение. Ребёнок, будучи взрослым, он продолжает находиться в зависимости от мамы. Он непременно вырастет эрудированным и честолюбивым, однако будет страдать от неуверенности, проявлять робость и инфантильность. Мальчики становятся зависимы от противоположного пола. Женщины постарше могут женить его на себе, те, что жёстче характером, сделают его подкаблучником. Взрослые дочки продолжают во всём слушать маму, обделяя свою, зачастую так и не состоявшуюся, личную жизнь.

Супермама. Она во всём ищет равновесие. Занятия с ребёнком происходят по её инициативе или по просьбе малыша. Если тот проявляет самостоятельность и говорит маме «Я сам» - она терпеливо сносит все его неудачи, поправляя и объясняя причину. Супермама любит ребёнка таким, какой он есть, и всегда избегает крайностей в воспитании. Ребёнок растёт очень любознательным. Охотно решает свои проблемы и норовит помочь более слабым людям и членам семьи. Его чувства в гармонии с рассудком. Он практичный, сообразительный и всегда с пониманием будет относиться к негативным поступкам окружающих. Неконфликтный. В дальнейшем о его выборе не стоит беспокоиться. Он очень уверенно будет себя чувствовать в любых жизненных перипетиях. Мнение мамы всегда будет уважать, считаться с ним, но не сделает его превалирующим.

Почти мама. Любит своё дитя и принимает его таким, какой он есть. Но поведение такой мамы бессистемно и хаотично. Развитие ребёнка пускает на самотёк – плывёт по течению сама и предоставляет ему развиваться, как «маугли». Она его может обожать, петь песни на ночь, носить на руках и ничего от малыша не требовать.

Замученная мама. Считает свои повседневные обязанности тягостными и бесконечными. У неё нет времени ни на себя, ни на мужа, ни на хозяйство. Детьми занимаются старшие братья и сёстры. Она не может привести свою жизнь в порядок. Безденежье приводит такую маму в уныние, и часто погружают в лень. Дети занимают себя сами в запущенном донельзя доме. Обычно это многодетные мамы, не имеющие достаточно средств на содержание семьи. Нетрудно предположить, что такой ребёнок будет интеллектуально не развит. Это маленький сопливый плакса, желающий хоть как-то привлечь внимание окружающих. В его часто «потухших» глазах можно прочесть грусть. Ему чужда эстетика и красота. Даже взрослый он не умеет со вкусом одеться, а красивая жизнь, смотрящая на него с картинок глянцевых журналов, кажется недостижимой.

Мама – педант. Она часто занимает хороший пост в обществе и имеет возможность пригласить няню. Не привыкшая к роли домохозяйки, такая мама часто раздражается на детские капризы и шалости, спешно выдавая тираду из окриков и унизительных обвинений в адрес малыша, а заодно и сбрасывает накопленную за день усталость.

6. Первый ребёнок последняя игрушка, а первый внук – первый ребёнок (типы бабушке).

В народе говорят: «Первый ребёнок – последняя игрушка, а первый внук – первый ребёнок».

Все бабушки обожают своих внуков, но по разному проявляют любовь и по своему оказывают помощь.

Существует несколько типов бабушек:

  1. Бизнес – леди
  2. Премьер – министр
  3. Благодетельница
  4. Подруга
  5. Баловница
  6. Домохозяйка

(раздаётся напечатанный материал для подробного самостоятельного изучения).

7. Знакомство с эмблемой 2008 года - года семьи.

Ежедневно взрослые ходят на работу –

Кто недавно, а кто много лет.

И каждый день у всех одни заботы –

Свободных дней  у нас почти что нет.

А рядом подрастают наши дети.

Бегут в детский садик, в школу, институт.

И ох как трудно нам порой заметить,

Какими же они у нас растут.

Прислушайтесь к их разговорам,

Они вершат над нами строгий суд,

Ведь в играх детских, спорах, ох как часто,

Проблемы взрослые встают.

На тематической встрече «Рядом с папой я кружусь – знаю папе пригожусь» я познакомила ваших мужей с эмблемой 2008 года.

2008 год – год семьи. Эмблема – это 4 ладони рядом. Сила семьи в сплочённости. Самая большая ладонь – это папина сила семьи, поддержка, защита. Гарантия стабильного будущего в его руках. Поэтому именно они обвели свою ладонь первыми.

А вам хочу сказать: мамина ладонь стоит рядом – это символизирует взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовыручку, взаимоподдержку.

И насколько понятие «взаимо» будет реализовано в жизни, зависит судьба ваших детей. Дети это бусинки на ниточке, которые находятся в руках двоих – мамы и папы.

Я желаю, чтобы ваши руки были рядом всегда. А теперь, пожалуйста, обведите свою ладонь рядом с ладонью вашего мужа.

8. Подарок маме – цветок (заветное желание).

На встрече с папами, папы искали самолёты со своими именами, внутри которого ребёнок писал заветное желание, адресованное папе.

Готовясь к нашей встрече, ваши дети написали свои заветные желания и адресовали их вам – мамы.

(мамы находят цветок со своим именем, в середине которого написано заветное желание).

9. Заключение:

Я довольна результатами своей работы. В ходе беседы я видела заинтересованность в этих встречах. Желание вести диалог, участвовать в беседе. Атмосфера взаимопонимания, уважение, которое царило во время встречи, даёт стимул для дальнейших тесных взаимодействий между воспитателем и семьёй.

Список используемой литературы:

1. С.В. Глебова «Детский сад – семья» Аспекты взаимодействия, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005г.

2. Журнал «Домашняя энциклопедия для вас»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Систематизация знания у детей 6-7 лет о правилах поведения и общения в обществе (этикет), о понятиях морали и нравственности. Выполняются воспитательные задачи: научить детей анализировать ...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты Снежной королевы»

Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности. Дети в опытно-экспериментальной деятельности изучают свойства снега и льда. В ходе занятия дети сравнивают между собой снег и лёд, а...

Квест для детей старшего дошкольного возраста "Секреты здоровья"

Это сценарий поисковой игры, которая проводится на территории детского сада. Она очень увлекает детей тем, что подгруппы  (команды по 6-8 человек) самостоятельно, без взрослых, пользуясь только м...

Конспект занятия в сенсорной комнате для детей старшего дошкольного возраста "Секреты Капитошки"

Конспект занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты, которое может организовать любой педагог для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Секреты воздуха»

Образовательная область: познавательное развитие, исследовательская деятельность, социально – коммуникативное.        Цель: Развивать познавательную активность...