Главные вкладки

    Артикуляционная гимнастика, для чего она нужна?
    статья (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

    Синичкина Наталья Григорьевна

    Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyacionnaya_gimnastika.docx14.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Артикуляционная гимнастика, для чего она нужна?

    Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно.

    Как и для любого другого вида гимнастики, как комплекса упражнений для укрепления и развития двигательных навыков определенного функционального аппарата человека, артикуляционная гимнастика для детей будет иметь смысл и даст желаемый эффект только в случае ежедневного ее выполнения. Однако существуют некоторые особенности проведения такой гимнастики именно для детей дошкольного возраста, связанные с их функциональными особенностями. Поскольку такие дети быстро утомляются и, как следствие этого, теряют интерес к занятиям, каждое из упражнений комплекса не должно продолжаться более 3-5 минут, а количество различных упражнений в комплексе не должно быть более двух или трех. Если соблюдать данное условие, для лучшего закрепления навыков произнесения звуков разговорной речи артикуляционная гимнастика для дошкольников может с успехом проводиться три-четыре раза в день.

    Есть еще одно из самых главных условий проведения гимнастики для органов речи, которое обусловлено возрастом аудитории. Во-первых, все упражнения должны проходить в игровой форме. Это облегчает детям понимание того, что вы от них хотите. Во-вторых, комплекс упражнений всегда должен начинаться с более легкого для выполнения детьми и заканчиваться наиболее сложным. Если необходимо в целях развития навыков добавить какое-либо новое упражнение, то оно должно первый раз появиться в комплексе в последнюю очередь, после повторения уже хорошо отработанных навыков. Один и тот же комплекс может повторяться до тех пор, пока ребенок не научится выполнять все упражнения достаточно хорошо.

    Выполняется артикуляционная гимнастика для дошкольников по-особому: ребенок должен сидеть перед взрослым на жестком удобном стуле, так как его спина при этом должна быть прямой, а руки и ноги – не напряжены. Лицо взрослого должно быть прямо перед лицом ребенка, в центре его внимания. Нельзя допускать ситуации, когда ребенок начнет отводить взгляд в сторону. Желательно, чтобы в помещении, где проводятся упражнения, было настенное зеркало, а еще лучше, чтобы проводилась артикуляционная гимнастика в детском саду. Отдельные упражнения требуют того, чтобы ребенок мог видеть, как он выполняет те или иные упражнения языком и губами или наблюдать за другими детьми, как они выполняют их.

    Порядок организации работы при проведении артикуляционной гимнастики следующий:

    1. Описание взрослым упражнения в форме рассказа.
    2. Показ взрослым того, как нужно выполнять упражнение.
    3. Повторение ребенком упражнения с обязательным контролем со стороны взрослого.

    В обязанность взрослого входит наблюдать за качеством движений, выполняемых ребенком. Также необходимо следить, чтобы движения губ, языка и других органов выполнялись симметрично как на левой, так и на правой стороне лица. Как правило, в начале выполнения упражнений дети напряжены, но постепенно, когда они увлекаются игрой, напряжение уходит, и движения приобретают необходимую естественность. Тем самым вырабатывается навык «привычных действий», движения становятся более скоординированными.

    Невероятно важно ни в коем случае не заострять внимание ребенка на том, что он неверно выполняет то или иное движение. Только хвалить! Но при необходимости – мягко поправлять неверные движения с помощью фраз типа: «немножко не так, а вот как», при этом нужно еще раз показать, как именно следует выполнить упражнение. Хвалить и ободрять. Ребенок должен поверить в себя! Только при этом условии артикуляционная гимнастика для дошкольников даст необходимые результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Буклет

    Буклет предназначен для родителей детей, посещающих логопедическую группу...

    Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

    Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

    Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

    Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

    Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика.Для чего она нужна?"

      Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, вед...

    Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?

    Что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Орган...